logo search
Ekzamen_I_Kollokvium

Структура системы управления.

Управлениецеленаправленный перевод системы из одного со­стояния в другое желаемое.

Система управлениясовокупность взаимодействующих компо­нентов: объекта управления и управляющих частей.

Структура— совокупность элементов и их связей.

Рис. 1.1. Простейшая структура системы управления

Простейшая структура приведена на рис. 1.1. Структура системы управления может быть многоуровневой (структурой подчинения).

Объект управления (ОУ) — динамическая система любой природы, преобразующая ресурсы в продукты и находящаяся под действием управляющих и возмущающих воздействий.

Возмущающее воздействиевоздействие, выводящее систему в нежелательное состояние.

Решение (управляющее воздействие, управление) — воздействие, выбранное из множества возможных на основе поставленной цели и принятого критерия.

Критерий оценка вариантов решений.

Цельсостояние, к которому стремится система.

Управляющая часть (УЧ) — часть системы, вырабатывающая ре­шения и передающая их на объект управления.

Средаметасистема, в которую рассматриваемая система управ­ления входит составной частью.

Функционирование системы— работа системы в рамках заданной структуры.

Развитие системы— работа системы в условии острых противо­речий, которые могут вызвать изменение структуры.

Рис. 1.2. Укрупненная схема объекта управления

Рассмотрим подробнее объект управления (рис. 1.2) как систему преобразования ресурсов в продукты. Объект управления использует следующие виды общих ресурсов: материальные, трудовые, финан­совые, оборудование.

Могут быть выделены разные уровни автоматиза­ции (режимы работы). Наиболее известны информационно-поиско­вый и информационно-советующий режимы.

Автоматизированное управление базируется на теории информа­ции, теории сложных систем, теории автоматического управления, теории принятия решений.

Современные проблемы управления характеризуются следующи­ми особенностями.

1. Рост объемов и масштабов производства, усложнение матери­альных и, следовательно, информационных связей.

2.Существенный рост потоков информации, скорость поступле­ния которой превышает возможности ее обработки человеком-руко­водителем, или лицом, принимающим решения (ЛПР).

3. Дефицит времени при принятии решений приводит к отсече­нию части информации, возможно и полезной. Это может вызвать резкое снижение качества принимаемых решений, принятие ошибочных решений. Ошибки оказываются тем масштабнее, чем выше уровень иерархии принятия решений.

4. Для исправления последствий ошибочных решений могут по­надобиться дополнительные ресурсы и время.

Улучшить качество управления возможно двумя путями:

• экстенсивным (увеличением численности работающих) — воз­можности этого пути ограничены как возможностями человека, так и конечным количеством трудовых ресурсов;

• интенсивным — широким использованием в управлении вы­числительной техники и созданием автоматизированных, челове­ко-машинных систем управления.