logo
DT FINAL

Глава 2. Зоны влияния городов

(Акимова Варвара, Латыпова Софья, Арутюнова Анна)

Процесс выявления зон тяготения к крупным городам представляет собой многоуровневый анализ существующих связей между различными населенными пунктами в пределах исследуемой территории. Эти связи могут иметь различный характер: экономический, культурный, социальный, транспортный, политический и исторический. Радиус зоны влияния города определяется численностью его населения, а также функциями, которые выполняет город, и его географическим положением.

Цель данной работы - выявить зоны влияния крупных городов в пределах нашего маршрута, проходившего по территории Германии, Австрии, Швейцарии, Лихтенштейна (который полностью входит в зону влияния Швейцарии), Франции, Италии и Словении. Основными источниками информации послужили полевые исследования, которые можно отнести к двум типам:

  1. наблюдения по ходу маршрута из окна автобуса;

  2. работа непосредственно в населенных пунктах (в основном, опросы местного населения и исследование рекламы).

Необходимо отметить, что данная дорожная тема принципиально отличается от других: во-первых, это единственная тема, при работе с которой исследования должны проводиться непрерывно, в том числе и внутри населенных пунктов (не только из окна автобуса, но и во время самостоятельных маршрутов по городу, параллельно с выполнением внутригородских заданий), во-вторых, при работе с ней невозможно постоянно использовать одни и те же критерии и индикаторы – они меняются от страны к стране, и даже от региона к региону, что создает определенные трудности при сведении материала воедино.

Основная сложность при работе с данной темой —многоуровневость и многослойность влияния городов. Приведём некоторые примеры. Зоны Синклера помогают определить границу городской агломерации, которая часто не совпадает с административной границей города; таким образом, можно выявить населенные пункты (примыкающие к городу), находящиеся в зоне его непосредственного экономического воздействия; однако радиус такого влияния заведомо будет небольшим (особенно если сам город невелик и не образует настоящей агломерации) — всего несколько километров — это граница «первого» уровня. Однако, совершенно очевидно, что граница зоны экономического влияния (граница «второго» уровня) простирается дальше и для её выявления используются другие индикаторы, например, данные опросов населения (в частности о том, где они планируют получать образование или совершать крупные покупки). И тут возникает серьёзное противоречие: для одних городов удаётся выявить только зоны непосредственного воздействия (по зонам Синклера, по плотности застройки), для других — только обширные зоны экономического тяготения (по данным опросов, рекламе); и, если текстовую часть работы можно построить на конкретных примерах (с указанием метода), то для построения карты зон влияния, с единой легендой для всего маршрута подобное несоответствие уровней может оказаться серьезным препятствием. Поэтому на карте будут показаны только «глобальные» зоны влияния, характеризующие максимальный радиус воздействия. В то же время, это не означает, что на карте не будут отображены перекрывающиеся зоны: если город среднего размера оказывает заметное влияние на прилегающие территории и сам при этом входит в зону тяготения более крупного города, то изображены будут обе зоны влияния, причём зона крупного города, в большинстве случаев будет «выглядывать из-за спины» среднего.

Многослойность зон влияния выражается в том, что экономические зоны часто не совпадают с культурными: за духовной или интеллектуальной «пищей» (в университет или в театр) жители малых населенных пунктов поедут в исторический и культурный центр, а на работу или за серьёзными покупками (машиной, например) — в экономический центр, причём размер культурного центра имеет небольшое значение, по сравнению с его исторической ценностью и качеством оказываемых в нём услуг. Следует отметить, что во многих случаях эти центры совпадают, и этим, по всей видимости, объясняется то, что до этого (судя по отчётам предыдущих практик) разделения зон экономического и культурного влияния проведено не было.

Прежде чем перейти непосредственно к описанию зон тяготения, стоит рассмотреть различные методики, как наши собственные, так и разработанные в предыдущие годы, и дать оценку степени их применимости в условиях нашего региона.

1) Изменение цен на бензин. В России цены на бензин, как правило, падают по мере удаления от центра крупного города, что вызвано уменьшением платежеспособности. При выезде из города (а именно, при пересечении городской черты) можно наблюдать довольно резкое падение цен на топливо. В дальнейшем, по мере появления различных населенных пунктов, уровень несколько выравнивается. Такие падения носят название «ям» Синклера, которые служат для определения границы между городом в широком смысле и сельской местностью.

По ходу маршрута мы фиксировали цену за литр дизеля, так как именно этот вид топлива встречался во всех посещенных нами странах. По собранным данным был построен график распределения цен на нашем маршруте (все цены предварительно были переведены в единую валюту – евро). При анализе данного сводного графика по заправкам всех типов фирм не удалось сделать никаких интересных выводов – зоны Синклера или другие явления, имеющие закономерное распространение на всём протяжении исследуемого маршрута выявлены не были. Однако по нему можно судить о разнице цен на бензин в разных странах Европы — наиболее высоки они, как и предполагалось, в Швейцарии (к сожалению, в рамках данного исследования эти данные использованы быть не могут).

Интересно, что при более детальном анализе (отдельно по каждой фирме) в некоторых случаях прослеживаются искомые закономерности – падение цены на бензин при выезде из крупного города (Инсбрука и Зальцбурга). В ходе такого (более избирательного) исследования, мы столкнулись с новыми трудностями: только несколько фирм имеют достаточное распространение для того, чтобы сделать обоснованные выводы о динамике цен на их заправках, именно Shell, BP,OMV и на некоторых участках Esso, Total и Agip. Причём, нет ни одной компании, которая «работала» бы по всему маршруту, поэтому графики приведены по заправкам разных фирм, в зависимости от степени ее распространения в крупном городе и вокруг него. Важно, что выводы получились достаточно достоверными, так как они сделаны на основе сопоставления динамики цен на отрезке более чем в 10 километров, по нескольким фирмам, каждая из которых представлена двумя и более заправками.

В Италии данные теоретические закономерности не прослеживаются, более того, наблюдаются прямо противоположные. Например, при выезде из таких итальянских городов, как Милан и Турин было замечено не понижение цен на бензин, а их заметное повышение. То есть, в Италии методика выявления границ города по зонам Синклера не работает. Что касается других стран (Швейцарии, Франции, Словении, Германии), то по ним было слишком мало данных, чтобы сделать более или менее обоснованные выводы, так как для хорошего исследования необходимо большое количество заправок, расположенных вдоль всей трассы. Недостаточное количество АЗС объясняется следующими причинами: большую часть пути мы проделали по автобанам и скоростным трассам, проходящим вдали от населенных пунктов (количество которых, как правило, прямо пропорционально количеству заправок). Во Франции и Швейцарии значительный отрезок пути проходил по горным дорогам (перевалам), на которых также крайне мало АЗС, так как поднимать бензин на такую высоту крайне сложно и небезопасно.

Говоря о Германии, стоит упомянуть ещё одну проблему: за то время пока мы путешествовали (почти месяц) цены на бензин изменялись по законам рынка вместе с ценами на нефть, в связи с этим, данные, полученные в начале нашего пути не сопоставимы с данными, полученными в конце. Поэтому, в частности, нам не хватило данных для оценки динамики цен на бензин в районе Мюнхена.

Инсбрук

Инсбрук – 155,5 км

Зальцбург

Зальцбург – 2675 км

Турин

Турин – 1640 км

Милан

Милан – 1915 км

2) Качество дорожного покрытия. На всём нашем маршруте дорожное покрытие находилось в достаточно хорошем состоянии, качество его, разумеется, изменялось от страны к стране, но внутри [отдельной страны] оставалось практически неизменным. Таким образом, если в России при приближении к крупному городу, качество дорог улучшается, то в европейских странах такой закономерности выявить невозможно.

3) Нумерация домов. Считается, что главная улица населенного пункта является определяющей и если нумерация домов по этой улице идет по направлению от крупного города, то данный населенный пункт попадает в зону влияния этого города. Таким образом, нумерация домов в населенных пунктах демонстрирует их ориентацию относительно местных центров, т.е. тяготение к тем или иным из них. В ходе нашего исследования выявление зон тяготения по нумерации было затруднено тем, что, во-первых (как уже было отмечено), наш путь проходил в основном по автобанам, которые специально строятся вдали от населенных пунктов, а, во-вторых, даже если мы проезжали какой-либо малый населенный пункт, то не всегда по его главной улице.

4) Содержание газет. «Технических» остановок на заправках вдоль трассы практически не было (причинами этого послужило небольшое число АЗС (особенно на отрезках, проходящих по автобанам и скоростным трассам), отсутствие явной необходимости и нежелание терять время — график был очень плотный), это лишило нас возможности собирать информацию о газетах вне населённых пунктов. Незначительное количество посещенных нами малых населенных пунктов не позволило собрать достаточно данных о содержании локальных газет. Печатная продукция была собрана в основном в крупных городах, поэтому содержала рекламные объявления о них же и упоминающие. Бесплатные газеты попадались крайне редко, поэтому часть пришлось покупать. Проблемой стало и незнание языка — ведь это затрудняло выбор именно местной газеты.

5)Реклама вдоль автодорог. Как уже было отмечено выше, большую часть нашего путешествия мы перемещались по скоростным автомагистралям, на которых практически отсутствует реклама. Например, в Германии на автобанах категорически запрещена какая-либо реклама, так как она отвлекает водителя от управления автомобилем. Что касается размещения рекламных носителей вообще, то в Германии его регулирует отдельный закон, согласно которому какая-либо постройка не может находиться вдоль дороги или на дороге, независимо от того, является ли эта дорога автомагистралью или скоростной автострадой. Если кто-либо примет решение поставить высокий билборд или другой рекламоноситель, разрешение на его установление попадает в категорию разрешения на строительство и такую постройку нельзя разместить ближе, чем на 40 м от скоростной автострады и на 20 м от автомагистрали первого класса. При этом немецкие законы требуют на какое-либо сооружение, размещенное на расстоянии до 100 м от дороги, разрешение на строительство. Не существует никаких других исключений на размещение рекламных носителей около автострад и скоростных магистралей. В Австрии система довольно-таки простая — за городом нельзя размещать рекламные носители на расстоянии до 100 м от дороги. Кроме этого, никаких других ограничений не существует. Размещение каждого носителя должно быть санкционировано. Это правило существует для всех типов дорог. На некоторых участках, правда, могут существовать локальные ограничения, связанные с охраной окружающей среды. В этой системе существует два исключения. Первое — установлены преференции для государственного предприятия Autobahnwerbung. Второе гласит, что реклама, размещенная в интересах водителя, может находиться ближе, чем на 100 м от автодороги). Поэтому этот показатель мог быть использован не так часто, как хотелось бы, однако именно он помог нам выделить зону влияния нескольких городов, включая немецкий город Гармиш-Партенкирхен.

6)Реклама на радио. В условиях Центральной России этот метод, как правило, работает: на одной и той же радиостанции в зависимости от местонахождения слушателя реклама разная. Например, находясь в городе Малоярославец (Калужской области), на «Авторадио» вы услышите рекламу Обнинска и Калуги (в несколько меньшем объеме) и очень редко рекламу Москвы; при движении по направлению к Москве реклама в какой-то момент «переключается» и практически целиком становится московской. Таким образом, можно выделить границу между зонами экономического влияния Москвы, Обнинска и Калуги. Однако в Европе этот метод не дал желаемого результата; во многом это объясняется тем, что выбранная радиостанция очень часто «перескакивает» с одной волны на другую, и на её поиск уходит достаточно много времени. В Италии, Франции и франкоязычной Швейцарии (по которым проходила значительная часть маршрута) основным барьером стало незнание языка. Стоит отметить, что в Европе реклама занимает крайне малую долю эфирного времени — это также затрудняет её отслеживание.

7)Реклама в городах. В городах встречается большое количество разнообразных плакатов, постеров, объявлений и других рекламоносителей, основная их часть содержит информацию о внутригородских мероприятиях и товарах, однако встречаются и исключения. Так, по рекламе выставок и концертов удалось выявить такой интересный культурно-исторический регион как «Швейцарская Ривьера», оказалось, что он полицентричен и входящие в него города имеют прочные связи.

8)Плотность застройки. Этот индикатор очень нагляден: проезжая по трассе (даже на большой скорости), можно достоверно оценить плотность и специфику застройки (промышленная или селитебная зона). Если при пересечении административной границы крупного города, застройка остается плотной, можно сделать вывод о том, что город имеет достаточно обширную агломерационную зону и определить её границы.

Теперь можно перейти к непосредственному описанию зон тяготения крупных городов. Для того чтобы было удобнее сопоставлять текст с картой, будем рассматривать зоны влияния в каждой стране по отдельности, за исключением тех случаев, когда границы зон влияния не совпадают с государственными.

Германия

На территории данной страны наиболее четко выделяется зона влияния Мюнхена, которая распространилась на 80 км от границы города, включая город Оберау. Сразу за Оберау началась реклама Гармиш-Партенкирхена, а за ним снова появилась реклама Мюнхена, это позволяет сделать вывод о том, что Гармиш-Партенкирхен, образует собственную небольшую зону влияния, но при этом вместе с ней входит в более обширную зону тяготения Мюнхена. Этот факт объясняется тем, что Мюнхен является важным экономическим центром юга Германии и столицей федеральной земли Баварии; Гармиш-Партенкирхен также широко известен (как «горнолыжное сердце» Германии), но его небольшая численность и специализация сугубо на туризме объясняют относительно небольшой радиус зоны его влияния.

Австрия

Как только была пересечена граница с Австрией, в небольшом населенном пункте появилась реклама Инсбрука, что позволяет сделать вывод о том, что по границе государств проходит и граница зон влияния Мюнхена и Инсбрука. Этот факт может быть объяснен тем, что Инсбрук — ближайший к немецко-австрийской границе крупный (для Австрии) город. Он привлекателен как для местных жителей (наличием рабочих мест), так и для туристов со всего мира (является центром зимнего туризма, известен своим олимпийским прошлым и близостью к музею Swarovski). В то же время, сам Инсбрук, вместе со своей зоной влияния, попадает в зону тяготения Вены — столицы государства, крупнейшего города (который в 6 раз больше следующего по численности Граца), важнейшего экономического, культурного, политического центра. Данный вывод был сделан, в том числе на основании опроса, специально проведенного в Инсбруке, в ходе которого молодые люди практически единогласно заявляли, что с большей вероятностью (и удовольствием) поедут учиться в университеты Вены, нежели продолжат свое обучение здесь.

Швейцария

Цюрих – это один из крупных банковских (и финансовых, в целом) центров мира и «карман» Швейцарии, поэтому неудивительно, что экономическая зона влияния Цюриха зашла на 15-20 км на территорию Австрии, о чем свидетельствуют, в том числе, билборды с рекламой цюрихской недвижимости на австрийских дорогах. При этом его зона влияния не распространяется дальше Берна – некоего компромисса в борьбе между немецкоязычном Цюрихом и франкоязычной Женевой за звание столицы Швейцарии, обусловленной культурно-историческими особенностями развития страны. Поэтому необходимо выделить границу между немецкой и французской Швейцарией. Оказывается, эта граница проходит по городу Сьону, где все вывески, названия кафе, ресторанов теперь встречаются исключительно на французском языке.

Отдельно рассмотрим регион, носящий название «Швейцарской Ривьеры» — он образует особую культурно-историческую зону, объединённую едиными функциями и стилем жизни. Он расположенный вдоль Женевского озера и включает в себя территорию от Мартиньи до Женевы. «Швейцарская (или Ваадтская) ривьера» — обобщающее название для прибрежных курортов, расположенных вдоль северного берега Женевского озера (южный берег с Тононом принадлежит Франции). В этом регионе особый микроклимат: благодаря тому, что Альпы защищают его от холодных северных ветров, у самой кромки озера он близок к субтропическому, на набережных можно встретить пальмы, а окрестные холмы отданы под виноградники. В неё входят такие курорты, как Веве, Вильнёв, Лютри, Ньон, Вернье; между ними разбросаны мелкие деревни, входящие в состав различных кантонов. В зону притяжения этого региона входят также некоторые горнолыжные курорты, расположенные на ближайших склонах Альп — Вилар, Лейзэн, Шампери.

Хотя неофициальной столицей «Швейцарской ривьеры» считается небольшой городок Монтрё у восточной оконечности озера, выделение здесь какого-либо общего главного центра не представляется возможным, вследствие полицентричности региона. В качестве примера полицентричности можно привести тот факт, что реклама выставки картин Моне в городе Мартиньи встречалась как в Веве и Лозанне, так и в Женеве, также во всех городках «Ривьеры» попадалась реклама Олимпийского музея в Лозанне и джазового концерта в Веве.

Несмотря на то, что Женева входит в состав Швейцарской Ривьеры, она имеет свою собственную обширную зону влияния, распространяющуюся не только на территории Швейцарии, но и Франции. Женева (являясь неофициальной столицей Швейцарии, с 250 штаб-квартирами крупных транснациональных корпораций, Международным Красным Крестом, европейской штаб-квартирой ООН и других не менее важных международных организаций) представляет собой один из самых значимых экономических центров Европы. С Францией Женеву объединяет длительная история совместного развития сначала в составе Бургундского королевства (в качестве его столицы), а затем герцогства Савойского. Тесные связи сохранились до сих пор, о чем свидетельствует, например, то, что жители Женевы регулярно ездят за продуктами в соседнюю Францию (это связано с более низкими ценами), а большое количество французов, живущих в относительной близости к границе между этими государствами, работают в Женеве. Поэтому рекламу Женевы можно встретить даже в 20 км от границы Швейцарии и Франции.

Франция

Анси, Альбервиль и Шамони имеют небольшие зоны влияния, что обусловлено их небольшими размерами, малым население и узкой специализацией исключительно в сфере туризма. Обилие рекламы Анси в малых населенных пунктах объясняется тем, что заявку города на право принимать Зимние Олимпийские Игры в 2018 году поддерживает вся Франция, а местные власти стремятся привлечь внимание, как жителей региона, так и туристов к этому событию.

Италия

Первым населенным пунктом в Италии, где мы сделали остановку, был город Аоста – столица региона Валле-д-Аоста. На щитовой рекламе и в местных газетах была найдена реклама музыкального фестиваля во французском городке Шамбери. Встает вопрос, почему именно маленького Шамбери, а не такого (относительно недалеко находящегося) крупного промышленного и экономического центра, как Лион? Все объясняется тем, что, как и Пьемонт, Валле-д-Аоста входила в состав французского герцогства Савойского, а город Шамбери долгое время был его столицей. Следовательно, для жителей данного региона общее историческое прошлое все еще имеет большое значение, а Шамбери до сих пор является одним из самых значимых культурных центров.

Север Италии поделен между собой зонами влияния таких крупных городов, как Турин (промышленный центр, получившей мировую известность во многом благодаря заводу ФИАТ – национальной гордости любого итальянца), Милан (столица моды, куда стекаются в поисках одежды от ведущих дизайнеров люди со всего мира) и Венеция (туристический центр, известный всем и каждому, и в то же время обладатель мощного НПЗ).

Сначала рассмотрим городскую агломерацию Милана, которая была выявлена по плотности застройки вдоль трассы. До 6 км от города по обеим сторонам дороги наблюдалась плотная застройка дом в дом, 6,5 км – лесополоса. С 7 км вновь плотная застройка, но более редкая. 8-8,5 – лесополоса, 9 км – плотная застройка. С 11 км – промышленная складская зона. 13 км – менее плотная жилая застройка, 15 км – по правой стороне дороги жилая застройка практически отсутствует, по левой достаточно плотная, 23 км – картина обратная. 25 км – небольшие площади занимают поля, затем появляется населенный пункт с заводом и складской зоной. 35 км – поля, 40 км – чередование складских зон и полей, 45 км – кластер hi-tech, непрерывная застройка. До 100 км продолжают встречаться отдельные населенные пункты со своими промышленными и складскими зонами, заводами. После 100 км – встречаются только поля. Следует отметить, что во время этого небольшого исследования навстречу нам (то есть по направлению к Милану) двигался плотный поток фур, который практически иссяк примерно на расстоянии в 100 км (там, где закончилась промышленная зона и начались поля), следовательно, можно сделать вывод о том, что городская агломерация Милана протянулась на 15 км, а зона непосредственного экономического влияния на 100 км.

Верона и Падуя обладают небольшими зонами влияния, перекрывающимися зоной Венеции, о чем свидетельствует реклама (на билбордах и в местных газетах) отелей, ресторанов и кафе Венеции. Но это скорее культурная зона влияния, нежели экономическая. При движении в сторону Любляны от Венеции наблюдалась большая по площади промышленно-складская зона, протянувшаяся на 15-20 км, приуроченная к венецианскому морскому порту и находящемуся здесь же мощному нефтеперерабатывающему заводу. Таким образом, на двадцатом километре закончилась экономическая зона влияния Венеции.

Словения

Зона влияния Любляны сравнительно небольшая и захватывает только центральную часть Словении, южная часть страны находится под влиянием Италии, особенно область рядом с итальянским городом Триестом, обусловленная тем, что эта область длительное время находилась в составе Италии.

Австрия

Зона влияния Зальцбурга носит исключительно культурный и туристический характер, как родной город Моцарта, и города, где происходит действия фильма - кино-шедевра «Звуки музыки». Она распространяется на 18 км по направлению к Любляне и на 10-15 по направлению к Мюнхену, о чем свидетельствуют объявления в найденной во время короткой остановки местной газете, рекламирующие фестиваль классической музыки в Зальцбурге.

Заключение

Наиболее важный и оригинальный вывод, сделанный на основании нашего исследования: проекции зон влияния, основанных на различных по генезису связях (политических, исторических, социальных, экономических, культурных и транспортных) часто не совпадают, и их необходимо рассматривать по отдельности. В нашем случае мы смогли найти примеры стран, где эти проекции совершенно не совпадают, в особенности культурные и экономические зоны влияния, так как они прослеживаются легче всего.

Напомним, первой страной, где мы встретились с этим явлением, была Австрия. Если рассматривать экономическую составляющую, то Инсбрук попадал в зону влияния Мюнхена. Именно в Мюнхен австрийцы поедут, чтобы совершить какую-либо крупную покупку - машину, например. Это стало возможным благодаря открытости границ между государствами — ведь сейчас это регион представляет собой единое экономическое и политическое пространство (ЕС). Что же касается образования или каких-либо культурных мероприятий — похода в оперу или на концерт классической музыки, то ни один австриец никогда не поедет в немецкий Мюнхен, пока у них есть Вена – город роскошных дворцов и величественных площадей, живописных улочек и многочисленных площадей, город с громким именем, пробуждающим мечты. Как уже было отмечено выше, результаты опросов, проведенных в Инсбруке, подтвердили тот факт, что молодежь стремится уехать из Инсбрука в Вену, чтобы продолжить свое образование в лучших университетах страны. Таким образом, для Инсбрука экономическая и культурная зоны влияния не совпадают.

Следующей страной, где было замечено данное явление, была Франция. На примере маленького курортного города Анси можно также доказать, что культурные и экономические зоны тяготения опять же не совпадают (в пределах исследуемой территории). В самом городе Анси встретилось достаточно много рекламы двух французских городов: Лиона и Шамбери, причём больше было объявлений, касающихся Шамбери. Реклама Лиона носила сугубо экономический характер: недвижимость, техника (движимое и недвижимое имущество). Реклама Шамбери же, в свою очередь, была полностью посвящена музыкальным фестивалям и театральным постановкам, которые проходят в театре Шарля Дюнана, получившего прозвище «миниатюрный Ла Скала». Чтобы объяснить это, необходимо вспомнить историю. С 1232 года Шамбери находился в составе Савойи – резиденции герцогов Савойских и был ее столицей. Город имел настолько большое значение, что, даже будучи присоединенным к Французской республике в 1792 году, Шамбери был столицей департамента Монблан вплоть до развала наполеоновской империи в 1815 году. Затем вновь на правах столицы город был возвращен дому Савойи. Таким образом, можно сделать вывод, что для людей, проживающих в регионах, бывших в составе герцогства Савойского (даже для итальянской Валле-д-Аоста), факт «столичности» Шамбери до сих пор имеет большое значение, а город продолжает сохранять репутацию важного культурного центра. Лион – крупный промышленный город служит в основном для удовлетворения экономических потребностей населения исследуемого региона. Можно предположить, что, если Лион по каким-то причинам потеряет всю свою экономическую мощь и превратится в заурядный французский город, то жители Анси, Шамони и Альбервиля быстро найдут ему замену в лице Женевы, например, а заменить Шамбери с такой же лёгкостью им, по всей видимости, не удастся.

В зависимости от характера зоны влияния меняется и ее размер. Например, в культурном плане Швейцария расчленена между Берном, Цюрихом и Ривьерой, а в экономическом Цюрих распухает до нереальных размеров, Берн «скукоживается», а Ривьера вытесняется Женевой. Это объясняется тем, что Цюрих и Женева — это крупные экономические центры мира, зоны влияния которых действительно огромны.

В Италии в экономическом плане зоны влияния Турина и Милана примерно равны, а зона Венеции ничтожна, а в культурном Милан поглощает Турин, а Венеция разбухает. Причинами этому, как уже было отмечено выше, служит тот факт, что Милан — столица моды, а Венеция — одна из самых известных туристических дестинаций в мире. Оба эти города без сомнения являются гордостью итальянцев!

Подведем некий итог: не всегда зоны влияния, выделяемые по различным признакам (в нашем случае культурные и экономические), совпадают друг с другом и их радиус не всегда зависит от численности населенного пункта. Поэтому разные виды зон влияния нужно изучать отдельно.

В завершении необходимо отметить, что весь маршрут сопровождался некоторыми трудностями с использованием того или иного индикатора. Ни один из рассмотренных выше показателей не может быть применен повсеместно. Многие проблемы возникали из-за того, что большей частью наш путь проходил по автобанам и скоростным трассам, где, в силу рекламного законодательства, рекламы практически нет, а населенные пункты и АЗС находятся в стороне от магистралей на второстепенных дорогах.

Поэтому в будущем (для получения максимального результата от работы по данной дорожной теме) следует, по возможности, совершать автобусные переезды не по скоростным автомагистралям, а по местным дорогам, проходящим через населенные пункты (появится реклама и можно будет отследить нумерацию) и чаще делать остановки на заправках — это даст возможность, если не взять бесплатно, то хотя бы купить местную газету.

Приложения