logo
DT FINAL

Освещение как фактор оценки аттрактивности ландшафта

Восприятие человеческим глазом окружающего пространства полностью зависит от освещения. Одни и те же объекты могут оказывать совершенно разный эффект на наше сознание при разных степенях освещенности. Например, горы, озаренные ярким полуденным солнцем – вовсе не те горы, что окрашенные в багровый цвет каменные громады на горизонте. Именно поэтому свет, световые эффекты играют чрезвычайно важную роль в оценке аттрактивности ландшафтов.

Солнечные лучи, воздействующие на оцениваемый ландшафт, могут быть прямыми, рассеянными или отраженными. Эффект воздействия на человеческую психику усиливается с увеличением «сложности» падения солнечных лучей, то есть долина, залитая ярким солнечным цветом, воспринимается не так ярко, как та же долина, часть которой освещена отраженным от соседних озер светом, а часть – затенена облаками. Наличие световых явлений, таких как мираж, гало или дисперсия (когда солнечные лучи пробиваются сквозь листья деревьев), повышает оценку аттрактивности ландшафта. Именно такое «сложное» освещение мы наблюдали вечером на озере Анси, где кроваво-красные горы нависали над темными водами чистейшего водоема Европы. С точки зрения освещения горные районы, несомненно, воспринимались намного ярче, чем равнины Италии, где, ввиду однородности рельефа и отсутствию облачности ничего особенного выделить нельзя.

Простым примером влияния света, и как следствие, цвета на оценку пейзажа является использование солнцезащитных очков. Так, например, изъятые у куратора дорожной темы солнечные очки золотистого цвета способны существенно изменить мнение оценивающего о ландшафте, чем мы и воспользовались на Цюрихском озере. Дело в том, что определенные цвета и их сочетания способны вызвать ассоциативные образы из памяти человека, создавая иллюзию сказки, воскрешая в памяти индивидуальные переживания или общепринятые клише, что также сказывается на оценке. Золотисто-коричневый цвет, скажем, вызывает ощущение теплоты, уюта, воспоминания о доме. Холодные цвета, например, фиолетовый, подчеркивают величественность пейзажа, что наблюдалось в пасмурную погоду в горах.

Метеорологические явления способны создать особые условия освещения. Так рассеянный в густом тумане свет создает несколько мистическую атмосферу, окутывая белой пеленой все вокруг. При высокой облачности с небольшими просветами речная долина, в которой освещена лишь сама река выглядит как темное царство, в котором гордо пробивается золотой луч солнца. Поднимаясь на горные перевалы Франции, не видя ничего сквозь плотный белый туман, мы невольно вспоминали фильмы ужасов, где из мглы в любой момент просто обязано что-то вылететь с диким криком.

Именно места, где наблюдались интересные световые или метеорологические явления, оценивались нами наиболее высоко. Это и первое озеро в Швейцарии, где закатное солнце придавало реальности оттенок какого-то волшебства, это и синие громады гор, как будто парящих над туманом при выезде из Миттельланда, это и зловещее великолепие Чертового моста.

Свету всегда уделяли большое внимание художники и писатели. Веласкес создавал свои величайшие картины, оживляя их именно с помощью рассеянного света. В описаниях природы Паустовского, Тютчева, Фета неизменно большое влияние имеет именно освещение. Наиболее существенное влияние на оценку аттрактивности ландшафта оказывает именно свет, так как без него никто бы вообще ничего не увидел.

Есть основания предполагать, что в восприятии ландшафта существует некоторая доля объективности. Сходные ландшафты, даже разделенные большими расстояниями, в похожих условиях оцениваются одинаково. Причем наиболее важны именно особенности их появления, например, внезапность и продолжительность вида. В связи с этим ландшафты с точки зрения аттрактивности можно классифицировать.

Было выдвинуто две основные гипотезы о влиянии сменяемости ландшафтов на оценку аттрактивности.