logo search
DT FINAL

Индикаторы

Высокий уровень развития автомобильного транспорта в изучаемых нами странах предопределил систему оценивания дорожной инфраструктуры. Для того чтобы рассмотреть, во-первых, реальную картину дорог в каждой стране, во-вторых, провести сравнения между странами и, в-третьих, выявить какие-либо новые закономерности, нам необходимо было ввести некие критерии.

  1. Качество дорожного покрытия:

1 балл – проселочная дорога

2 балла – проселочная дорога хорошего качества

3 балла – асфальтированная дорога в плохом состоянии (наличие ям, трещин)

4 балла – асфальтированная дорога хорошего качества, однако есть небольшие погрешности

5 баллов – асфальтированная дорога отличного качества

  1. Наличие и качество разметки (четкая/нечеткая; сплошная/прерывистая)

  2. Количество полос

  3. Скоростной режим

  4. Наличие опасных участков дороги (включая серпантины и виадуки)

  5. Плотность АЗС (а также их оснащенность автосервисами, кафе, магазинами, парковками) и колонн SOS

  6. Наличие специальных дорожных знаков, светофоров, электронных табло, ретрансляторов для сотовой связи, пожарных установок, радаров

  7. Наличие платных участков дороги

  8. Коэффициент закрытости территории – наличие и протяженность тоннелей

  9. Наличие и количество развязок

  10. Наличие велосипедных дорожек

  11. Наличие и количество рекламных щитов

  12. Цвет разметки и дорожных знаков

Анализ дорог

Перейдём к рассмотрению инфраструктуры трасс отдельных стран. Начнём анализ с дорог Германии, Австрии и Швейцарии.

Дороги Германии

Все дороги в Баварии бесплатны. Вдоль обочин установлены желтые столбы с кнопками для вызова помощи при аварии или несчастном случае. Каждые 40-50 км на трассе оборудованы площадки для отдыха – места, где есть магазин, кафе, туалет, заправки и автосервис.

Рис. 2. Знак автобана, который гласит, что по городу максимальная скорость движения 50 км/ч, на выезде из города – 100км/ч, а на автобане рекомендовано(!) 130 км/ч.

Скоростные автобаны обозначены на дорожных указателях литерой «А» и номером. Скорость на них ограничена только для грузовиков, автобусов и кемперов – до 110 км /ч. При необходимости для всех участников дорожного движения вводится соответствующими знаками. Для остального транспорта существует «рекомендуемая» скорость, которая составляет 130 км/ч и рассчитана на оптимальный расход топлива при движении. Обычная скорость потока на центральной полосе средне загруженного автобана составляет 140-150 км/ч, на левых полосах нередко наблюдается поток машин на скорости более 170 км/ч. Останавливаться на автобанах не разрешено.

Вдоль дороги расположены столбики с километражем.

Для обеспечения безопасности движения на столь высоких скоростях на автобанах созданы уникальные условия. Само собой, отсутствуют перекрестки и светофоры; все соединения автобанов друг с другом и с «меньшими» дорогами осуществляются через скоростные развязки. На любом участке автобана в каждую сторону ведут как минимум две полосы, на более загруженных участках три-четыре, иногда больше. Дорога поддерживается в идеальном состоянии: асфальтовое покрытие полностью обновляется не реже, чем раз в 15 лет; разметка на протяжении всей дороги четкая. В последние годы новые автобаны строятся с использованием современного бетонного покрытия, которое сохраняет необходимые свойства до 30 лет (к примеру, первые 10 км отрезка Мюнхен-Гармиш-Партенкирхен).

На особо загруженных участках автобанов используются специальные электронные табло, на которых по мере необходимости изображены предупреждающие знаки (например, о ДТП или строительных работах) и/или временные ограничения скорости, связанные как с социальным фактором, так и с природными (дождь, туман и пр.).

При подъезде к городам и крупным населённым пунктам появляются светофоры, велодорожки, шумоизолирующие ограждения.

Дороги оснащены железными ограждениями.

Отличительной чертой немецких автомагистралей является  отсутствие рекламных щитов. Вероятно, для того, чтобы во время вождения ничто не могло отвлекать водителя. Автобаны – предмет гордости немцев и пример для подражания.

Дороги Австрии

В целом, дороги Австрии можно оценить как хорошие. Преобладающее число полос – четыре (2:2). Так же присутствует асфальтированная обочина.

На австрийских автострадах разрешена скорость 130 км/ч (на автостраде в долине Инна с 22.00 до 6.00 только 110 км/ч). На обычных шоссе максимальная скорость 100 км/ч, в населённых пунктах 50 км/ч (рис.3).

Рис. 3. Ограничение скорости на австрийских автострадах

Знаки на желтых фонах в отличие от Германии. Специфичными знаками являются: «дикие животные» и «осторожно лягушка».

Дорога ограждена либо старыми (ржавыми) железными или бетонными ограждениями, либо просто отделена столбиками. Иногда появляются небольшие участки (до 2км) без ограждений. Шумоизолирующие ограждения «защищают» находящиеся рядом с трассой населённые пункты.

Как и в Германии, в Австрии вдоль дорог установлены жёлтые столбы с кнопками для вызова помощи при аварии или несчастном случае. Они располагаются каждые 2 - 5 километров.

Также мы наблюдали наличие ограждений вдоль дорог, не позволяющих диким животным выбегать на трассу.

Рис. 4. Сетки на горных склонах

Рисунок 5. Знак, предупреждающий о возможности камнепада

Горы покрыты сетками двойного кручения, защищающими дорогу от камнепадов (рис.3). Также вдоль дороги стоят предупреждающие знаки (рис.5).

Если дорога проходит через населённый пункт или рядом с ним, то появляются светофоры, фонари.

АЗС в большей части оснащены магазинами, кафе, автосервисами.

В течение всего пути было довольно много тоннелей, вследствие чего для Австрии, как и для Швейцарии, « коэффициент закрытости» был подсчитан отдельно (см. подраздел Тоннели).

Нами был составлен продольный профиль трассы от Мюнхена до границы Лихтенштейна со Швейцарией (см. приложение). На нём отмечены качество трассы, специальные знаки и некоторые виды индикаторов (шумоизолирующие ограждения, сетки на склонах, ограждения от диких животных). Данный продольный профиль показывает различия инфраструктуры баварских и австрийских дорог и её изменения на разных абсолютных высотах.

Дороги Швейцарии

Если Германия славится своими автобанами, то Швейцария – серпантинами. Качество покрытия швейцарских дорог безупречно. Однако дорожная разметка не всегда в отличном состоянии.

Ограничения скорости на автобанах – 120 км/ч, на главных дорогах – 80 км/ч, возле городов – 50 км/ч. Радары установлены практически везде (рис.6).

П люсы такой дороги (кроме скоростного движения) – наличие отлично оборудованных стоянок, которые включают в себя заправку, кафе, магазин, туалет, парковку как для легковых, так и большегрузных авто.

Сеть дорог в стране высокоразвита. Автобаны отмечаются буквой «А» (Autobahn, Autorouete, Autostrada), главные дороги – буквами «N» (Nationalstrasse) или «Е» (европейские дороги).

Рис. 6. Ограничения скорости в Швейцарии на автобанах

В качестве ориентиров использовались названия городов, а не номера трасс, которые можно увидеть крайне редко.

Перед въездом в Швейцарию нужно приобрести vignette. Этот документ служит свидетельством оплаты ежегодного автомобильного налога.

Рис. 7. Знак, предупреждающий о диких животных

В Швейцарии огромное количество тоннелей, галерей длинной от нескольких десятков метров до нескольких километров (см. тему). Вдоль дорог установлены защитные сетки от диких животных и знаки, указывающие о них (рис. 7).

Рисунок 7. Наш маршрут в Швейцарии

Рис. 9. Полибан

На основе всех полученных данных нами был составлен продольный профиль дороги, где были отмечены качество трассы, специальные знаки и некоторые виды индикаторов (велосипедные дорожки, шумоизолирующие ограждения, сетки на склонах, ограждения от диких животных). Удивительным фактом стало то, что небольшие участки дороги, оснащены сетками от камнепадов (всего 15% трассы). Данный продольный профиль интересен ещё и тем, что зрительно показывает, какие изменения происходят с увеличением абсолютных высот.

Инфраструктура городских дорог безупречна. На остановках различного вида общественного транспорта (трамваев, автобусов и т.д.) установлены электронные табло, указывающие время, через которое прибудут три ближайших маршрута. Так же в таких городах, как Цюрих и Женева установлены светофоры для трамваев.

В Цюрихе помимо автобусов, троллейбусов и трамваев на территории города действует фуникулёр «Полибан» (Polybahn)[рис.9]. Построен он в 1889 году, видимо, от большой любви цюрихцев к детям. Уже 122 года «Полибан» доставляет толпы «измученных непосильной учебой» студентов ETH и Университета с берега Лиммата прямо к стенам Alma Mater.

Перейдем к рассмотрению следующего блока дорог: французских, словенских и итальянских.

Дороги Франции

В первую очередь надо сказать, что дороги Франции характеризуются как хорошим качеством дорожного покрытия и оснащенностью всеми элементами дорожной инфраструктуры, так и участками дороги с наихудшими показателями за все время пути (рис.10).

Рис.10 Качество французских дорог

Несмотря на столь короткий путь (190 км), на дороге было достаточно много развязок – 25, что говорит о ее развитости. При этом отличительной чертой французских дорог стало недостаточное количество парковок – всего 3, включая одну, располагающуюся на автозаправочной станции.

АЗС также не так много – 10, и к ним не приурочены автосервисы либо магазины - как правило, это станция, оборудованная лишь несколькими бензоколонками.

Разметка белого цвета, однако, прерывистая, в отличие от сплошной

к ак, например, на итальянских дорогах.

Велосипедные дорожки имеются только в населенных пунктах – выделены желтым цветом.

Магистраль практически не оснащена разметочными столбиками и разделительными ограждениями между полосами, что может

провоцировать дорожные происшествия.

Во Франции, как и в Швейцарии, преобладают 2 полосы на

д

Рис.11 Скоростной режим французских дорог

ороге, и среди всех остальных стран довольно много участков с

1 полосой. С

коростной режим высокий: в населенных пунктах

со скоростью 50 км/ч, вне населенных пунктов - от 90-100 км/ч,

на скоростных автострадах – 130 км/ч (рис.11).

На протяжении всего пути дорога была оснащена сетками, защищающими от оползней и камнепадов.

Параллельно автомобильной дороге проходят железнодорожные пути.

Высока концентрация радаров – практически каждые 10 км.

При приближении к Альбервилю изменился тип дороги – появился серпантин, а затем довольно длинный виадук. Качество дороги заметно улучшилось, опасные участки выделялись предупредительными знаками, а также были огорожены, что важно для сохранения безопасности жизни водителей.

В целом, дороги можно оценить как хорошие, учитывая даже довольно резкие колебания в определении их качества.

Дороги Словении

Словенские дороги характеризуются высоким качеством дорожного покрытия (рис.12), оснащены всеми элементами дорожной инфраструктуры и имеют некоторые отличительные черты относительно дорог других стран, посещенных нами.

Рис. 12 Качество словенских дорог

П роехав небольшой участок территории этой страны (130 км), мы отметили следующие закономерности. Во-первых, это платные автомагистрали, оплата за которые осуществляется виньетками. Существует три вида виньеток: семидневная, одномесячная и годовая. Так как мы въезжали всего на один день, то воспользовались первым (рис.13).

При проезде станций оплаты использовали желтые линии (рис.14).

Как видно, такая система оплаты отличается от итальянских дорог, которые обслуживались оператором за наличные деньги.

В

Рис.13 Виньетка

течение первых 80-ти км пути каждые 10 км были отмечены автозаправочные станции, оснащенные магазином и парковкой, преимущественно для грузовых машин, следующие 40 км – АЗС отсутствовали, и лишь при приближении к австрийской границе снова появились.

Разметка на дороге четкая, белого цвета, сплошная.

В елосипедные дорожки, как и во Франции, встречаются только в населенных пунктах – выделены желтым цветом.

Рис.14 Схема оплаты проезда

Доминирующее количество полос – 2, при подъезде к развилкам увеличивается до 3.

С коростной режим, как и во всех посещенных нами странах высокий (рис.15):

в населенном пункте - 50 км/ч

вне населенного пункта - 90 км/ч

на автомобильной дороге - 100 км/ч

на автомагистрали - 130 км/ч

Больший участок дороги преобладала промышленная зона, в связи с чем, было установлено шумоизолирующее ограждение.

Т

Рис.15 Скоростной режим словенских дорог

акже дорога оборудована металлической сеткой,

идущей вдоль всей трассы.

Примечательным оказалось то, что не было

обнаружено ни одного радара.

В столице Словении, Любляне, интересной показалась система парковки легковых автомобилей. Город оборудован парковочными автоматами, оплату производят наличными. Но такая схема действует только в дневное время, а с 7 вечера до 9 утра парковка бесплатна.

Дороги Италии

Среди всех дорог на нашем маршруте итальянские можно выделить в особую категорию.

Они отличаются высоким качеством дорожного покрытия (рис.16), а также в наибольшей степени оснащены элементами дорожной инфраструктуры.

Рис.16 Качество итальянских дорог

На протяжении всего маршрута только в Италии наблюдалась столь высокая концентрация парковок для грузовых машин - на каждые 10 км приходилось либо по 1 парковке, либо можно было наблюдать целый ряд парковок, идущих друг за другом. Это явление особенно ярко выражено на участке дороги, ведущей из Турина в Милан - крупнейший торговый и финансовый центр Европы.

Наибольшее сосредоточение автозаправочных станций также является отличительной чертой итальянских дорог. Причем каждая АЗС оснащена магазином, автосервисом, парковкой и кафе. АЗС, расположенные при въезде в крупные города, работают круглосуточно.

Нужно отметить, что в сравнении с другими странами преобладающее количество развязок на дороге наблюдалось именно в Италии- 86. Транспортное звено «Милан-Верона» - лидер в этом отношении – на 140 км приходится 32 развязки. Это в очередной раз подтверждает то, что Милан является важнейшим транспортным узлом Европы.

Что касается скорости, то Италия – страна высокоскоростного режима на дорогах. Движение в населенных пунктах – со скоростью 50 км/ч, вне населенных пунктов - от 90-100 км/ч, на скоростных автострадах – 130 км/ч. (Рис.17)

С коростные автострады – платные. Действует следующая система оплаты (рис.18):

ж

Рис.17 Скоростной режим итальянских дорог

ёлтые полосы — предназначены исключительно для клиентов Telepass

синие полосы — самообслуживание только с помощью кредитных

карт и Viacard

белые полосы — самообслуживание за наличные деньги, кредитные карты

и Viacard

белые полосы с оператором — обслуживание оператором за наличные деньги, кредитные карты и Viacard.

Рис.18 Система оплаты

Передвигаясь по дорогам Италии, мы пользовались последним вариантом оплаты.

О

Рис. 19 Схема расположения дорожных столбиков и разделительных ограждений

собого внимания заслуживает разметка и дорожные столбики, предназначенные для зрительного ориентирования. На рис.19 представлена схема, отображающая расположение дорожных столбиков, наличие разделительных ограждений между встречными полосами, предотвращающих различные происшествия. Это важно отметить, так как во многих странах, посещенных нами, они отсутствовали не только на небольших участках дороги, но и вовсе не встречались.

В добавление к этой схеме, надо отметить, наличие сплошных полос по краям дороги. В целом разметка на итальянских дорогах белого цвета, за исключением велосипедных дорожек - их наличие имеется лишь внутри городов, и они обозначены желтым цветом, а также полос, выделенных только для проезда автобусов и такси (также внутри городов). Горизонтальная разметка, определяющая остановку маршрутных транспортных средств и парковку велосипедов – изображена желтыми линиями в форме зигзага.

По количеству полос на дороге Италия выделяется среди других посещенных нами стран - преобладающее число 3, а на развязках – 6, что является максимальным значением.

Рекламные щиты встречаются не так часто, лишь при подъезде к крупным городам увеличиваются как их наличие, так и концентрация.

Велико сосредоточение радаров – максимальное среди всех стран.

Уникальными оказались дорожные знаки, установленные в Турине (рис.20):

Рис.20 Знак «проезд запрещен»

Еще одним отличием являются линии электропередач с заградительными авиационными шарами. Во-первых, разница во внешнем виде шаров – одно полушарие белого цвета, а другое - красного, тогда как в других странах они чисто белые. Во-вторых, только в Италии провода ЛЭП оборудованы натяжными хомутами, удерживающими даже слабый провод.

Н еобходимо выделить в отдельную категорию транспорт Венеции. В город можно добраться по автомобильной дороге, приводящей к автобусной станции. Далее в связи с тем, что Венеция пронизана водными каналами, основным транспортом является вапаретто – речные трамвайчики.

У

Рис. 21 Речной трамвайчик Венеции

лицы Венеции пешеходные, поэтому общественного транспорта кроме вапаретто здесь нет. Однако на острове Лидо помимо вапаретто функционируют еще автобусы, такси.