9. Система генератор – двигатель (гд).
В системе ГД в качестве управляемого преобразователя используется генератор постоянного тока независимого возбуждения, приводимый во вращение асинхронным или синхронным двигателем. В качестве приводного двигателя рабочей машины используется ДНВ.
Пуск системы осуществляется включением сетевого (гонного) двигателя, вращающего генератор. Приводной двигатель перед этим должен быть полностью возбужден, т.е. его магнитный поток должен быть номинальным. Напряжение на обмотке возбуждения генератора ГПТ должно быть равно 0. При подаче напряжения на обмотку возбуждения генератора и его увеличении, он будет развивать ЭДС, появится напряжение на якоре ДПТ и последний будет разгоняться. При номинальном возбуждении генератора напряжение на якоре ДПТ номинальное.
В случае гонного АД с увеличением нагрузки на валу приводного ДПТ возрастает тормозной момент ГПТ, что приводит к снижению скорости гонного АД, следовательно, снижению скорости ГПТ и его ЭДС, что сказывается и на скорости ДПТ. Преимуществом асинхронного гонного двигателя является простота, надежность, малая колебательность. Достоинством гонного синхронного двигателя является его меньшая критичность к колебаниям напряжения сети, возможность работать с опережающим током.
Питание обмотки возбуждения ГПТ в современных системах ГД, осуществляется от тиристорного или транзисторного ТВ. Основным видом ТВ является тиристорный преобразователь с раздельным управлением комплектами вентилей. Зависимость выходного напряжения управленияUУ изображена на рис. Ее рабочий участок без особой погрешности можно считать линейным. Динамические процессы ТВ описывается уравнением.
, где - коэффициент усиления тиристорного возбудителя по напряжению.
Пренебрегая гистерезисом магнитной цепи генератора и считая его ненасыщенным, для линейного участка зависимости EГ=f(UВГ), можно написать:
, где -приГ=const;
Уравнение механической характеристики двигателя в системе ГД можно получить из уравнения равновесия ЭДС в якорной цепи.
, где еГ и е -соответственно ЭДС генератора и противо ЭДС двигателя.
Т.к. , где Ф – поток двигателя
то .
Здесь
Выразив ток iя через момент двигателя получим: или
Здесь – модуль статической жесткости механической характеристики двигателя в системе ГД.
Уравнение механической характеристики двигателя для статического режима можно представить в виде: илиили
Здесь ФНД – номинальный поток двигателя.
Семейство механических характеристик двигателя в системе ГД, соответствующее различным значениям ЭДС генератора при синхронном гонном двигателе, изображено на рис.
Жесткость основной характеристики двигателя ~ в 2 раза меньше, чем при питанием его от сети сU=const, вследствие того, что в якорной цепи кроме сопротивления якоря двигателя имеется еще и сопротивление якоря генератора, а они одинаковы, т.к. мощность генератора лишь немногим больше мощности двигателя. Но скорость идеального холостого хода, двигателя в разомкнутой системе ГД больше, чем при питании двигателя от сети с U=const, т.к. номинальная ЭДС генератора, определяющая 0 двигателя, больше, чем номинальное напряжение двигателя, определяющее 0 при питании его от сети, т.е.
, ибо
.
Характеристика двигателя при питании его от сети с U=UH изображена пунктиром.
Изменяя поток возбуждения генератора, следовательно, его ЭДС, можно осуществить непрерывное плавное управление моментом и скоростью электропривода во всех 4-х квадрантах координатной системы при =const. На рис. показано в 1-м квадранте семейство характеристик при ЕГ=var. В разомкнутой системе ГД за счет изменения ЕГ можно получить диапазон регулирования скорости двигателя примерно 10:1. Изменяя же поток двигателя, можно увеличить скорость примерно еще в 3 раза. Т.о. общий диапазон регулирования скорости в такой системе примерно 30:1. На рис. показаны характеристики двигателя и в зоне изменения ФДВ. Они расположены выше основной и жесткость их изменяется.
Механические характеристики двигателя в системе ГД при асинхронном гонном двигателе будут не параллельны, т.к. при изменении нагрузки на валу приводного двигателя будет изменяться скорость гонного двигателя, следовательно и ЭДС генератора, что сказывается и на скорости приводного двигателя. Обычно непараллельностью характеристик при расчетах пренебрегают.
Двигатель в системе ГД может работать во всех режимах. Двигательному режиму соответствует область, заштрихованная в 1 и 3 квадрантах. Режиму динамическому торможению соответствует одна характеристика, проходящая через начало координат. Режиму противовключения соответствует область между осью моментов и характеристикой динамического торможения во 2 и 4 квадрантах.
Генераторному режиму с рекуперацией энергии в сеть соответствует область во 2 и 4 квадрантах, заключенная между осью скоростей и характеристикой динамического торможения.
Основным способом торможения двигателя в системе ГД является торможение с отдачей энергии в сеть. Если уменьшать или снять возбуждения генератора, то ЭДС двигателя станет больше ЭДС генератора. Двигатель превратиться в генератор. Ток в якорной цепи определяемый разностью: изменит направление на противоположное. Генератор превратиться в двигатель, работающий с ослабленным магнитным потоком. Скорость его увеличится и он будет раскручивать гонный двигатель со сверхсинхронной скоростью. Гонный двигатель превращается в генератор. Он будет отдавать в сеть активную энергию, потребляя из сети реактивную энергию.
Кинетическая энергия вращающихся инерционных масс приводным двигателем преобразуется в электрическую, поскольку он теперь работает генератором. В сеть отдается эта энергия за исключением потерь, имеющих место во всех элементах электропривода.
структурную схему системы ГД, которая имеет вид.
Отпираясь на ранее сделанный анализ переходных процессов в эл.приводе с линейной механической характеристикой приили, можно сказать, что если изменятьUУ по закону, обеспечивающему линейное нарастание ЭДС генератора, то в системе ГД и зависимостиибудут иметь при прочих равных условиях тот же характер, как и в случае. Отличие структуры системы ГД от рассмотренной ранее структуры разомкнутой системы является наличие в цепи формирования управляющего воздействия 2-х инерционных звеньев с постоянным ТТВ и ТГ=ТВ. При вентильном возбуждении ТТВ0,01с, а ТВ=(14)с. Поэтому величиной ТВ можно пренибречь и структурную схему системы ГД представить в виде см выше.
Из нее следует, что при изменении управляющего воздействия скачком ЭДС генератора и скорость0 двигателя в системе ГД изменяются по закону, определяемому переходной функцией апериодического звена с постоянной ТГ=ТВ.
Достоинства системы ГД:
Отсутствуют громоздкие пусковые реостаты и потери в них.
Управление процессами перенесено в цепи возбуждения, имеющие небольшие токи, что облегчает и удешевляет аппаратуру.
Сравнительно высокий диапазон регулирования.
Недостатки системы ГД:
Высокая установленная мощность, превышающая в 3 раза мощность приводного двигателя.
Сравнительно низкий КПД, равный .
Повышенная крутизна механических характеристик.
Высокая первоначальная стоимость машинного оборудования.
- 3. Что такое группа соединения трансформаторов и от чего она зависти? Покажите 12 и 11 группу трансформаторов. Возможна ли параллельная работа трансформаторов с различными группами соединения?
- 5.Поясните устройства и причины действия генератора и дв-ля постоянного тока. Назначение и устройство коллектора в машинах постоянного тока (покажите принцип выпрямления эдс).
- 8.Регулирование скорости дпт нв и пв.
- 9. Система генератор – двигатель (гд).
- 11. Частотное управление асинхронными двигателями
- Законы частотного регулирования
- 12.Регулируемый электропривод переменного тока с вентильным двигателем(вд)
- 13. Классификация электростанций и их общая характеристика.
- 14. Электрические сети. Их общая характеристика.
- 15. Энергетические показатели цикла Ренкина
- 16. Системы теплоснабжения. Графики тепловых нагрузок.
- 3. Поршневые двигатели внутреннего сгорания .
- 19. Основные локальные контуры рег-ния парового и водогрейного котлов.
- 20. Сравнение способов гвс (системы горячего водоснабжения).
- 21. Общая структура водоснабжения промышленного предприятия.
- 23. Способы регулирование производительности турбомеханизмов (тм)
- 24. Вспомогательное оборудование тэс: питательные, конденсатные, циркуляционные насосы, регенеративные подогреватели, деаэраторы и др.
- 25. Анализ режимов эксплуатации оборудования промышленных предприятий и систем коммунального хозяйства.
- 26. Задачи энергоаудита. Общие этапы энергоаудита и их содержание.
- 27. Анализ режимов работы тран-рных подстанций и системы регулирования
- 28. Анализ режимов работы компрессорного оборудования, системы разводки и потребления сжатых газов.
- Минимальный состав приборов для энергоаудита
- Рекомендуемый состав приборов для энергоаудита
- 30. Автоматизированные системы контроля и учёта энергопотребления (аскуэ)
- 31. Технико-экономический анализ энергосберегающих мероприятий.
- Аннотация (резюме)
- Технический анализ: концепция модернизации
- 1. Оценка затрат
- 2. Оценка выгод
- 3. Разработка структуры финансирования
- 32. Классификация суим. Обобщенная функциональная схема суим. Основные понятия.
- 33. Общий подход к проектированию суим. Осн.Этапы исследования и проектирования суим. Стадии проектирования, регламентированные госТом.
- 34. Релейно-контакторные су эп постоянного и переменного тока.
- 1. Рксу ад с короткозамкнутым ротором
- 2. Рксу ад с фазным ротором
- 3. Рксу двигателем постоянного тока
- Динамическую точность систем стабилизации оценивают по величине
- 1.Форсирование управляющего воздействия.
- 2. Компенсация бпв объекта управления
- 36. Принципы построения типовых систем регулирования температуры, давления, расхода и иных технологических координат.
- 37. Реверсивный вентильный эп. Совместное управление. Раздельное управление.