Специфика развития ветроэнергетики и эксплуатации вэу при холодном климате
При развитии ветроэнергетики в регионах с холодным климатом имеется большое количество специфических проблем, но все они могут быть успешно решены, если заботиться об этом с самого начала реализации проекта.
Во-первых, это проблемы, связанные с транспортировкой ВЭУ и возведением ее на площадке. В удаленных районах Севера инфраструктура обычно не приспособлена для строительства крупномасштабного ветропарка. Дороги узкие, со сложным профилем и слабым покрытием. Порой вообще нет никаких дорог и ВЭУ должны доставляться и монтироваться с помощью вертолета. Иногда невозможно найти автомобильный передвижной кран необходимой грузоподъемности. Если планируется возвести действительно мощный ветропарк, то лучше организовать и создать всю необходимую инфраструктуру (дороги, транспортная и монтажная техника, электрическая сеть и т.п.) заранее. Но если планируется построить всего одну или две небольших ВЭУ, легче найти такой прототип ветроустановки, который можно доставить на площадку автомобильным, воздушным или водным транспортом.
Суровые погодные условия сокращают сроки возможного строительства ветропарка до трех летних месяцев. Но в полярных широтах летом солнечное сияние и дневной свет имеется круглосуточно, поэтому работы можно вести непрерывно, чтобы наиболее рационально использовать короткое лето. Кстати, лето в этих местностях – наименее ветреное время года и, кроме того, наиболее спокойная, безветренная погода наблюдается в Заполярье в ночные часы (при солнечном свете!).
Во время эксплуатации ветроэнергетических установок в арктических условиях необходимо планировать выполнение большинства, если не всех, профилактических работ в летнее время. Зимой нужно быть готовым к тому, что световой день очень короток. Внутри башни и гондолы ВЭУ придется организовывать искусственное освещение. Наилучшим типом башни для ВЭУ в арктических условиях является башня в виде трубы.
Мировая практика развития ветроэнергетики к настоящему времени накопила богатый опыт. Это позволило сформировать стандартные требования к ВЭУ, размещаемым в областях с холодным или полярным климатом. Для успешной работы ВЭУ в условиях Заполярья требуется применение хладостойкой стали для всех конструкций со сваркой; синтетической низкотемпературной смазки для основных подшипников; подогрева редуктора за счет внешних тепловых элементов; синтетического трансмиссионного масла в редукторе; синтетической низкотемпературной смазки для подшипников генератора; специальной жидкости для гидравлических систем ВЭУ, не теряющей своих свойств при низких температурах; подогрева контроллера; подогрева лопастей для исключения гололедных явлений и отложения изморози; обогрева метеорологических датчиков для предотвращения образования изморози и оледенения.
Рассмотрим эти требования подробнее.
1. Для холодного, но не экстремального климата, такого, как на северном побережье Норвегии, берегах Баренцева моря России, подверженных влиянию теплого течения Гольфстрима, нет необходимости использовать для ВЭУ морозостойкую сталь. Достаточно применять глубоко гальванизированные болтовые соединения. Обычный «датский» дизайн ВЭУ здесь вполне приемлем. Но на сибирском побережье Ледовитого океана для изготовления ВЭУ обязательно применение специальных хладостойких сортов стали.
2. Синтетическую низкотемпературную смазку для основных подшипников и подшипников генератора, а также синтетические масла для редуктора рекомендуется использовать в условиях холодного и арктического климата повсеместно, даже если для этого нет особой необходимости по условиям минимальной зимней температуры. Их стоимость практически находится на уровне стоимости обычных смазочных материалов, а последствия неправильной смазки могут обойтись очень дорого.
3. Подогрев редуктора с помощью внешних нагревательных элементов необходим только в условиях глубокого арктического климата. В принципе, в редукторе при естественных режимах работы выделяется достаточное количество тепла для эксплуатации его без подогрева в обычных северных условиях.
4. Для гидравлических систем ВЭУ на всех заполярных площадках должна применяться жидкость, пригодная для условий низких температур. Если этого не сделать и жидкость замерзнет в каком-либо патрубке гидравлического насоса, распредустройства или в регулировочном механизме лопастей, для ликвидации аварии и приведения турбины в нормальное рабочее состояние потребуется много усилий и средств.
Необходимо поддерживать положительную температуру вблизи контроллера ВЭУ. Если он замерзнет, его замена обойдется дорого, а за время простоя ВЭУ по причине неработающего контроллера будет потерян значительный объем выработки электроэнергии.
Обогрев лопастей должен применяться только в случае часто встречающихся явлений оледенения и отложения изморози на выбранной площадке. Обогрев лопастей «съедает» до 10 % выработки электроэнергии, что существенно, зато обеспечивает полную работоспособность ВЭУ.
Обогрев анемометра и датчика направлении ветра очень полезны. Иней, лед, изморозь, осаждающиеся на чашечках анемометра, замедляют его вращение или полностью останавливают, а это, в свою очередь, ведет к остановке ВЭУ.
При фактической скорости ветра 10 м/с анемометр может показывать скорость 2 м/с, что ниже порога включения ВЭУ в работу, и установка будет стоять, несмотря на наличие вполне «рабочего» ветра. Результатом может быть снижение выработки ВЭУ на 10 – 15 % от годовой. Потребление электроэнергии на обогрев анемометра и флюгера намного меньше.
- Предисловие
- 1. Сжигание топлив в кипящем слое
- 1.1. Сжигание твердых топлив в топках котлов с классическим кипящим слоем
- 1.2. Топки с циркулирующим кипящим слоем
- 1.2.1. Отечественные котлы с циркулирующим кипящим слоем
- 1.2.2. Котлы с циркулирующим кипящим слоем под давлением
- 1.2.3.Зарубежные котлы с кипящим слоем (промышленный опыт)
- Котлы с кипящим слоем, эксплуатируемые в сша
- Применение котлов с цкс для сжигания сланцев
- 1.3. Сжигание твердых топлив с использованием аэрофонтанных предтопков
- 2. Плазменная технология
- 3. Разработка новых конструкций топочных камер для сжигания углей
- 3.1. Вихревые топки с жидким шлакоудалением
- 3.2. Принцип технологии вихревого низкотемпературного сжигания
- 3.2.1. Экономичность вир- технологии
- 3.2.2. Экологические показатели
- 3.2.3. Надежность и маневренность вир-технологии
- 3.2.4. Результаты испытаний модернизированного котла пк-38 (ст. № 3а) Назаровской грэс
- 3.3. Пылеугольный котел с кольцевой топкой для крупных энергоблоков
- 4. Термическая подготовка углей перед сжиганием в условиях тэс
- 4.1.Термическая подготовка углей в термоциклонных предтопках
- 4.2. Разработки эниНа
- 4.3. Работы Политехнического института сфу по применению предварительной термической подготовки углей в условиях тепловой электростанции
- 4.3.1. Разработка технологии сжигания с внутритопочной термической подготовкой углей
- 4.3.2.Принципиальные схемы термической подготовки углей для организации безмазутной растопки и подсветки факела топочных камер котлов
- 20, 21, 24, 25, 26, 29 – Щелевые зазоры; 22 – нижние торцы амбразур;
- 26, 27, 28, 29 – Зазоры
- 4.3.3. Опытно-промышленный образец муфельного предтопка на котле бкз-420 140 Красноярской тэц-2
- 4.3.4. Система термоподготовки для организации муфельной растопки котлов Томь-Усинской грэс
- 4.3.5. Универсальная горелка для котлов пк-40-1 Беловской грэс
- Птб при включении питателей пыли на муфеле:
- Птб при расшлаковке абразуры муфеля при работе в режиме основной горелки:
- 4.3.6. Универсальная всережимная горелка для котлов бкз-420-140 Красноярской грэс-2
- 5. Сжигание водотопливных суспензий
- 5.1. Современное состояние технологии сжигания водотопливных суспензий
- 5.2. Основные технологические характеристики водотопливных суспензий
- 5.3. Опыт применения водоугольных суспензий
- 5.4. Суспензионное топливо для мазутных тэс и котельных
- 5.5. Опыт применения водомазутных эмульсий на энергетических котлах тгмп-314 и тгм-96 тэц-23 оао «Мосэнерго»
- 5.6.Разработки научно-исследовательского и проектно-изыскательского института «Новосибирсктеплоэлектропроект» Сибирского энтц
- 5.7. Исследования мэи (Технический университет) по применению водомазутных эмульсий для улучшения технико-экономических и экологических характеристик котельных агрегатов
- 5.8. Технико-экономическая перспективаиспользования суспензионного угольного топлива
- 6. Гидравлические электрические станции
- 3 Сопло; 4 рабочее колесо; 5 кожух; 6 отклонитель; 7 лопасти (ковши); 8 нижний бьеф
- Состав и компоновка основных сооружений
- Плотины
- Типы и параметры гидрогенераторов
- Малые гэс
- 7. Геотермальная энергетика
- 7.1. Использование геотермальных ресурсов в мире
- 7.2. Геотермальные ресурсы России
- 7.3. Геотермальные энергетические технологии и оборудование России
- 1 Скважина; 2 бак-аккумулятор; 3 расширитель; 4 турбина; 5 генератор;
- 6 Градирня; 7 насос; 8 смешивающий конденсатор; 9, 10 насос
- 7.4. Российские бинарные энерготехнологии
- 7.4. Геотермальное теплоснабжение
- 7.5. Перспективы развития геотермальной энергетики России
- 7.6. Опытная геотермальная электростанция, основанная на цикле а.И.Калины
- 8. Ветроэнергетические установки
- 8.1. Состояние и перспективы развития мировой ветроэнергетики
- 8.2. Высотная ветроэнергетическая установка
- 8.3. Ветроэнергетика в заполярных условиях
- Основные направления развития ветроэнергетики в заполярных условиях
- Преимущества применения энергии ветра в заполярных и холодных климатических условиях
- Специфика развития ветроэнергетики и эксплуатации вэу при холодном климате
- Использование энергии ветра для отопления в условиях холодного и заполярного климата
- Новая ветро-дизельная электрическая установка
- 9. Альтернативные способы получения электроэнергии
- 9.1. Магнитогидродинамическое преобразование энергии
- 2 Сопло; 3 мгд-генератор; 4 место конденсации щелочных металлов; 5 насос; 6 место ввода щелочных металлов
- 9.2. Термоэлектрические генераторы
- 9.3. Изотопная энергетика
- 9.4. Термоэмиссионные генераторы
- 1 Катод; 2 анод
- 9.5. Электрохимические генераторы
- 3 Электролит; 4 анод
- 9.6. Использование морских возобновляемых ресурсов
- 9.6.1. Приливные электростанции
- Агрегаты пэс
- 9.6.2. Океанские гидроэлектростанции (огэс) на основе морских течений Физические основы работы огэс
- 9.6.3. Волновые электростанции
- 9.6.4. Использование тепловой энергии океана
- 9.7. Солнечная энергетика
- 9.7.1. Современное состояние солнечной энергетики
- Типы циркуляционных и гравитационных гелиоустановок:
- 9.7.2.Разработка и внедрение первой в районе Сочи солнечно-топливной котельной
- 9.7.3. Разработка и испытания солнечно-топливной котельной в Краснодарском крае
- 9.7.4. Повышение эффективности преобразования солнечной энергии
- Повышение числа часов использования установленной мощности сэс
- Увеличение срока службы и снижение стоимости солнечной электростанции
- 9.8. Использование энергии термоядерных реакций
- 9.9. Комбинированные энергоустановки
- 9.10. Биоэнергетические установки
- 9.10.1. Вклад биотоплива в мировое производство энергии
- 9.10.2. Прямое сжигание
- 9.10.3. Пиролиз
- Газификация биомассы
- 9.10.5. Виды топлив, получаемых из биомассы
- 9.10.6. Перспективы развития биоэнергетики России с использованием древесины
- Прямое сжигание древесины Олонецкая теплостанция на древесных отходах
- Разработчик и изготовитель котла на биотопливе
- Принцип действия котла с колосниковой решеткой. Процесс горения и факторы, влияющие на него
- Циркуляция воды в котле
- Газогенераторные установки на древесине для получения тепловой и электрической энергии
- 9.11. Подземная газификация углей
- 9.14.1. Отечественный опыт подземной газификации угля
- Подземная газификация угля в г. Красноярске
- 9.15. Тепловые насосы
- 9.15.1. Перспективы применения тепловых насосов
- 9.15.2. Тепловые насосы в системах малой энергетики
- Заключение
- Библиографический список к главе 1
- К главе 2
- К главе 3
- К главе 4
- К главе 5
- К главе 6
- К главе 7
- К главе 8.
- К главе 9