5.1. Современное состояние технологии сжигания водотопливных суспензий
Первые исследования, посвященные угольным суспензиям были выполнены в Институте горючих ископаемых (ИГИ) и Энергетическом институте (ЭНИН) еще в середине ХХ века и даже ранее [1–4]. Уже тогда была разработана технология утилизации загрязняющих окружающую среду дисперсных угольных шламов, которые образуются в процессах обогащения, гидравлической добычи и гидротранспортирования угля из шахты. Из-за высокой стабильности и дисперсности шламовых суспензий требуются значительные затраты на их обезвоживание. Прямое (без предварительного обезвоживания) сжигание шламовых суспензий в тепловых агрегатах решило бы проблему их утилизации. Предполагалось, что в определенных условиях это может оказаться выгоднее и технологичнее, чем сжигание дисперсного угля, выделяемого посредством обезвоживания и высушивания шламовых суспензий. В техноэкономических расчетах эффективности прямого сжигания было принято, что стоимость угольных шламов мала по сравнению с другими затратами на их переработку в технологически приемлемое топливо.
Все предложенные технологии прямого сжигания шламовых суспензий оказались экономически несостоятельными, а экологические аспекты проблемы – социально тревожными и значимыми.
Практическое использование шламовых угольных суспензий осложнено также их неоднородностью вследствие различного происхождения, местонахождения, условий содержания и хранения. Проекты прямого сжигания шламовых угольных суспензий не были реализованы. К настоящему времени построенные установки демонтированы.
Наряду с технологией прямого сжигания шламов была разработана и технология получения топливных суспензий – водоугольного топлива (ВУТ) из кондиционного рядового угля. В отличие от угольных шламов минералогический состав и свойства рядового каменного угля регламентированы, количество угля заданного состава практически не ограничено. Поэтому изготовление из него ВУТ менее затруднительно. Водоугольное топливо рассматривали как доступную, хотя и неполноценную, замену энергетических продуктов гидрогенизации угля. Способы получения углеводородных жидкостей из угля посредством его гидрогенизации известны. Однако эти способы по всем разработанным к настоящему времени технологиям недостаточно совершенны; получаемые в опытно-промышленных установках жидкие топлива по стоимости неконкурентоспособны с нефтепродуктами.
Проблема ВУТ базируется на том факте, что промышленные запасы угля значительно шире и равномернее распространены по земному шару, чем совокупные запасы нефти и газа, а в энергетическом эквиваленте многократно их превосходят. Огромные залежи угля сосредоточены в России, Китае, США, Австралии, Канаде, ЮАР и во многих других странах. Добыча и транспортирование угля на любые, особенно дальние, расстояния механизированы и четко организованы. Поэтому перспектива использования угля, сжигаемого как жидкое топливо, вместо нефтепродуктов для уменьшения зависимости промышленных стран от поставок нефти представлялась весьма заманчивой.
Потенциальная экономичность угольного топлива определяется относительно низкой стоимостью энергии, получаемой при его сжигании на ТЭС – примерно 1,5 долл. за 1 МДж для битуминозного угля против 4,5 долл. за 1 МДж для мазута. Отношение к проблеме и ассигнования на разработку суспензионных угольных топлив в разных странах определялись конкретным состоянием и степенью обеспечения местными энергоносителями, а также соотношением затрат на производимую в них энергию из добываемого и привозного угля, нефти и газа. Во всех странах целью программ по созданию нефте - и газозаменяющих видов топлива не только суспензионно-угольного (СУТ)] было обеспечение как экономической независимости, так и экологической безопасности.
Тематика по ВУТ стала особенно популярной в 70-х годах ХХ века. Задача состояла в разработке технологий приготовления ВУТ такого качества, чтобы с наименьшими издержками можно было заменить им мазут в энергетических агрегатах. Проектировали также трубопроводное транспортирование ВУТ на дальнее расстояние; разрабатывали технологию применения ВУТ в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) и вместо угля в газогенераторах. Был также выполнен значительный объем работ по замене угля на ВУТ в тепловых котельных. Предполагали этим уменьшить объем вредных выбросов.
В структуре энергетического баланса России в 2010 г. мазут и газ составили примерно 70 %, причем в европейской части – более 86 %. На долю газа в настоящее время приходится примерно 61 % производства электроэнергии.
Доля угля в производстве электроэнергии в России составляет около 26 %. Ее увеличение за счет уменьшения доли газа более чем актуально. Перевод на угольное топливо мазутных и газовых ТЭС и котельных экономически перспективен еще и потому, что освободит для экспорта высокоценные энергоносители. Следует отметить, что структура внутренних цен в Европейской части России на энергоносители неблагоприятна для замещения углеводородного топлива углем. Так, в средней полосе России цена рядового каменного угля Кузбасса со средней теплотой сгорания примерно 17–20МДж/кг составляет 1800 руб/т, а цена мазута со средней теплотой сгорания 42 МДж/кг – более 10000 руб/т. Невыгодность замены мазута кузнецкими углями в Европейской части России очевидна.
Для России наиболее актуальна проблема доставки угля из Кузбасса на Урал и в ее Европейскую часть. Угольные месторождения Европейской части России в значительной мере или полностью исчерпаны. Добыча угля обходится непомерно дорого из-за бедности пластов и большой глубины их залегания. Доставка угля из Кузбасса в центральные районы страны практически утраивает стоимость угля. Поэтому для России, как и для Китая и США (стран с развитыми сетями железнодорожного и водного транспорта), экономически актуально создание сетей гидротранспортирования угля и технологии получения угольного моторного топлива для транспортных двигателей.
В Институте горючих ископаемых, НПО «Гидротрубопровод» и других научных центрах выполнен значительный объем работ по созданию технологии приготовления, транспортирования и сжигания ВУТ из рядового угля разных марок. Был спроектирован и построен опытно-промышленный комплекс, который включал в себя терминал на Беловской ГРЭС приготовления ВУТ расчетной производительностью 400 тыс. т/год, трубопровод длиной 262 км и терминал приема и сжигания ВУТ на ТЭС в Новосибирске.
Определенный опыт применения ВУТ накоплен также в некоторых странах, в том числе в Китае и США. Китай занимает первое место в мире по объему добычи и потреблению угля (более 1 млрд т/г), почти вся его энергетика (95 %) основана на нем.
Одной из проблем Китая является транспортирование угля от мест его добычи к местам потребления, причем трассы доставки часто проходят по пересеченной местности, и поэтому наиболее выгодным может оказаться трубопроводный транспорт водных суспензий. Кроме того, Китай заинтересован в экспорте угля в Японию и другие страны Тихоокеанского региона, топливные ресурсы которых весьма ограничены. Морские перевозки угля в составе суспензии, ее загрузка в танкеры, выгрузка и сжигание по жидкостной схеме представлялись экономически рациональными. В течение нескольких лет Китай совместно с Японией разрабатывает проекты приготовления в Китае угольных суспензий и транспортирования их танкерами к прибрежным ТЭС Японии, где они используются совместно с мазутом или вместо него. Часть этих проектов прошла завершающую стадию и реализована в промышленном масштабе.
В США ежегодно добывают примерно 900 млн т угля, из которых 85 % используют для получения электроэнергии. Угольные ТЭС обеспечивают примерно 65 % всего ее производства, еще 25 % – АЭС и ГЭС. И только примерно 10 % электроэнергии вырабатывают путем сжигания нефтепродуктов и природного газа на ТЭС и в дизельных генераторах. Для США наиболее актуальны разработки моторных угольных топлив для транспортных двигателей – основных потребителей добываемой в стране и импортируемой нефти. Как и в Китае, в США перспективным считали танкерное транспортирование водоугольной суспензии (ВУС) в страны Тихоокеанского побережья. Трубопроводное транспортирование угля расценивали в основном как альтернативу железнодорожному транспорту с его высокими тарифами. В США успешно действуют трубопроводы, которые транспортируют не суспензию, а угольную пульпу. В отличие от ВУС ее обезвоживают на конечном терминале с последующим сжиганием угля по пылеугольной технологии. Опытный трубопровод для транспортирования ВУС был построен, но так и не введен в эксплуатацию, поскольку компания, владеющая проходящей параллельно ему железнодорожной дорогой, немедленно снизила тарифы на перевозку угля. В настоящее время трубопровод также переведен на транспортирование угольной пульпы.
Промышленные проекты по использованию ВУТ в Европе до настоящего времени не реализованы.
- Предисловие
- 1. Сжигание топлив в кипящем слое
- 1.1. Сжигание твердых топлив в топках котлов с классическим кипящим слоем
- 1.2. Топки с циркулирующим кипящим слоем
- 1.2.1. Отечественные котлы с циркулирующим кипящим слоем
- 1.2.2. Котлы с циркулирующим кипящим слоем под давлением
- 1.2.3.Зарубежные котлы с кипящим слоем (промышленный опыт)
- Котлы с кипящим слоем, эксплуатируемые в сша
- Применение котлов с цкс для сжигания сланцев
- 1.3. Сжигание твердых топлив с использованием аэрофонтанных предтопков
- 2. Плазменная технология
- 3. Разработка новых конструкций топочных камер для сжигания углей
- 3.1. Вихревые топки с жидким шлакоудалением
- 3.2. Принцип технологии вихревого низкотемпературного сжигания
- 3.2.1. Экономичность вир- технологии
- 3.2.2. Экологические показатели
- 3.2.3. Надежность и маневренность вир-технологии
- 3.2.4. Результаты испытаний модернизированного котла пк-38 (ст. № 3а) Назаровской грэс
- 3.3. Пылеугольный котел с кольцевой топкой для крупных энергоблоков
- 4. Термическая подготовка углей перед сжиганием в условиях тэс
- 4.1.Термическая подготовка углей в термоциклонных предтопках
- 4.2. Разработки эниНа
- 4.3. Работы Политехнического института сфу по применению предварительной термической подготовки углей в условиях тепловой электростанции
- 4.3.1. Разработка технологии сжигания с внутритопочной термической подготовкой углей
- 4.3.2.Принципиальные схемы термической подготовки углей для организации безмазутной растопки и подсветки факела топочных камер котлов
- 20, 21, 24, 25, 26, 29 – Щелевые зазоры; 22 – нижние торцы амбразур;
- 26, 27, 28, 29 – Зазоры
- 4.3.3. Опытно-промышленный образец муфельного предтопка на котле бкз-420 140 Красноярской тэц-2
- 4.3.4. Система термоподготовки для организации муфельной растопки котлов Томь-Усинской грэс
- 4.3.5. Универсальная горелка для котлов пк-40-1 Беловской грэс
- Птб при включении питателей пыли на муфеле:
- Птб при расшлаковке абразуры муфеля при работе в режиме основной горелки:
- 4.3.6. Универсальная всережимная горелка для котлов бкз-420-140 Красноярской грэс-2
- 5. Сжигание водотопливных суспензий
- 5.1. Современное состояние технологии сжигания водотопливных суспензий
- 5.2. Основные технологические характеристики водотопливных суспензий
- 5.3. Опыт применения водоугольных суспензий
- 5.4. Суспензионное топливо для мазутных тэс и котельных
- 5.5. Опыт применения водомазутных эмульсий на энергетических котлах тгмп-314 и тгм-96 тэц-23 оао «Мосэнерго»
- 5.6.Разработки научно-исследовательского и проектно-изыскательского института «Новосибирсктеплоэлектропроект» Сибирского энтц
- 5.7. Исследования мэи (Технический университет) по применению водомазутных эмульсий для улучшения технико-экономических и экологических характеристик котельных агрегатов
- 5.8. Технико-экономическая перспективаиспользования суспензионного угольного топлива
- 6. Гидравлические электрические станции
- 3 Сопло; 4 рабочее колесо; 5 кожух; 6 отклонитель; 7 лопасти (ковши); 8 нижний бьеф
- Состав и компоновка основных сооружений
- Плотины
- Типы и параметры гидрогенераторов
- Малые гэс
- 7. Геотермальная энергетика
- 7.1. Использование геотермальных ресурсов в мире
- 7.2. Геотермальные ресурсы России
- 7.3. Геотермальные энергетические технологии и оборудование России
- 1 Скважина; 2 бак-аккумулятор; 3 расширитель; 4 турбина; 5 генератор;
- 6 Градирня; 7 насос; 8 смешивающий конденсатор; 9, 10 насос
- 7.4. Российские бинарные энерготехнологии
- 7.4. Геотермальное теплоснабжение
- 7.5. Перспективы развития геотермальной энергетики России
- 7.6. Опытная геотермальная электростанция, основанная на цикле а.И.Калины
- 8. Ветроэнергетические установки
- 8.1. Состояние и перспективы развития мировой ветроэнергетики
- 8.2. Высотная ветроэнергетическая установка
- 8.3. Ветроэнергетика в заполярных условиях
- Основные направления развития ветроэнергетики в заполярных условиях
- Преимущества применения энергии ветра в заполярных и холодных климатических условиях
- Специфика развития ветроэнергетики и эксплуатации вэу при холодном климате
- Использование энергии ветра для отопления в условиях холодного и заполярного климата
- Новая ветро-дизельная электрическая установка
- 9. Альтернативные способы получения электроэнергии
- 9.1. Магнитогидродинамическое преобразование энергии
- 2 Сопло; 3 мгд-генератор; 4 место конденсации щелочных металлов; 5 насос; 6 место ввода щелочных металлов
- 9.2. Термоэлектрические генераторы
- 9.3. Изотопная энергетика
- 9.4. Термоэмиссионные генераторы
- 1 Катод; 2 анод
- 9.5. Электрохимические генераторы
- 3 Электролит; 4 анод
- 9.6. Использование морских возобновляемых ресурсов
- 9.6.1. Приливные электростанции
- Агрегаты пэс
- 9.6.2. Океанские гидроэлектростанции (огэс) на основе морских течений Физические основы работы огэс
- 9.6.3. Волновые электростанции
- 9.6.4. Использование тепловой энергии океана
- 9.7. Солнечная энергетика
- 9.7.1. Современное состояние солнечной энергетики
- Типы циркуляционных и гравитационных гелиоустановок:
- 9.7.2.Разработка и внедрение первой в районе Сочи солнечно-топливной котельной
- 9.7.3. Разработка и испытания солнечно-топливной котельной в Краснодарском крае
- 9.7.4. Повышение эффективности преобразования солнечной энергии
- Повышение числа часов использования установленной мощности сэс
- Увеличение срока службы и снижение стоимости солнечной электростанции
- 9.8. Использование энергии термоядерных реакций
- 9.9. Комбинированные энергоустановки
- 9.10. Биоэнергетические установки
- 9.10.1. Вклад биотоплива в мировое производство энергии
- 9.10.2. Прямое сжигание
- 9.10.3. Пиролиз
- Газификация биомассы
- 9.10.5. Виды топлив, получаемых из биомассы
- 9.10.6. Перспективы развития биоэнергетики России с использованием древесины
- Прямое сжигание древесины Олонецкая теплостанция на древесных отходах
- Разработчик и изготовитель котла на биотопливе
- Принцип действия котла с колосниковой решеткой. Процесс горения и факторы, влияющие на него
- Циркуляция воды в котле
- Газогенераторные установки на древесине для получения тепловой и электрической энергии
- 9.11. Подземная газификация углей
- 9.14.1. Отечественный опыт подземной газификации угля
- Подземная газификация угля в г. Красноярске
- 9.15. Тепловые насосы
- 9.15.1. Перспективы применения тепловых насосов
- 9.15.2. Тепловые насосы в системах малой энергетики
- Заключение
- Библиографический список к главе 1
- К главе 2
- К главе 3
- К главе 4
- К главе 5
- К главе 6
- К главе 7
- К главе 8.
- К главе 9