37. Демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности
-
Демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности
1. Демонстрационные зоны:
– «Нижний Новгород»
– «Владимир»
– «Мурманская область»
– «Лефортово»
– «Западный Урал»
Демонстрационная зона «Нижний Новгород»
Нижегородская область является субъектом Российской Федерации и имеет две ветви представительный орган власти – Законодательное собрание Нижегородской области, исполнительный орган власти – администрация Нижегородской области во главе с Губернатором области, избираемый прямым голосованием.
Демзона создана на основании Распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993г. №568 и Письма Министерства топлива и энергетики РФ от 15.10.1993г №БВ-6612.
Демзона Сертифицирована совместным решением Миннауки России и Минтопэнерго России и Европейской Экономической Комиссией ООН в феврале 1998г.
В соответствии с распоряжением Губернатора Нижегородской области организационное и научно-методическое сопровождение Демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности по Нижегородской области поручено Нижегородскому региональному инновационному центру энергосбережения (НИЦЭ), который осуществляет функции дирекции демзоны.
Нижегородская область обладает огромным потенциалом энергосбережения.
Совершенствование энергопотребления и энергосбережение в промышленности и коммунально-бытовой сфере рассматривается Администрацией Нижегородской области как одно из приоритетных направлений.
Особое внимание при этом уделяется социальной ориентации мероприятий по повышению эффективности использования энергоресурсов с тем, чтобы обеспечить улучшение условий жизни населения без чрезмерного роста доли платежей за энергию в бюджете семьи.
В рамках этой программы ежегодно реализуется несколько демонстрационных проектов с последующим их тиражированием. Так с 1996 года с использованием средств фонда организована разработка 2-х тарифного однофазного электросчетчика, а в 1997 году реализован пилотный проект по установке таких счетчиков в двух жилых домах (214 квартир) Приокского района г. Нижнего Новгорода. Одновременно введена система ночных тарифов, которые для населения, применяющего двухтарифные электросчетчики, в 4 раза ниже дневных. Серийное производство 2-х тарифных однофазных и многотарифных трехфазных электросчетчиков освоено на заводе им. Фрунзе.
С 1996 года идет реализация программы по установке узлов учета и регулирования на муниципальных объектах. При этом отработка нормативных актов и системы учета теплоэнергии осуществлялась в рамках демонстрационных проектов с тиражированием в нескольких районных центрах области.
Нижегородская область первой в Российской Федерации приступила к реализации энергосберегающих проектов в рамках механизма "совместной реализации" Рамочной конвенции ООН по глобальному изменению климата. Учеными Нижегородского гос.университета, НИЦЭ и Центра климатических проектов Росгидромета разработана и апробирована методика регистрации и мониторинга выброса парниковых газов, благодаря чему стало возможным начало реализации проектов "совместной реализации".
В области постоянно проводится информационно- аналитическая работа в области энергосбережения. Ее проводит НИЦЭ: это конференции, семинары, выставки в сфере эффективного использования энергии.
В Нижегородской области создана необходимая инфраструктура реализации энергоэффективных демонстрационных проектов.
В демзоне отрабатываются новые механизмы реализации энергосберегающих проектов.
В демзоне отрабатываются механизмы взаимодействия с международными фондами и программами для реализации крупных энергоэффективных проектов.
Демонстрационная зона «Владимир»
В городе Владимир действует администрация города – ветвь исполнительной власти и городской собрание – ветвь законодательной власти.
Город Владимир – один из древнейших городов России с 1000 летней историей является крупнейшим музейным и туристическим центром системы маршрутов "Золотом кольце России".
Работы по созданию демзоны начаты в 1993г. с обращения к национальным координаторам Проекта ЕЭК ООН "Энергетическаяэффективность-2000".
По результатам проведенных работ Демзона Сертифицирована совместным решением Миннауки России и Минтопэнерго России и Европейской Экономической Комиссией ООН в феврале 1998 г.
Заключено соглашение о реализации проектов в рамках федеральной целевой программы "Энергосбережение России" на 1998–2005 годы", Проектов Европейской экономической комиссии ООН в промышленном, сельскохозяйственном производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве в Владимирской области между Минпромнауки РФ, Минэнерго РФ, Администрацией области и РУСДЕМ.
Все работы по реконструкции и новому строительству объектов, тепло-, электроснабжению и зданий города направлены на энергосбережение. Понимая важность энергосбережения для преодоления кризиса, охватившего практически всю промышленность города, администрация сделала программу экономии энергии центральной частью экономической политики городской власти.
В демзоне отрабатываются основные пути в сокращении ключевых барьеров на пути к эффективному использованию энергии в российском жилищном хозяйстве и теплоснабжении. Для ускорения реализации проектов в демзоне проведена программа обучения финансовому инжинирингу и деловому планированию для специалистов региона различного уровня.
Демонстрационная зона «Мурманская область»
В Мурманской области работает демонстрационная зона "Кировск".
Работы по созданию демзоны начаты в 1994 г. с обращения к национальным координаторам Проекта ЕЭК ООН "Энергетичкеская эффективность 2000".
По результатам проведенных работ Демзона Сертифицирована совместным решением Миннауки России и Минтопэнерго России и Европейской Экономической Комиссией ООН в феврале 1998 г.
Заключено соглашение о реализации проектов в рамках федеральной целевой программы "Энергосбережение России" на 1998–2005 годы", Проектов Европейской экономической комиссии ООН в промышленном, сельскохозяйственном производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве в Мурманской области между Минпромнауки РФ, Минэнерго РФ, Администрацией области и РУСДЕМ.
Реализация проектов в г.Кировске основывается на соглашениях между администрацией г.Кировска, ОАО «Апатит», Кольского Центра Энергетической Эффективности, РУСДЕМ и ведущими компаниями северных стран (Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Исландии).
В демзоне реализуются проекты на градообразующем предприятии города ОАО «Апатит», системах энергообеспечения города, в жилищном секторе и коммунальном хозяйстве.
Очень велико воздействие на природу промышленными и энергетическими предприятиями региона. Решение экологических проблем для Кировска также актуально, как и повышение энергоэффективности. Поэтому большинство проектов решают комплексно проблемы энергосбережения и экологии.
Демзона Кировск является полигоном для отработки мероприятий Соглашения о техническом сотрудничестве и развитии энергоэффективных демонстрационных зон Северо-Запада Российской Федерации между Миннауки России, Минтопэнерго России и Министерством промышленности и энергетики Норвегии.
Демонстрационная зона «Лефортово»
Муниципальный округ «Лефортово» расположен в центральной, исторической части г.Москвы, территориально он входит в состав Юго-Восточного административного округа.
Работы по созданию демзоны начаты в 1995 г.
По результатам работ демзона сертифицирована совместным решением Миннауки России и Минтопэнерго России и Европейской Экономической Комиссией ООН в феврале 1998 г. Координатором работ в демзоне является Московский энергетический институт, в частности его структурное подразделение Научно-технический инновационный центр энергосберегающих технологий и техники (НТИЦ ЭТТ МЭИ).
Администрация муниципального района «Лефортово» оказывает всестороннюю поддержку реализации проектов в демонстрационной зоне.
Это организационное обеспечение деятельности органов управления демонстрационной зоны, администрация муниципального района финансирует проведение отдельных работ.
Это, в первую очередь, относится к работам, направленным на решение задач улучшения экологической обстановки в муниципальном районе, проведении энергетических обследований на объектах бюджетной сферы и разработка механизмов финансирования энергосберегающих проектов.
В настоящее время между управой «Лефортово» и МЭИ действует договор о проведении работ в демонстрационной зоне на тему «Разработка инвестиционных проектов и механизма инвестирования энергосберегающих проектов в демонстрационной зоне «Лефортово».
В демзоне выполняются демонстрационные проекты, связанные с подготовкой специалистов в области энергосбережения, разработкой и внедрением энергоэффективных технологий.
В демзоне выполняются проекты в рамках Долгосрочной программы энергосбережения г. Москвы.
Проведение энергетических аудитов предприятий района, создание технических и экологических паспортов предприятий, зданий позволило выявить потенциал энергосбережения района:
– в области теплоснабжения
от 15 до 30% (45-105 тыс. Гкал/год) от годового потребления района на цели жилищно-коммунального хозяйства в 300-350 тыс. Гкал/год;
– в области водоснабжения
от 12-до 30% (1,5-5 млн. куб. м воды в год) от годового потребления района на цели жилищно-коммунального хозяйства в 12-15 млн. куб. м воды в год;
– в области электроснабжения
от3 до 10% (0,6-2,5 млн. кВтч в год) от годового потребления района на цели жилищно-коммунального хозяйства 20-25 млн. кВтч в год.
Демонстрационная зона «Западный Урал»
Пермская область является субъектом Российской Федерации и имеет две ветви власти: представительный орган власти - Законодательное собрание Пермской области, исполнительный орган власти - администрация Пермской области во главе с Губернатором области, избираемый прямым голосованием.
Демзона создана в мае 1999 г на основании 4-сторонего Соглашения о реализации проектов в рамках федеральной целевой программы «Энергосбережение России» на 1998–2005 годы», Проекта Европейской экономической комиссии ООН «Энергетическая эффективность-2000» в промышленном, сельскохозяйственном производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Сторонами этого Соглашения были Администрация Пермской области, Минтопэнерго РФ, Миннауки РФ и Ассоциация «РУСДЕМ».
Область обладает огромным потенциалом энергосбережения.
Для реализации энергоэффективных проектов в демзоне созданы необходимые условия – создана инфраструктура демзоны, персонал прошел подготовку, имеет опыт подготовки и реализации проектов, налажено взаимодействие с администрацией области.
Для реализации энергоэффективных проектов в демзоне созданы основы нормативно-правовой базы энергосбережения.
К настоящему времени приняты: региональный закон № 447-64 «Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории Пермской области», опубликованный 7 апреля 1999 г., Указ губернатора Пермской области № 139 «Положение о консолидации и использовании средств на энергосбережение в Пермской области», изданный 12 мая 2000 г, а также ряд документов, касающихся теплосбережения в муниципальных образованиях Пермской области.
В 2000 г. начаты, работы по подготовке закона «Об энергетической безопасности Пермской области» и программы энергосбережения Пермской области.
Основными направлениями деятельности демонстрационных зон Западного Урала является:
– демонстрация совокупного эффекта применения рыночных механизмов, энергосберегающей техники и технологии;
– совершенствование нормативно-правового обеспечения энергосбережения и стандартизации энергопотребления:
– проведение совместной политики в области ценообразования и налогообложения с целью последующего распространения накопленного в этих демзонах положительного опыта на всей территории России.
Координатором демзоны, Ассоциацией энергетиков Западного Урала, ежегодно проводятся международные конференции по проблематике энергосбережения, ежеквартально проводятся семинары-совещания энергетиков предприятий Пермской области.
- Энергосбережение в энергетике
- 1. Введение
- 2. Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Общие положения. Основы организации электроэнергетики
- 3. Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Единая национальная электрическая сеть. Система государственного регулирования и контроля. Оптовый рынок. Розничные рынки
- 4. Федеральный закон Российской Федерации «Об энергосбережении». Общие положения. Стандартизация, сертификация и метрология в области энергосбережения
- 6. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Содержание, цели и задачи Программы энергосбережения
- 7. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Принципы формирования и приоритеты Программы энергосбережения
- 8. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Сводные показатели Программы энергосбережения. Эффективность Программы энергосбережения
- 9. Нормативно-правовая база по энергосбережению
- 10. Создание и развитие Единой энергетической системы России
- 11. Федеральный (общероссийский) рынок электрической энергии (мощности) (форэм)
- 12. Государственное регулирование на форэм. Порядок взаиморасчетов на форэм
- 13. Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс России»
- Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс России»
- Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс россии»
- 14. Требования, предъявляемые к энергоаудиторам
- Практическое занятие 1.. Изучение порядка аккредитации энергоаудиторов на право проведение энергетических обследований энергообьектов.
- Права и обязанности обследуемых организаций рао «еэс России»
- 17. Методика проведения энергоаудита
- 18. Порядок оформления и согласования результатов энергетических обследований
- Порядок оформления и согласования результатов энергетических обследований
- 19. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов
- Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов
- 20. Структура и содержание энергетического паспорта промышленного потребителя тэр. Типовые формы энергетического паспорта
- 21. Баланс электрической энергии. Баланс мощности энергосистемы
- 22. Современные системы тарифов на электрическую энергию, используемые в России
- 22. Система тарифов на электроэнергию за рубежом
- 24. Регулирование тарифов на электроэнергию и мощность
- 25. Практическое занятие 7. Порядок расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям
- 26. Расчет экономической эффективности работы электростанции по двухставочному тарифу
- 27. Энергетическая стратегия России в области энергосбережения на период до 2020 года. Цели, задачи, основные положения Энергетической стратегии
- 28. Проблемы и тенденции развития топливно–энергетического комплекса (тэк)
- 29. Энергетическая безопасность страны. Угроза национальным интересам в энергетической сфере
- 30. Государственная энергетическая политика
- 31. Эффективное использование электроэнергии. Классификация электростанций и их энергоэкономические особенности
- 32. Ресурсосберегающие и экологически совершенные технологии
- 33. Основные принципы энергосберегающей политики государства
- 34. Учет расхода тепла и электроэнергии на производстве и в быту
- 35. Потенциал и эффективные энергосберегающие мероприятия у потребителей
- 1. Мероприятия энергосбережения в быту:
- 36. Создание системы стимулирования энергоэффективности. Управление спросом на электрическую энергию
- 37. Демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности
- 38. Экологические проблемы энергосбережения