30. Государственная энергетическая политика
-
Основы экономической политики в ТЭК
-
Модернизация и развитие ТЭК. Структурные изменения
1. Реализация целей и задач Энергетической стратегии требует проведения соответствующей экономической политики в ТЭК, учитывающей сложившуюся систему хозяйственных отношений в комплексе, его значение для экономики страны, для стабилизации и улучшения макроэкономической ситуации.
Весь комплекс мер экономического регулирования: тарифная, ценовая, налоговая, таможенная, инвестиционная, антимонопольная и конкурентная политика – должен быть направлен на решение экономическими методами задач полного обеспечения прогнозируемого роста внутреннего спроса на топливно-энергетические ресурсы и обеспечения потребностей бюджетной системы.
Тарифная и ценовая политика в ТЭК проводится как на регулируемых рынках естественных монополий (РАО «ЕЭС», «Газпром», Транснефть и Транснефтепродукт), так и на свободных рынках (нефтяные и угольные компании).
Основная задача в области тарифной политики естественных монополий состоит в недопущении раскручивания спирали инфляции за счет необоснованного роста цен в отраслях ТЭК.
Однако динамика цен должна обеспечивать условия самофинансирования отраслей с учетом необходимых инвестиций и достижение рационального баланса потребления топливно-энергетических ресурсов с помощью формирования оптимального соотношения цен на альтернативные энергоносители (уголь, природный газ и топочный мазут).
При этом необходимое повышение цен на природный газ должно осуществляться поэтапно с учетом фактических и прогнозных макроэкономических показателей развития российской экономики и реальных доходов населения.
В этих целях Правительством Российской Федерации будет разработана специальная программа подобного повышения.
Необходимо разработать и реализовать концепцию рынка газа с целью обеспечения поставок газа на внутреннем рынке по свободным ценам и перехода на регулирование тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам.
Для низкообеспеченных слоев населения будет осуществлена адресная компенсация роста тарифов на газ, тепло- и электроэнергию через механизм межбюджетных отношений.
На нерегулируемых рынках нефти и нефтепродуктов экономическая политика должна обеспечить полное удовлетворение внутреннего спроса на них путем использования мер таможенного и тарифного регулирования и сдерживания на этой основе роста цен.
Вместе с тем, применение мер таможенного регулирования следует рассматривать в увязке со сроками и условиями вступления России в ВТО.
Ценовая политика в отраслях ТЭК должна обеспечить:
-
макроэкономическую стабильность;
-
формирование уровня цен на энергоресурсы на внутреннем рынке, которые создают благоприятные условия для подъема экономики, являются социально приемлемыми для населения и обеспечивают эффективное функционирование ТЭК;
-
создание барьеров для установления завышенных цен, неоправданного их роста;
-
оптимизацию уровня цен (тарифов), обеспечивающих надежное функционирование и развитие субъектов естественных монополий;
-
формирование системы таможенных и акцизных платежей за экспортируемую продукцию ТЭК, которая гибко отражала бы влияние на состояние внутреннего рынка энергоносителей и на экономику предприятий ТЭК складывающейся на мировых рынках ценовой конъюнктуры.
Регулирование цен на внутреннем рынке будет в основном осуществляться с использованием механизма налоговой политики, путем ее упрощения, ясности и введения гибкого налогообложения, реагирующего на изменение рыночной конъюнктуры.
Для смягчения ценовых колебаний и объективного формирования цен необходимо активизировать работу по формированию отсутствующих в стране рыночных институтов:
-
нефтяной биржи для определения независимыми субъектами рынка равновесной цены на нефть и нефтепродукты, отражающей баланс разнонаправленных факторов динамики цен в каждый конкретный момент времени;
-
фьючерсного рынка нефтяных контрактов как инструмента определения ценовых ориентиров, задаваемых самим рынком на обозримую перспективу, с присущими ему инструментами страхования ценовых рисков (хеджирования);
-
государственного нефтяного резерва – находящегося под контролем государства, коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов, которые позволили бы усилить ценообразующую роль государства на нефтяном рынке.
Налоговая политика в ТЭК должна обеспечить:
– создание стабильного, предсказуемого налогового режима, учитывающего различия в горно-геологических условиях недропользования и местонахождения участков недр, а также состояние экономической конъюнктуры;
– переход к налогообложению, стимулирующему рост объемов производства, развитие и эффективное использование сырьевой базы ТЭК.
Система налогообложения в сфере добычи органического топлива в перспективе должна быть ориентирована на рентный подход.
В результате реализации намеченных мер экономической политики в ТЭК в России сложатся эффективно развивающиеся топливно-энергетический комплекс и конкурентный энергетический рынок, полностью удовлетворяющие потребности растущей экономики России в энергоресурсах и постепенно интегрирующиеся в мировые энергетические рынки.
2. Существующая система управления ТЭК России недостаточно эффективна, так как не вполне обеспечивает в новых экономических условиях сбалансированность интересов потребителей и производителей энергоресурсов, регионов и Федерации в целом.
Неэффективная организационная структура предприятий ТЭК, наряду с невыгодными условиями их экономической деятельности, является одной из основных причин недостаточного объема капиталовложений в их простое и расширенное воспроизводство.
Процесс реализации общеэкономических реформ, предполагающих усиление прозрачности, создание равных условий для конкуренции во всех секторах экономики, включая ТЭК, и повышение эффективности корпоративного управления будет способствовать формированию привлекательного инвестиционного климата в энергетическом секторе.
Институциональные преобразования в нем будут осуществляться в целях роста эффективности производства и снижения издержек, повышения качества выпускаемых продукции и услуг и обеспечения энергетической безопасности страны.
Модернизация и реформирование ТЭК будут осуществляться с учетом особенностей, присущих именно предприятиям энергетического сектора экономики. В целях модернизации производства и повышения конкурентоспособности продукции ТЭК предусматривается:
-
формирование условий, в том числе принятие мер по улучшению инвестиционного климата, для опережающего развития производств нового технологического уровня и активизации инновационной деятельности;
-
внедрение прогрессивных технологий, позволяющих расширить масштабы производства продукции ТЭК с высокой степенью обработки;
-
реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие отрасли, в том числе с участием иностранных инвесторов;
-
усиление антимонопольного контроля на внутреннем рынке;
-
развитие системы комплексного страхования инвестиционных и инновационных рисков;
-
проведение институциональных преобразований в отраслях ТЭК.
Основной целью акционированных предприятий является извлечение максимальной прибыли, но перед предприятиями ТЭК также стоят и другие задачи социального и общеэкономического характера. Это связано с необходимостью обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей, эффективного использования природных ресурсов, обеспечения экспорта для покрытия валютных потребностей страны и т.д.
Структурная политика в сфере энергообеспечения проводится с учетом этих факторов и строится исходя из необходимости совершенствования как структуры производства, передачи и потребления энергоресурсов (топливно-энергетических балансов страны и ее регионов), так и организационных структур (субъектов) энергетического сектора.
К приоритетам структурной политики в ТЭК относятся:
-
формирование конкурентной среды во всех отраслях ТЭК, в том числе, в потенциально конкурентных сферах (в газовой отрасли и электроэнергетике), стимулирование развития независимых производителей нефти, газа и электроэнергии;
-
повышение качества государственного регулирования ТЭК, уровня менеджмента в ТЭК, развитие систем корпоративного управления;
-
создание эффективных систем управления государственной собственностью и регулирования естественных монополий;
-
обеспечение оптимального соотношения различных экономических форм;
-
опережающие темпы развития атомной энергетики, теплоэнергетики на базе ПГУ и угольной промышленности, а также использования возобновляемых источников энергии и электрификации;
-
достижение оптимальных пропорций между централизованным и децентрализованным тепло- и энергоснабжением потребителей.
Важной функцией государства в перспективе до 2020 года останется регулирование деятельности естественных монополий в энергетическом секторе экономики.
Энергетической стратегией предусматривается продолжение реформирования газовой отрасли и электроэнергетики на основе разграничения естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов хозяйственной деятельности и последующего развития конкуренции в этих отраслях с целью снижения издержек производства и обеспечения полной организационной и финансовой прозрачности их деятельности.
В электроэнергетике структурная реформа имеет целью, повышение эффективности производства и потребления энергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
Одним из основных итогов реформирования электроэнергетики станет преобразование существующего федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное и экономически эффективное энергоснабжение с учетом объективных интересов производителей и потребителей энергоносителей.
Структурная политика в газовой промышленности будет направлена на создание условий для обеспечения надежного газоснабжения страны.
С этой целью будет реализован комплекс мер по повышению эффективности корпоративного управления ОАО «Газпром», рационализации использования ресурсов, стимулированию разработки новых газовых месторождений, в первую очередь, независимыми производителями, демонополизации системы внутренней торговли и развитию инфраструктуры внутреннего рынка газа, осуществлению конкретных мероприятий по его либерализации.
Развитие Единой системы газоснабжения будет осуществляться при усилении государственного контроля, обеспечивающего идентификацию и ликвидацию узких мест газотранспортной системы, препятствующих развитию внутренней торговли газом.
Развитие нефтяной отрасли предусматривает, в первую очередь, оптимизацию всех элементов государственной экономической политики (налоговой политики, регулирования недропользования, поддержки малого и среднего нефтяного бизнеса) в целях обеспечения более рациональной структуры нефтедобычи, развитие открытой торговли и конкуренции на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов, принятие стабильных и прозрачных правил пользования нефтетранспортной инфраструктурой.
В угольной промышленности будет продолжен процесс реструктуризации отрасли, направленный на снижение государственной поддержки из федерального бюджета, увеличение конкурентоспособности отрасли и повышение инвестиционной привлекательности предприятий.
Будет продолжена государственная поддержка закрытия убыточных предприятий, связанных с этим социальных расходов, включая переквалификацию и переселение шахтеров, и инвестиционных проектов в отрасли.
Результатами структурных преобразований в отраслях ТЭК и в жилищно-коммунальном секторе станет развитие конкуренции и, на этой основе, снижение издержек на производство энергоресурсов, оптимизация использования имеющегося производственного потенциала, ликвидация бесперспективных убыточных предприятий.
Прогнозируемый инвестиционный рост в ТЭК приведет к развитию производства в России современного энергетического оборудования и технологий.
- Энергосбережение в энергетике
- 1. Введение
- 2. Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Общие положения. Основы организации электроэнергетики
- 3. Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Единая национальная электрическая сеть. Система государственного регулирования и контроля. Оптовый рынок. Розничные рынки
- 4. Федеральный закон Российской Федерации «Об энергосбережении». Общие положения. Стандартизация, сертификация и метрология в области энергосбережения
- 6. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Содержание, цели и задачи Программы энергосбережения
- 7. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Принципы формирования и приоритеты Программы энергосбережения
- 8. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Сводные показатели Программы энергосбережения. Эффективность Программы энергосбережения
- 9. Нормативно-правовая база по энергосбережению
- 10. Создание и развитие Единой энергетической системы России
- 11. Федеральный (общероссийский) рынок электрической энергии (мощности) (форэм)
- 12. Государственное регулирование на форэм. Порядок взаиморасчетов на форэм
- 13. Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс России»
- Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс России»
- Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс россии»
- 14. Требования, предъявляемые к энергоаудиторам
- Практическое занятие 1.. Изучение порядка аккредитации энергоаудиторов на право проведение энергетических обследований энергообьектов.
- Права и обязанности обследуемых организаций рао «еэс России»
- 17. Методика проведения энергоаудита
- 18. Порядок оформления и согласования результатов энергетических обследований
- Порядок оформления и согласования результатов энергетических обследований
- 19. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов
- Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов
- 20. Структура и содержание энергетического паспорта промышленного потребителя тэр. Типовые формы энергетического паспорта
- 21. Баланс электрической энергии. Баланс мощности энергосистемы
- 22. Современные системы тарифов на электрическую энергию, используемые в России
- 22. Система тарифов на электроэнергию за рубежом
- 24. Регулирование тарифов на электроэнергию и мощность
- 25. Практическое занятие 7. Порядок расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям
- 26. Расчет экономической эффективности работы электростанции по двухставочному тарифу
- 27. Энергетическая стратегия России в области энергосбережения на период до 2020 года. Цели, задачи, основные положения Энергетической стратегии
- 28. Проблемы и тенденции развития топливно–энергетического комплекса (тэк)
- 29. Энергетическая безопасность страны. Угроза национальным интересам в энергетической сфере
- 30. Государственная энергетическая политика
- 31. Эффективное использование электроэнергии. Классификация электростанций и их энергоэкономические особенности
- 32. Ресурсосберегающие и экологически совершенные технологии
- 33. Основные принципы энергосберегающей политики государства
- 34. Учет расхода тепла и электроэнергии на производстве и в быту
- 35. Потенциал и эффективные энергосберегающие мероприятия у потребителей
- 1. Мероприятия энергосбережения в быту:
- 36. Создание системы стимулирования энергоэффективности. Управление спросом на электрическую энергию
- 37. Демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности
- 38. Экологические проблемы энергосбережения