29. Энергетическая безопасность страны. Угроза национальным интересам в энергетической сфере
-
Энергетическая безопасность страны. Угрозы национальным интересам в энергетической сфере
-
Экономическая модель развития тэк
1. Энергетическая безопасность страны является важнейшей структурной составляющей экономической безопасности России.
Энергетическая безопасность – это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики, от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием ТЭК и всего энергетического сектора страны.
Обеспечение энергетической безопасности – одна из основных задач Энергетической стратегии России.
Отмеченные выше негативные процессы в функционировании ТЭК страны являются одновременно и основными угрозами энергетической безопасности России и ее регионов.
Анализ свидетельствует, что эти угрозы носят уже вполне реальный характер. Диспропорции в топливо- и энергообеспечении отдельных регионов России становятся «хронической болезнью» системы энергоснабжения страны. Недозавоз топлива в труднодоступные районы Севера и отсутствие средств для освоения местных ресурсов, дефицит угля и мазута на электростанциях Дальнего Востока и других регионов, реально угрожают энергетической безопасности регионов. Проблема усугубляется неравномерностью размещения запасов первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии по регионам страны, слабостью электрических связей Востока, Сибири и Европейской части страны.
На состояние энергетической безопасности оказывают влияние три главных фактора:
-
способность ТЭК обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос достаточным количеством энергоносителей соответствующего качества и приемлемой стоимости;
-
способность потребительского сектора экономики рационально использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;
-
устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, политическим, техногенным и природным угрозам, а также его способностью минимизировать ущерб, вызванный проявлением этих дестабилизирующих факторов.
Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются:
-
восполняемость исчерпаемого ресурса (темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива не должны превышать темпов освоения замещающих их источников энергии);
-
диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя, не допустима моноструктура топливно-энергетического баланса);
-
экологическая безопасность (развитие энергетики должно быть сбалансировано с возрастающими требованиями охраны окружающей среды);
-
предотвращение энергорасточительства, рациональное потребление как топливно-энергетических ресурсов в целом, так и органических ресурсов топлива;
-
создание экономических условий, обеспечивающих приоритетность внутреннего потребления энергоресурсов их экспорту и рационализация структуры экспорта;
-
гарантированность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера;
-
максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах отечественного оборудования (это позволит предприятиям ТЭК стать одним из основных заказчиков для машиностроения, химической и других отраслей промышленности).
Для своевременной и адекватной реакции государства на возникающие угрозы энергетической безопасности, анализа состояния энергетической и экономической безопасности регионов России, Энергетической стратегией предусматривается разработка критериев (индикаторов) такой безопасности, создание системы ее мониторинга и механизмов, позволяющих стабилизировать ситуацию.
Особую тревогу вызывает состояние энергетической безопасности и сбалансированность энергетических потребностей страны в ближайшие годы. Это связано с тем, что в газовой промышленности и в электроэнергетике упущено время для создания необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста. В связи с этим необходима разработка Правительством Российской Федерации комплекса специальных мер по обеспечению потребностей страны в энергоресурсах и формированию рационального топливно-энергетического баланса на ближайшие 10 лет с учетом Основных положений Энергетической стратегии России.
2. Реально сложившиеся на рубеже XXI века экономические условия в России и требования, вытекающие из более глубокой интеграции российской экономики в мировую экономику, обусловили необходимость построения новой экономической модели взаимоотношений государства, хозяйствующих субъектов ТЭК и потребителей энергетических ресурсов.
Экономическая модель развития ТЭК в рыночных условиях хозяйствования должна основываться на следующих принципах:
-
согласование экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов;
-
оптимизация производственной и отраслевой структуры ТЭК в соответствии с потребностями экономики страны и в первую очередь населения;
-
обеспечение равновесия спроса и предложения энергоресурсов на внутреннем рынке;
-
создание благоприятных условий для обеспечения необходимого инвестирования в ТЭК;
-
ориентация на преимущественно частную предпринимательскую инициативу в реализации задач развития ТЭК, в том числе в инвестиционной сфере;
-
обновление производственной базы ТЭК на основе новейших достижений научно-технического прогресса, переход на инновационную модель развития;
-
эффективное использование экспортного потенциала ТЭК, повышение конкурентоспособности продукции комплекса;
-
повышение эффективности использовании энергии, энергосбережение и радикальное снижение энергоемкости ВВП.
Целью и сутью экономической модели развития ТЭК в соответствии с Энергетической стратегией является формирование оптимальных для общества и государства экономических взаимоотношений в топливно-энергетической сфере, осуществляемых посредством механизмов рыночных методов хозяйствования, государственной налоговой, ценовой, инвестиционной, научно-технической, внешнеэкономической и экологической политики, институциональных и структурных преобразований в сфере производства, транспорта и потребления энергоресурсов.
Формирование Энергетической стратегии и прогнозных параметров необходимого развития ТЭК неразрывно связано с перспективами социально-экономического развития России. Энергетическая стратегия базируется на сценарии выхода экономики России на траекторию устойчивого роста и сокращения разрыва между уровнем и качеством жизни в России и западноевропейских странах.
Согласно прогнозам основных тенденций развития экономики России на среднесрочную и долгосрочную перспективу ее экономический потенциал будет неуклонно возрастать. В зависимости от складывающихся внешних и внутренних условий развития экономики страны темпы экономического роста могут меняться, но в любом случае они позволят обеспечить динамичное улучшение условий и уровня жизни населения страны.
При благоприятных условиях экономического роста, которые будут характеризоваться высокими темпами развития мировой экономики, позитивной динамикой цен мирового рынка нефти с колебаниями их в пределах 22–25 долларов за баррель, положительными инфляционной динамикой, инвестиционным климатом, демографической ситуацией и рядом других факторов, прогнозируется рост ВВП страны к 2020 году по сравнению с уровнем 2000 года в 2,8–2,9 раза. При менее благоприятных консервативных объективных условиях экономического развития страны возможные темпы увеличения ВВП могут быть более низкими и оцениваются возможным ростом соответственно в 2,3–2,4 раза.
При этом имеется в виду, что во всех вариантах будет иметь место влияние циклических закономерностей развития мировой экономики, будет осуществляться трансформация структуры ВВП в направлении повышения реальной доли услуг и структурные преобразования производственного сектора в направлении опережающего роста малоэнергоемких структур, ориентированных на потребительский рынок, и обрабатывающих отраслей. Энергоемкость экономики при этом по сравнению с уровнем 2000 г. снизится в 2010 году в 1,35–1,4 раза и в 2020 г. в 1,85–2,2 раза. Затухающие инфляционные тенденции приведут к снижению уровня годовой инфляции до 5–7% к 2010 г. и до 3–5% к 2020 году.
Финансирование экономического роста в значительной степени будет обусловлено высокой долей сбережений и сокращением масштабов оттока капитала. Валовые накопления должны достигнуть в 2010 году 26–28% ВВП с сохранением впоследствии их динамики в размере 25–26%. Это позволит обеспечить опережающие темпы роста инвестиций с увеличением их объема к концу периода по сравнению с уровнем 2000 г. в зависимости от объективных условий экономического развития в 4,4–6,2 раза.
Структурные сдвиги в промышленности страны в период до 2020 г. обеспечат изменение и внешнеторговой специализации экономики – наряду с минеральным сырьем, в российском экспорте все больший удельный вес будет занимать широкий круг продукции высоких стадий обработки.
Экономическая модель развития ТЭК реализуется посредством государственной энергетической политики, которая формирует результаты оптимизации этой экономической модели.
Реализация поставленных в рамках Энергетической стратегии целей и решение необходимых для этого задач будут осуществляться поэтапно. Развитие экономики и энергетического сектора в начальный период будет происходить в условиях, характеризующихся прогрессирующим старением и износом основных фондов в энергетическом секторе, ограниченными инвестиционными возможностями при росте спроса на энергоресурсы в связи с начавшимся подъемом экономики. В последующий период, по мере расширения инвестиционных возможностей темпы позитивных изменений в ТЭК будут возрастать.
- Энергосбережение в энергетике
- 1. Введение
- 2. Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Общие положения. Основы организации электроэнергетики
- 3. Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Единая национальная электрическая сеть. Система государственного регулирования и контроля. Оптовый рынок. Розничные рынки
- 4. Федеральный закон Российской Федерации «Об энергосбережении». Общие положения. Стандартизация, сертификация и метрология в области энергосбережения
- 6. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Содержание, цели и задачи Программы энергосбережения
- 7. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Принципы формирования и приоритеты Программы энергосбережения
- 8. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Сводные показатели Программы энергосбережения. Эффективность Программы энергосбережения
- 9. Нормативно-правовая база по энергосбережению
- 10. Создание и развитие Единой энергетической системы России
- 11. Федеральный (общероссийский) рынок электрической энергии (мощности) (форэм)
- 12. Государственное регулирование на форэм. Порядок взаиморасчетов на форэм
- 13. Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс России»
- Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс России»
- Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс россии»
- 14. Требования, предъявляемые к энергоаудиторам
- Практическое занятие 1.. Изучение порядка аккредитации энергоаудиторов на право проведение энергетических обследований энергообьектов.
- Права и обязанности обследуемых организаций рао «еэс России»
- 17. Методика проведения энергоаудита
- 18. Порядок оформления и согласования результатов энергетических обследований
- Порядок оформления и согласования результатов энергетических обследований
- 19. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов
- Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов
- 20. Структура и содержание энергетического паспорта промышленного потребителя тэр. Типовые формы энергетического паспорта
- 21. Баланс электрической энергии. Баланс мощности энергосистемы
- 22. Современные системы тарифов на электрическую энергию, используемые в России
- 22. Система тарифов на электроэнергию за рубежом
- 24. Регулирование тарифов на электроэнергию и мощность
- 25. Практическое занятие 7. Порядок расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям
- 26. Расчет экономической эффективности работы электростанции по двухставочному тарифу
- 27. Энергетическая стратегия России в области энергосбережения на период до 2020 года. Цели, задачи, основные положения Энергетической стратегии
- 28. Проблемы и тенденции развития топливно–энергетического комплекса (тэк)
- 29. Энергетическая безопасность страны. Угроза национальным интересам в энергетической сфере
- 30. Государственная энергетическая политика
- 31. Эффективное использование электроэнергии. Классификация электростанций и их энергоэкономические особенности
- 32. Ресурсосберегающие и экологически совершенные технологии
- 33. Основные принципы энергосберегающей политики государства
- 34. Учет расхода тепла и электроэнергии на производстве и в быту
- 35. Потенциал и эффективные энергосберегающие мероприятия у потребителей
- 1. Мероприятия энергосбережения в быту:
- 36. Создание системы стимулирования энергоэффективности. Управление спросом на электрическую энергию
- 37. Демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности
- 38. Экологические проблемы энергосбережения