24. Регулирование тарифов на электроэнергию и мощность
-
Регулирование тарифов на электроэнергию и мощность, поставляемую на ФОРЭМ
-
Регулирование тарифов на электроэнергию и мощность, поставляемую с ФОРЭМ
1. С 1992 г. в России на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, в том числе электрическую и тепловую энергию, введено государственное регулирование цен и тарифов, не противоречащее развитию рыночных отношений. Это подтверждается опытом стран, традиционно считающихся классическими образцами рыночной экономики.
Государственное регулирование тарифов основывается на принципах экономической обоснованности затрат на производство, передачу и распределение энергии, а также себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; открытости; доступности для потребителей и общественности материалов по регулированию; создания условий для привлечения в отрасль инвестиций.
Для обеспечения конкурентных условий формирования тарифов на электроэнергию и мощность, отпускаемую производителями, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию проводится затратным методом за счет установления на федеральном и региональном уровнях экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) и тарифов на услуги, оказываемые на ФОРЭМ и потребительском рынке. В настоящее время для производителей энергии – ТЭС, ГЭС и АЭС федерального уровня – применяются 2 ставки тарифа:
-
на установленную мощность – определяется отношением суммы условно-постоянных затрат на производство энергии к установленной мощности электростанции;
-
на производство электроэнергии – определяются отношением условно-переменных затрат (затраты на топливо) к отпуску электроэнергии с шин электростанции.
В ближайшей перспективе планируется перейти на двуставочные тарифы для всех поставщиков ФОРЭМ (включая избыточные – АО–Энерго), а также для покупателей энергии – дефицитных АО–Энерго и отдельных потребителей.
Перевод на двуставочные тарифы для всех субъектов ФОРЭМ осуществлен с 01.07.97 г. за исключением АО–Энерго Сибири и Дальнего Востока.
Аналогично предполагается перейти на двуставочные тарифы на тепловую энергию и мощность, которые в настоящее время
применяются для отдельных потребителей тепла в порядке эксперимента.
На федеральном уровне регулирующим органом служит ФЭК России, субъектами регулирования – участники оптового рынка (ФОРЭМ). На региональном уровне регулирование осуществляется региональными энергетическими комиссиями (РЭК) субъектов Российской Федерации (их 79 – каждый регион имеет свою РЭК, а Москва и Санкт-Петербург – городскую и областную энергетические комиссии). Субъектами регулирования являются участники розничного (потребительского) рынка электрической и тепловой энергии (мощности).
В процессе рассмотрения и утверждения тарифов на электрическую и тепловую энергию и мощность поставщик представляет на рассмотрение ФЭК, а ФЭК оценивает обоснованность следующих материалов.
По электростанциям:
-
экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) электростанций по регулируемым видам деятельности на период регулирования;
-
определение видов и объемов продукции (услуг) в натуральном выражении, поставляемых электростанциями;
-
распределение общей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) электростанций между видами продукции;
-
расчет тарифов: среднего по электростанциям и на каждый вид продукции (электрическая и тепловая энергия и мощность).
Распределение затрат между тепловой и электрической энергией проводится в соответствии с «Методическими указаниями по составлению отчета электростанции и акционерного общества энергетики и электрификации о тепловой экономичности оборудования». При этом общий расход топлива энергетическими котлами ТЭС распределяется между электроэнергией и теплом пропорционально расходам тепла при их условном раздельном производстве. Вся электроэнергия условно считается выработанной по конденсационному циклу, а расход тепла на ее производство, определенный по физическому методу, увеличивается в зависимости от коэффициента ценности отпускаемого тепла. Это позволяет распределить между электрической энергией и теплом топливо, сэкономленное в комбинированном цикле (и затраты), что проявляется в снижении удельных расходов условного топлива на производство электрической и тепловой энергии.
Перед представлением на ФЭК России материалы по регулированию тарифов согласовываются с РАО «ЕЭС России» как организатором ФОРЭМ.
По результатам рассмотрения представленных электростанции материалов ФЭК России утверждает следующие ставки тарифов.
Для тепловых электростанций и ГК «Росэнергоатом»:
-
на установленную (или рабочую) мощность;
-
на тепловую энергию (мощность) – в качестве рекомендаций для рассмотрения и последующего утверждения тарифов РЭК;
-
на электроэнергию (расчетно).
Для взаиморасчетов за фактически поставленную на ФОРЭМ электроэнергию тепловыми электростанциями и ГК «Росэнергоатом» ставка тарифа на электрическую энергию определяется по результатам работы электростанции, исходя из нормативного удельного расхода топлива на производство электрической энергии за отчетный период и фактической цены топлива.
Для гидравлических электростанций:
-
на установленную (или рабочую) мощность;
-
на электрическую энергию.
По основной деятельности электростанций в качестве продукции выделяются мощность и электроэнергия. Объем отпускаемой в течение регулируемого периода электроэнергии определяется на основании утвержденного баланса. Для расчета тарифа на электрическую мощность используется показатель установленной электрической мощности электростанции. По мере развития методической базы и технических средств учета показатель установленной электрической мощности может быть заменен по решению ФЭК России на показатель электрической рабочей мощности или иной показатель, более точно отражающий степень фактической готовности электростанции к несению электрической нагрузки в любой момент времени.
По тепловой энергии для расчета тарифов электростанций используется показатель полезного отпуска теплоэнергии в сеть коллекторов электростанций. По мере развития методической базы и технических средств учета по теплу по решению ФЭК России может быть использован наряду с полезным отпуском теплоэнергии также показатель тепловой мощности, более точно отражающий степень фактической готовности электростанции к несению тепловой на-грузки в любой момент времени.
2. В порядке рассмотрения и утверждения тарифов на электрическую энергию и мощность, отпускаемую с ФОРЭМ, РАО «ЕЭС России» представляет на рассмотрение ФЭК России, а ФЭК России оценивает обоснованность следующих материалов:
-
экономическое обоснование общих затрат на получение на ФОРЭМ электрической энергии и мощности;
-
определение видов и объемов продукции (услуг) в натуральном выражении, поставляемых с ФОРЭМ;
-
распределение общей потребности ФОРЭМ в финансовых средствах между видами отпускаемой с ФОРЭМ продукции;
-
расчет тарифов: среднего по ФОРЭМ, на каждый вид продукции и дифференцированных по отдельным регионам на каждый вид продукции.
По результатам рассмотрения представленных РАО «ЕЭС России» материалов, ФЭК России утверждает тарифы на электрическую энергию и мощность, отпускаемую с ФОРЭМ.
Общие затраты на получение на ФОРЭМ электрической энергии и мощности рассчитываются исходя из тарифов и объемов поставок электроэнергии и мощности от всех электростанций и избыточных АО–Энерго – поставщиков ФОРЭМ.
Расчет тарифов на электроэнергию и мощность, отпускаемую с ФОРЭМ, может осуществляться дифференцированно по различным регионам России.
- Энергосбережение в энергетике
- 1. Введение
- 2. Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Общие положения. Основы организации электроэнергетики
- 3. Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Единая национальная электрическая сеть. Система государственного регулирования и контроля. Оптовый рынок. Розничные рынки
- 4. Федеральный закон Российской Федерации «Об энергосбережении». Общие положения. Стандартизация, сертификация и метрология в области энергосбережения
- 6. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Содержание, цели и задачи Программы энергосбережения
- 7. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Принципы формирования и приоритеты Программы энергосбережения
- 8. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Сводные показатели Программы энергосбережения. Эффективность Программы энергосбережения
- 9. Нормативно-правовая база по энергосбережению
- 10. Создание и развитие Единой энергетической системы России
- 11. Федеральный (общероссийский) рынок электрической энергии (мощности) (форэм)
- 12. Государственное регулирование на форэм. Порядок взаиморасчетов на форэм
- 13. Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс России»
- Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс России»
- Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс россии»
- 14. Требования, предъявляемые к энергоаудиторам
- Практическое занятие 1.. Изучение порядка аккредитации энергоаудиторов на право проведение энергетических обследований энергообьектов.
- Права и обязанности обследуемых организаций рао «еэс России»
- 17. Методика проведения энергоаудита
- 18. Порядок оформления и согласования результатов энергетических обследований
- Порядок оформления и согласования результатов энергетических обследований
- 19. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов
- Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов
- 20. Структура и содержание энергетического паспорта промышленного потребителя тэр. Типовые формы энергетического паспорта
- 21. Баланс электрической энергии. Баланс мощности энергосистемы
- 22. Современные системы тарифов на электрическую энергию, используемые в России
- 22. Система тарифов на электроэнергию за рубежом
- 24. Регулирование тарифов на электроэнергию и мощность
- 25. Практическое занятие 7. Порядок расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям
- 26. Расчет экономической эффективности работы электростанции по двухставочному тарифу
- 27. Энергетическая стратегия России в области энергосбережения на период до 2020 года. Цели, задачи, основные положения Энергетической стратегии
- 28. Проблемы и тенденции развития топливно–энергетического комплекса (тэк)
- 29. Энергетическая безопасность страны. Угроза национальным интересам в энергетической сфере
- 30. Государственная энергетическая политика
- 31. Эффективное использование электроэнергии. Классификация электростанций и их энергоэкономические особенности
- 32. Ресурсосберегающие и экологически совершенные технологии
- 33. Основные принципы энергосберегающей политики государства
- 34. Учет расхода тепла и электроэнергии на производстве и в быту
- 35. Потенциал и эффективные энергосберегающие мероприятия у потребителей
- 1. Мероприятия энергосбережения в быту:
- 36. Создание системы стимулирования энергоэффективности. Управление спросом на электрическую энергию
- 37. Демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности
- 38. Экологические проблемы энергосбережения