12. Государственное регулирование на форэм. Порядок взаиморасчетов на форэм
-
Государственное регулирование на ФОРЭМ
-
Порядок взаиморасчетов на ФОРЭМ
-
Направления реформирования российской электроэнергетики
1. Электроэнергетика является естественной монополией, и потому ее деятельность подлежит государственному регулированию.
Государственное регулирование на ФОРЭМ предусматривает следующее.
Утверждение перечня субъектов ФОРЭМ. Перечень коммерческих организаций – субъектов ФОРЭМ утвержден постановлением Правительства РФ «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)». Изменения и дополнения состава субъектов ФОРЭМ утверждаются ФЭК России отдельным постановлением, а по итогам календарного года все внесенные изменения и дополнения предоставляются на утверждение Правительству РФ.
Утверждение баланса электрической энергии и мощности. На основании предложений поставщиков и покупателей ФОРЭМ РАО «ЕЭС России» совместно с ОАО «ЦДУ ЕЭС России» разрабатывает годовой и квартальные с разбивкой по месяцам балансы производства и потребления электрической энергии и мощности, включая поставки на экспорт, который затем представляется на утверждение ФЭК России.
Утвержденный ФЭК России баланс является основой для расчета плановых тарифов на электрическую энергию и мощность, а также является коммерческой основой для заключения договоров на поставку энергии и ведения режимов работы ЕЭС России.
Утверждение тарифов на электрическую энергию и мощность и стоимости поставляемых на ФОРЭМ услуг. В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» ФЭК России утверждает тарифы на электрическую энергию и мощность, а также стоимость услуг, оказываемых субъектами ФОРЭМ, а именно:
-
тарифы на электрическую энергию и мощность, поставляемые на ФОРЭМ тепловыми и гидравлическими электростанциями – субъектами ФОРЭМ;
-
тарифы на электрическую энергию и мощность, поставляемые с ФОРЭМ энергоснабжающим организациям (дефицитным АО-Энерго) и потребителям–субъектам ФОРЭМ;
-
размер абонентной платы за услуги РАО «ЕЭС России» за услуги по организации функционирования и развитию ЕЭС России;
-
размер (норматив) платы за услуги ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» по организации договорных отношений и расчетов на ФОРЭМ;
-
тариф на электрическую энергию и мощность, поставляемую на ФОРЭМ концерном «Росэнергоатом» с учетом средств, необходимых для развития и обеспечения безопасного функционирования АЭС.
Утвержденные ФЭК России тарифы и нормативы публикуются в средствах массовой информации и доводятся до сведения субъектов ФОРЭМ и региональных энергетических комиссий.
Утвержденные в установленном порядке балансы электрической энергии и мощности, тарифы и нормативы оплаты услуг на ФОРЭМ обязательны для исполнения всеми субъектами ФОРЭМ при заключении и исполнении договоров на поставку электроэнергии (мощности) и оказание услуг между субъектами ФОРЭМ, а также для региональных энергетических комиссий – при утверждении тарифов и нормативов оплаты услуг на потребительском рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии.
В процессе оперативной дооптимизации режимов или при возникновении вынужденных нерасчетных режимов работы ЕЭС России вследствие аварий, сброса нагрузки, несогласованного повышения потребления энергии и мощности и других объективных причин применяются тарифы, определяемые на основании методики, утвержденной ФЭК России, – с учетом величин и инициатив отклонений фактических объемов электроэнергии (мощности) от плановых.
2. Все субъекты ФОРЭМ связаны между собой договорными отношениями.
Поставку в сети ЕЭС России обеспечивают производители (поставщики) энергии и мощности, потребители (покупатели) получают из сети ЕЭС России необходимые объемы энергоресурсов. При этом электрическая сеть служит транспортной магистралью для передачи товара, а сам процесс передачи обеспечивает с технологической стороны системный оператор (ЦДУ ЕЭС России»), а с организационной – ЗАО «ЦДР ФОРЭМ».
Благодаря наличию ЕЭС России договоры поставки энергии могут заключаться между субъектами, географически отдаленными друг от друга. Каждый поставщик энергии имеет несколько договоров с разными покупателями. Также и каждый потребитель имеет несколько договоров с разными поставщиками.
Задача ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» – скоординировать поставщиков и покупателей таким образом, чтобы обеспечить каждому возможность передачи (получения) необходимых объемов энергии и сбалансировать платежи за энергоресурсы, учитывая, что субъекты ФОРЭМ имеют индивидуальные тарифы. С этой целью формируются плановая и фактическая схема платежей:
-
плановая схема платежей – на основе утвержденного ФЭК России планового баланса и утвержденных тарифов;
-
фактическая схема платежей – на основе фактических показаний приборов учета электроэнергии в точках учета за расчетный период и расчетных тарифов, определяемых по утвержденной методике.
Поставщики и покупатели энергии напрямую рассчитываются друг с другом на основании счетов-извещений (для поставщика) и счетов-требований (для покупателя), которые выставляет им ЗАО «ЦДР ФОРЭМ», исходя из сформированной на расчетный период схемы платежей.
Услуги ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» оплачивает покупатель энергии по отдельному двустороннему договору, исходя из норматива оплаты услуг, утвержденного ФЭК России.
Порядок оплаты поставляемой по договорам энергии (мощности) определяется в условиях договора и осуществляется в два этапа:
-
авансовые платежи осуществляются в размере ¼ плановой стоимости поставки энергии (мощности) 7, 14, 21 и 28-го числа расчетного месяца (по плановой схеме платежей);
-
окончательный расчет не позже 20-го числа месяца, следующего за расчетным, – по фактической схеме платежей на основании актов первичного учета электроэнергии (мощности) и фактических тарифов на энергию.
Аналогичным образом организуются договорные поставки энергоресурсов по двусторонним договорам между ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» и субъектами ФОРЭМ – крупными потребителями. В этом случае ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» выступает в качестве поставщика энергии и осуществляет от своего имени поставку электроэнергии (мощности), приобретенную у производителей на комиссионной основе.
3. К настоящему времени электроэнергетическая отрасль сохранила целостность и обеспечила надежное удовлетворение потребительского спроса на энергию.
Преодолен спад в производстве энергии, улучшается платежная дисциплина, растет уровень денежных поступлений в отрасль. Однако решение ряда наметившихся ранее проблем, таких, как повышение энергоемкости отдельных отраслей промышленности, снижение объемов инвестиций в отрасль и некоторых других, невозможно без изменения сложившейся системы экономических отношений и проведения структурной реформы отрасли.
Целями реформирования электроэнергетики РФ являются обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления энергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
Стратегической задачей реформирования является перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования и обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на энергию.
Реформирование отрасли будет базироваться на следующих принципах:
-
отнесение передачи, распределения электрической энергии и диспетчеризации к исключительным видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании специальных разрешений (лицензий);
-
демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование и т.д.);
-
обеспечение всем производителям и потребителям энергии равного доступа к инфраструктуре рынка;
-
единство стандартов безопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетической отрасли;
-
обеспечение финансовой прозрачности рынков энергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики;
-
обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований.
На этапе реформирования потребуется решение следующих основных задач:
-
создание конкурентных рынков энергии во всех регионах России, где их организация технически возможна;
-
создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства, передачи и распределения энергии;
-
стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;
-
сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики (магистральные сети и диспетчерское управление);
-
реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;
-
создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых энергомощностей по производству и передаче энергии.
В процессе реформирования отрасли предполагается преобразование ФОРЭМ в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков. С этой целью на базе магистральных линий электропередачи будет сформирована Федеральная сетевая компания (ФСК), а крупные электростанции будут объединены в конкурирующие между собой генерирующие компании (ГК). Деятельность ФСК, согласно законодательству РФ о естественных монополиях, подлежит государственному регулированию, тогда как деятельность ГК предполагается на конкурентной основе, исключающей монополизацию сферы производства энергии и внедрение эффективных рыночных механизмов. Задачи по организации торговли, обеспечению расчетов и оказываемые на оптовом рынке услуги будет выполнять администратор торговой системы (АТС), образуемый участниками оптового рынка в форме некоммерческой организации. Услуги по управлению режимами работы энергосистемы и деятельность по прогнозированию производства и потребления энергии будет выполнять системный оператор (СИ), сформированный на базе ЦДУ ЕЭС России и ОДУ регионов. Деятельность СИ должна быть отделена от других видов коммерческой деятельности и находиться под контролем государства, поскольку СИ является монополистом. Поэтому оплата его услуг будет осуществляться на основе регулируемых государством тарифов.
Для решения этих задач предстоит также существенным образом усовершенствовать нормативно-правовую базу и систему ценообразования на продукцию и услуги электроэнергетической отрасли.
- Энергосбережение в энергетике
- 1. Введение
- 2. Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Общие положения. Основы организации электроэнергетики
- 3. Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Единая национальная электрическая сеть. Система государственного регулирования и контроля. Оптовый рынок. Розничные рынки
- 4. Федеральный закон Российской Федерации «Об энергосбережении». Общие положения. Стандартизация, сертификация и метрология в области энергосбережения
- 6. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Содержание, цели и задачи Программы энергосбережения
- 7. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Принципы формирования и приоритеты Программы энергосбережения
- 8. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Сводные показатели Программы энергосбережения. Эффективность Программы энергосбережения
- 9. Нормативно-правовая база по энергосбережению
- 10. Создание и развитие Единой энергетической системы России
- 11. Федеральный (общероссийский) рынок электрической энергии (мощности) (форэм)
- 12. Государственное регулирование на форэм. Порядок взаиморасчетов на форэм
- 13. Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс России»
- Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс России»
- Положение по проведению энергетических обследований организаций рао «еэс россии»
- 14. Требования, предъявляемые к энергоаудиторам
- Практическое занятие 1.. Изучение порядка аккредитации энергоаудиторов на право проведение энергетических обследований энергообьектов.
- Права и обязанности обследуемых организаций рао «еэс России»
- 17. Методика проведения энергоаудита
- 18. Порядок оформления и согласования результатов энергетических обследований
- Порядок оформления и согласования результатов энергетических обследований
- 19. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов
- Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов
- 20. Структура и содержание энергетического паспорта промышленного потребителя тэр. Типовые формы энергетического паспорта
- 21. Баланс электрической энергии. Баланс мощности энергосистемы
- 22. Современные системы тарифов на электрическую энергию, используемые в России
- 22. Система тарифов на электроэнергию за рубежом
- 24. Регулирование тарифов на электроэнергию и мощность
- 25. Практическое занятие 7. Порядок расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям
- 26. Расчет экономической эффективности работы электростанции по двухставочному тарифу
- 27. Энергетическая стратегия России в области энергосбережения на период до 2020 года. Цели, задачи, основные положения Энергетической стратегии
- 28. Проблемы и тенденции развития топливно–энергетического комплекса (тэк)
- 29. Энергетическая безопасность страны. Угроза национальным интересам в энергетической сфере
- 30. Государственная энергетическая политика
- 31. Эффективное использование электроэнергии. Классификация электростанций и их энергоэкономические особенности
- 32. Ресурсосберегающие и экологически совершенные технологии
- 33. Основные принципы энергосберегающей политики государства
- 34. Учет расхода тепла и электроэнергии на производстве и в быту
- 35. Потенциал и эффективные энергосберегающие мероприятия у потребителей
- 1. Мероприятия энергосбережения в быту:
- 36. Создание системы стимулирования энергоэффективности. Управление спросом на электрическую энергию
- 37. Демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности
- 38. Экологические проблемы энергосбережения