logo
метеорология (лабараторные)

Лабораторная работа № 2 Определение и использование температуры и влажности воздуха

Время выполнения:специализация 162001.65.01 – Организация лётной работы – 2 ч, специализация 162001.65.02 – Организация использования воздушного пространства – 6 ч; направление подготовки бакалавров 161000.62 – Аэронавигация профиль подготовки 1 – Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов – 2 ч, профиль подготовки 8 – Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полётов воздушных судов – 2 ч, профиль подготовки 9 – Обеспечение авиационной безопасности – 2 ч; направление подготовки бакалавров 162700 – Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов, профиль подготовки 4 – Авиатопливное обеспечение воздушных перевозок и авиационных работ – 2 ч.

Цели: знать приборы и методы определения температуры и влажности воздуха в приземном слое и на высотах, закономерности изменения температуры и влажности в пространстве и во времени, взаимосвязь между характеристиками влажности; уметь использовать информацию о температуре и влажности, предоставляемую авиационным специалистам в процессе метеообеспечения полётов.

Задачи:

1. Определение температуры воздуха в приземном слое и на высотах.

2. Определение влажности воздуха в приземном слое и на высотах.

3. Использование информации о температуре и влажности воздуха, предоставляемой авиационным пользователям.

4. Использование приземных и высотных карт погоды как источника информации о температуре и влажности воздуха.

5. Определение вертикального градиента температуры воздуха по картам погоды и сравнение последнего с вертикальным градиентом температуры в Стандартной атмосфере.

6. Выявление задерживающих слоев в атмосфере.

Исходные данные:

1. Маршрут полёта.

2. Приземная карта погоды.

3. Карта абсолютной барической топографии АТ-925.

Последовательность выполнения работы:

1. Изучить темы «Температура воздуха» и «Влажность воздуха», правила расшифровки значений температуры, точки росы, дефицита точки росы на приземных картах погоды и картах абсолютной барической топографии.

2. Охарактеризовать приборы и методы измерения температуры и влажности воздуха.

3. В пунктах вылета и посадки по приземной карте погоды и карте АТ-925 определить температуру и влажность воздуха в приземном слое и на высоте поверхности 925 гПа. Сравнить значения температуры воздуха в реальной атмосфере со стандартными значениями.

4. Рассчитать вертикальные градиенты температуры воздуха для пунктов вылета и посадки (°С/100 м) с точностью до сотых долей и сравнить с вертикальным градиентом температуры в Стандартной атмосфере.

5. Определить относительную влажность воздуха в процентах с точностью до целых значений в приземном слое воздуха и на высоте поверхности 925 гПа для пунктов вылета и посадки по формуле

×100,

где е– фактическая упругость водяного пара, соответствующая точке росы;Е– упругость насыщения, соответствующая температуре воздуха. Значения упругости водяного пара определяются по прил. 2.

6. Рассчитать барическую ступень в приземном слое для пунктов вылета и посадки с точностью до 0,01 м/гПа, используя QFF, температуру и влажность воздуха в пунктах. Выявить, как влияют давление, температура и влажность воздуха на величину барической ступени. Рассчитать виртуальную температуру воздуха в приземном слое.

7. Сравнить рассчитанные значения барической ступени с барической ступенью на уровне моря в Стандартной атмосфере и величиной барической ступени, используемой для расчёта безопасных высот в авиации, и объяснить различия.

Отчёт по работе должен содержать:

1. Результаты выполнения заданий.

2. Ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определения понятиям относительной влажности воздуха, точки росы, дефицита точки росы.

2. Используя результаты расчета влажности воздуха, проанализируйте изменение относительной и абсолютной влажности по высоте.

3. Чему равна относительная влажность воздуха, если дефицит точки росы равен нулю?

4. Чему равен вертикальный градиент температуры в Стандартной атмосфере?

5. Дайте определение понятию виртуальной температуры.

6. Напишите формулу виртуальной добавки.

7. Как влияет влажность воздуха на его плотность?

8. Какая взаимосвязь существует между температурой, давлением, плотностью и влажностью воздуха?

9. Как влияют температура и влажность воздуха на лётно-технические характеристики ВС?