Лабораторная работа № 1 Определение и использование атмосферного давления
Время выполнения: специализация 162001.65.01 – Организация лётной работы – 2 ч, специализация 162001.65.02 – Организация использования воздушного пространства – 4 ч; направление подготовки бакалавров 161000.62 – Аэронавигация профиль подготовки 1 – Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов – 2 ч, профиль подготовки 8 – Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полётов воздушных судов – 2 ч, профиль подготовки 9 – Обеспечение авиационной безопасности – 2 ч; направление подготовки бакалавров 162700 – Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов профиль подготовки 4 – Авиатопливное обеспечение воздушных перевозок и авиационных работ – 2 ч.
Цели: знать методы определения атмосферного давления на аэродроме, закономерности изменения давления в пространстве и во времени; уметь использовать информацию об атмосферном давлении для решения профессиональных задач.
Задачи:
1. Определение и использование давлений QFE, QNH, QFF, QNE.
2. Определение и использование барической тенденции.
3. Определение и использование барической ступени.
Исходные данные:
1. Таблица Стандартной атмосферы (прил. 1).
2. Приземная карта погоды (комплект карт выдается преподавателем в ходе выполнения лабораторных работ).
3. Абсолютная высота аэродрома.
4. Маршрут полёта.
Последовательность выполнения работы:
1. Изучить тему «Атмосферное давление».
2. Кратко охарактеризовать приборы и методы определения давления воздуха на аэродроме.
3. Дать определение давления QFE. Пояснить, как это давление рассчитывается и используется в авиации, какие способы предоставления информации о давлении QFE авиационным специалистам существуют.
4. Зная давление QFE и высоту аэродрома над уровнем моря, определить QNH с точностью до 0,1 гПа двумя способами.
Первый способ:
по таблице CА определить барометрическую высоту (НСА), соответствующую QFE;
определить барометрическую высоту уровня моря (Но). Для этого из Нса следует вычесть Наэр:
Н0 = Нса – Наэр;
по таблице СА найти QNH, соответствующее высоте Н0. Округлить полученное значение QNH до целых значений (гПа) в меньшую сторону.
Второй способ:
найти QNH, используя упрощённую формулу:
QNH = QFE + ,
где hса – барическая ступень вблизи уровня моря в СА, hca 11 м/мм рт. ст. ≈ ≈ 8,25 м/гПа ≈ 27 FT/HPA;
округлить рассчитанное значение QNH до целых значений (гПа) в меньшую сторону.
Рассчитанные двумя способами значения QNH сравнить между собой.
5. По приземной карте погоды определить давление воздуха QFF в пунктах вылета и посадки, зная правило расшифровки давления QFF. Найти разницу между этими величинами и давлением QNE и пояснить, чем обусловлена эта разница.
На карте погоды QFF указывается сверху, справа от кружка станции. Ввиду того, что давление на среднем уровне моря изменяется, как правило, в пределах от 950 до 1049 гПа, на карте погоды нанесены только десятки, единицы и десятые доли величины давления QFF (гПа). Правила расшифровки QFF:
если первая цифра – 4 и менее, то впереди ставится число 10, а последняя цифра отделяется запятой;
если первая цифра – 5 и более, то впереди ставится цифра 9, а последняя цифра отделяется запятой.
6. По приземной карте погоды определить величину барической тенденции в пунктах вылета и посадки. Барическая тенденция характеризует изменение QFF за 3 ч, предшествующие сроку карты, и указывается на карте под QFF. Справа от величины барической тенденции указывается ее характеристика – вид кривой изменения давления на ленте барографа.
При расшифровке величины барической тенденции необходимо отделить последнюю цифру запятой, чтобы получить величину в гПа/3 ч с точностью до десятых долей. Знак «минус» перед величиной барической тенденции указывает на падение давления за 3 ч; если знака нет, то давление со временем растёт.
7. Дать определение понятию давления QNE и пояснить, для чего оно используется в авиации.
8. Рассчитать барическую ступень в м/гПа на уровне моря в СА, используя формулу
,
где p – атмосферное давление; t – температура воздуха.
Отчёт по работе должен содержать:
1. Результаты выполнения заданий.
2. Ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Предположим, что диспетчер ошибочно передал лётному экипажу воздушного судна, заходящего на посадку, давление 1030 гПа вместо давления 1000 гПа, а пилоты установили на высотомере переданное давление. Поясните, к чему может привести ошибка диспетчера, если угол наклона глиссады составляет 2°40’.
2. Как определяется QFE?
3. Как определяется и с какой целью используется QNH?
4. Зачем давление воздуха, измеренное на метеорологической станции, приводится к среднему уровню моря?
5. Что называется барической тенденцией? Сформулируйте правило расшифровки барической тенденции на приземной карте погоды.
6. На сколько процентов изменится барическая ступень при изменении температуры воздуха на 2,5 °С, если давление воздуха не изменяется?
7. Как изменяется абсолютная высота полёта ВС, если температура воздуха по маршруту остается постоянной?
- Министерство транспорта российской федерации
- Оглавление
- Лабораторная работа № 1 Определение и использование атмосферного давления
- Лабораторная работа № 2 Определение и использование температуры и влажности воздуха
- Лабораторная работа № 3 Определение и использование ветра
- Пункт вылета (посадки)
- Лабораторная работа № 4 Барические системы. Барический закон ветра
- Пункт вылета (посадки)
- Лабораторная работа № 5 Классификация облаков
- Лабораторная работа № 6 Использование аэрологической диаграммы для оценки устойчивости атмосферы
- Лабораторная работа № 7 Использование аэрологической диаграммы для оценки метеорологических факторов
- Средние значения дефицита точки росы (°с), при которых наблюдается или отсутствует облачность
- Лабораторная работа № 8 Определение и использование характеристик облаков
- Лабораторная работа № 9 Определение и использование горизонтальной видимости
- Лабораторная работа № 10 Определение дальности видимости на взлётно-посадочной полосе
- Лабораторная работа № 11 Приземная карта погоды
- Лабораторная работа № 12 Использование приземной карты погоды
- Лабораторная работа № 13 Карты и метод барической топографии
- Лабораторная работа № 14 Использование карт барической топографии
- Лабораторная работа № 15 Использование карт тропопаузы и максимального ветра
- Лабораторная работа № 16 Погода в зоне тёплого фронта
- Лабораторная работа № 17 Погода в зоне холодного фронта
- Лабораторная работа № 18 Погода в зоне фронта окклюзии
- Лабораторная работа № 19 Погода в различных частях циклона и антициклона
- Лабораторная работа № 20 Метеорологический код метаr
- Лабораторная работа № 21 Использование сводок погоды
- Лабораторная работа № 22 Метеорологический код таf
- Лабораторная работа № 23 Использование прогнозов погоды
- Лабораторная работа № 24 Использование сводок и прогнозов погоды для решения профессиональных задач
- Лабораторная работа № 25 Комплексное использование метеоинформации
- Вопросы и задачи для самопроверки и контрольной работы
- Рекомендуемая литература
- Приложение 1
- Насыщающая упругость водяного пара (гПа) над плоской поверхностью чистой воды при разных температурах (t, с) воды