logo search
Андреевский 11-16

Физическая наука и философская мысль на рубеже XIX и XX веков

азвитие философской мысли в XIX веке было тесно связано с новейшими открытиями в физике. Механистический материализм XVIII века, опиравшийся на представления классической механики Ньютона, рассматривавший массу тела как основной признак материальности (как количество материи в теле), и потому считавший незыблемым «принцип Лавуазье» (закон сохранения массы), придерживавшийся атомистических воззрений, но воспринимавший атомы, как неизменные, незыблемые «кирпичики» мироздания, уже не мог адекватно описывать достижения физической науки.

Открытие зависимости массы тела от скорости и гипотеза об электромагнитной природе массы на первый взгляд лишали физические тела материальности. Это обусловило мнение ряда физиков и философов о том, что «материя исчезла». Необходимо было отказываться от закона сохранения массы как абсолютного закона природы, выражающего принцип несотворимости и неуничтожимости материи.

Назревала потребность пересмотреть и закон сохранения количества движения. Учитывая открытия в области теории электромагнитного поля, следовало принять, что изолированная система вещественных физических объектов не сохраняет постоянным общее количество движения составляющих ее частиц. Закон сохранения количества движения мог оставаться в силе при условии учета количества движения поля, но было не вполне ясно, какой смысл следует придать этому понятию.

Правда, вопрос сохранения массы и количества движения не представлял принципиальных трудностей, если электромагнитную массу понимать как массу, характеризующую инерцию не самих частиц, а эфира, увлекаемого движением последних. Однако, существование эфира, впрочем, как и существование атомов и молекул, во второй половине XIX века подвергалось серьезным сомнениям. Так же, как атомы и молекулы, эфир нельзя было наблюдать непосредственно (впрочем, в отличие от теории эфира, испытывавшей все возраставшие трудности, идеи атомистики приобретали все большее значение в физической теории). Многим ученым начинало казаться, что само развитие науки приводит к отказу от признания существования материи и справедливости общих физических законов.

Результатом подобного смятения умов стало возникновение и значительное распространение взглядов философии позитивизма. Позитивизм возник как дальнейшее развитие субъективистской философии Беркли и Канта. Основатели позитивизма Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер и другие выступали под лозунгом отрицания мировоззренческого характера философии, отвергали традиционные философские проблемы (отношение сознания к бытию и др.) как метафизические и непроверяемые в опыте. Позитивисты пытались создать методологию или «логику науки», которая стояла бы выше противоположностей материализма и идеализма. Одним из главных принципов позитивистской методологии науки стал крайний феноменализм, в соответствии с которым задачей науки было объявлено чистое описание фактов-ощущений, а не объяснение их.

В противовес идеалистической гегелевской философии, как выражение позитивистской реакции на нее стихийного естественнонаучного материализма, в середине XIX века развился и вульгарный материализм (от лат. vulgaris – простой, обыкновенный). Представители этого течения Якоб Молешотт, Евгений Дюринг и др. активно популяризировали естественнонаучные теории. Но вместе с идеализмом они отвергали философию вообще, думая решить все философские вопросы в конкретных исследованиях естествознания.

На этом фоне прошло почти незамеченным создание в 40-х годах XIX века Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом философии диалектического материализма. Основоположники диалектического материализма смогли поднять материалистическую философию на качественно новый уровень, взяв на вооружение все то положительное, что было достигнуто представителями метафизического материализма и немецкой классической философии. В основу диалектического материализма была положена концепция принципиальной познаваемости закономерностей внешнего мира, развивающегося по законам диалектики, концепция, в которой мозг, ощущения и внешний мир признаются реально существующими на равных правах, взаимодействуя при этом между собой. Утверждая первичность материального мира и вторичность сознания, Маркс и Энгельс утверждали также, что между объектами материального мира и их образами, формирующимися в сознании, существует взаимнооднозначное соответствие, позволяющее понять и изучить отношения, существующие между этими объектами в реальном внешнем мире.

Однако естествоиспытатели либо не имели никакого представления о диалектическом материализме, либо просто игнорировали его. Это было обусловлено как политическими взглядами ученых, не принявших второй составляющей философии Маркса и Энгельса – исторического материализма, так и весьма критическим отношением большинства естествоиспытателей к философии Гегеля, с которой ассоциировалось их представление о диалектике.

На рубеже XIX и ХХ веков кризис в физике усилился. Открытие радиоактивности привело ряд ученых в растерянность, так как вопрос об источнике энергии, которую несло с собой радиоактивное излучение, оставался открытым. В связи с этим наряду с сомнениями во всеобщности закона сохранения количества движения возникли сомнения и во всеобщности закона сохранения энергии.

К 70 – 90-м годам XIX столетия относится и возникновение второй волны позитивизма – эмпириокритицизма, связанного с именами Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно-реальных предметов, которого все же придерживались представители первой волны позитивизма. В то время многие физики находились под влиянием позитивистской философии. Так, например, Пуанкаре считал, что необходимо изменить точку зрения на истины, добываемые наукой. Если прежде их рассматривали как отражение действительных свойств и закономерностей объективного мира, то новейшее развитие физики, по мнению Пуанкаре, заставляло отказаться от такого взгляда. «Открывает ли нам Наука истинную природу вещей?» – спрашивал Пуанкаре. И отвечал: «Никто не поколебался бы ответить отрицательно на этот вопрос. Я думаю, что можно пойти и дальше: не только Наука не может открыть нам природу вещей; ничто не в силах открыть нам ее …».

В ответ на возникший в физике и в философии кризис в 1909 году российский марксист Владимир Ульянов (Ленин) выступил с философской работой «Материализм и эмпириокритицизм», в которой развил положения диалектического материализма применительно к создавшейся в науке ситуации. Обобщая достижения науки за период, прошедший после смерти Маркса и Энгельса, Ленин утверждал, что открытия в физике никак не противоречат и не могут противоречить основным положениям диалектического материализма. Он подчеркивал, что в отличие от метафизического материализма диалектический материализм не связан с каким-либо конкретным естественнонаучным представлением о строении вещества, о законах природы, даже с признанием того или иного конкретного представления о самой материи. Ленин писал: «… единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Познание, по его мнению, является бесконечным процессом все более точного отражения в сознании закономерностей объективного мира. Каждая истина, добытая наукой, представляет собой истину относительную, являясь частью истины абсолютной. Критерием же истинности любой научной теории является практика.

В результате разногласий в стане философов и философские взгляды ученых-физиков начала ХХ столетия оставались противоречивыми. Таковыми являлись и взгляды создателя теории относительности – Альберта Эйнштейна. Большинство философов позитивистского направления усмотрели в теории относительности научное обоснование своих философских взглядов. Отчасти в этом был «повинен» и сам Эйнштейн. Он неоднократно подчеркивал влияние на него философии Маха. В то же время в работах и письмах Эйнштейна было немало высказываний, чисто материалистических по своей философской направленности. Так, в 1931 году он писал: «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания».