logo
Архив_1 / История электроэнергетики / Сборник рефератов Ч2

Энергосбережения в свердловской области

В целях повышения эффективности и устойчивости хозяйственно­го комплекса, снижения себестоимости продукции и улучшения ее кон­курентоспособности, экономии бюджетных средств и обеспечения энергетической безопасности Свердловской области, учитывая поло­жительные результаты принятых неотложных мер по энергосбереже­нию, во исполнение Федерального закона от 3 апреля 1996 года «Об энергосбережении» и в соответствии со ст. ст. 46 и 74 Устава Сверд­ловской области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Создать на территории Свердловской области государственную систему учета производства и расхода энергетических ресурсов, а так­же контроля за их рациональным использованием.

2. Правительству Свердловской области:

2.1. В течение первого квартала 1998 года утвердить положение о го­сударственной системе учета производства и расхода энергетических ре­сурсов и контроля за их рациональным использованием, предусмотрев при этом экономические механизмы стимулирования энергосбережения.

2.2. В течение 1998 года создать систему сводного учета энергети­ческих ресурсов «Энергетический паспорт Свердловской области».

3. Руководителям исполнительных органов государственной вла­сти Свердловской области в течение первого полугодия 1998 года обеспечить:

3.1. Обследование зданий и сооружений, финансирование кото­рых осуществляется за счет средств областного бюджета, с целью выявления и исключения потерь энергоресурсов.

3.2. Введение обязательного учета потребления энергоресурсов, предусмотрев объектовые и отраслевые формы их учета.

3.3. Принятие собственных программ энергосбережения.

4. Рекомендовать руководителям хозяйствующих субъектов неза­висимо от форм собственности, бюджетных организаций федераль­ного подчинения, главам муниципальных образований принять меры по выполнению настоящего Указа в подведомственных им организа­циях с целью введения режима энергосбережения.

Губернатор Свердловской области Э. РОССЕ ЛЬ

Екатеринбург

31 января 1996г.

№27

Директивы Европейского союза в области газовой промышленности и электроэнергетики.

В 1996 и 1998 гг. Европейский союз одобрил две директивы, на­правленные на создание единых рынков электроэнергии и природ­ного газа (Директива 96/92 ЕС Европейского парламента и Совета Европы от 19 декабря 1996 г. «Об общих правилах внутреннего рын­ка электроэнергии» и Директива 98/30 Европейского парламента и Совета Европы от 1998 г. «Об общих правилах внутреннего рынка природного газа»). Эти директивы устанавливают условия для со­здания в странах ЕС законодательной и административной базы для внедрения конкурентных отношений на их рынках электроэнергии и газа. Два первых этапа либерализации были проведены в 1999 и 2000 гг. соответственно для электроэнергетической и газовой отрасли. Дирек­тивы предусматривают следующее.

Открытость рынка. Директивы устанавливают сроки постепенно­го открытия рынков (выбор поставщика) для крупных потребителей. Согласно директиве в области электроэнергии, показатель исходной открытости рынка (доля поставок, при которых у потребителей был выбор поставщиков) должен был составить 26% в 1999 г. и возрасти до 33% в 2003 г. Согласно директиве в области газа, показатель ис­ходной открытости рынка должен был равняться 20% в 2000 г. и дос-

тичь 33% в 2008 г. Фактические средние показатели открытости рын­ка в 2000 г. в странах ЕС в ходе первых этапов либерализации соста­вили 66% для электроэнергии и 79% для газа (однако во многих стра­нах выгоды, получаемые от использования права выбора поставщика, остаются ограниченными из-за отсутствия многочисленных конку­рентных поставщиков).

Доступ третьей стороны. Цель данного режима - обеспечить транс­портировку по сетям энергоресурсов, приобретенных законным по­требителем.

Хотя большинство специалистов поддерживают регули­руемый равный доступ третьей стороны, политический компромисс позволил внести большую гибкость в положения Директивы. Стра­ны могут выбрать режим регулируемого доступа третьей стороны при этом национальный регулирующий орган публикует информа­цию о соответствующих тарифах — или одобрить переговорный ре­жим, при котором уровень тарифов обсуждается в ходе коммерчес­ких переговоров между сетевым оператором, производителем и поставщиками. В последнем случае сетевой оператор должен опуб­ликовать детальную информацию об общих коммерческих условиях. Тип режима доступа третьей стороны может также различаться в сфе­рах транспортировки и распределения.

Назначение системных операторов. Каждая страна должна назна­чить операторов передающих и распределительных сетей, ответствен­ных за функционирование системы, ее обслуживание и развитие. Си­стемный оператор должен обеспечить равный доступ к передающим или распределительным сетям.

Разделение учета. Предприятия должны вести отдельный учет раз­личных операций, чтобы можно было выявлять возможную дискри­минацию и другие потенциальные искажения конкуренции. Дирек­тива в области газа не требует ведения отдельного учета по транспортировке и распределению, если страна приняла режим ре­гулируемого доступа третьей стороны.

Регулирующие институты. Орган, регулирующий электроэнерге­тику и газовую промышленность, должен быть независим от элект­роэнергетических и газовых компаний.

Обязательства по производству общественных благ. Директивы тре­буют, чтобы любые обязательства по производству общественных благ были четко определены, не дискриминированы, проверяемы и опубли­кованы. Такие обязательства могут включать требования, гарантирую­щие гражданам доступ к электроэнергии и газу по справедливой цене.

Обеспечение взаимности. Страны, где степень рыночной откры­тости довольно высока, имеют право ограничить доступ к генериру­ющим мощностям или поставщикам газа в странах, в которых сте­пень рыночной открытости ограничена. Цель обеспечения взаимности — предотвращение несправедливой конкуренции со сто­роны предприятий, расположенных в странах с относительно защи­щенными рынками.

Чрезмерные издержки. Страна может обратиться в ЕС с целью получить одобрение различных компенсационных схем в случае, если издержки, понесенные до либерализации, не могут быть покрыты компаниями коммунальной сферы.

Доступ к хранилищам. Директива в области газа также требует обеспечить равный доступ к газохранилищам.

1997-2000 гг. В этот период в России сформировалось несколько региональных центров, в которых разрабатывалась методическая база энергосбережения. Из данных центров следует выделить следующие: Томский, Свердловский, Нижне-Новгородский, Московский (энер­гетический институт и др.). В данных центрах опубликованы учеб­ные, справочные пособия, методические материалы по энергетичес­ким обследованиям и другие. В списке литературы приведены некоторые из этих работ. Формировалась государственная регио­нальная политика энергосбережения (схема на стр. 200-201).

В Уральском политехническом институте открыта кафедра энер­госбережения.

Работы в области энергосбережения способствовали снижению физических объемов энергопотребления в ряде регионов России. При­ведем здесь данные по Свердловской области:

Год

Рост физического объема про­мышленного производства, %

Рост объема потребления электроэнергии, %

1999 2000 2001

13,7

19

13,5

2,5

6,6

4,5

Но в целом по России на уровне 2000 г. перелома не произошло и по-прежнему продолжалось превышение прироста расхода энергии по сравнению с темпом прироста физических объемов промышлен­ной продукции.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ