logo
Архив_1 / История электроэнергетики / Сборник рефератов Ч2

Управление энергосбережением в регионе.

В соответствии с новой энергетической стратегией России энер­госбережение должно означать полноценное обеспечение энергоре­сурсами разумных и возрастающих потребностей народного хозяй­ства, населения и экспорта при сохранении или даже снижении до­бычи и производства первичных энергоресурсов. Разработка и реа­лизация программы энергосбережения России наталкивается на ряд острых проблем, характерных для энергетики страны в целом, без разрешения которых трудно ожидать сколько-нибудь серьезного продвижения вперед. Среди этих проблем выделяются экономические, технические и технологические, организационные и управленческие, социальные и образовательные. Ниже характеризу­ется каждая из них.

Экономические проблемы:

- традиционно сложилась и сохраняется система необоснованно низких цен на электрическую и тепловую энергию, что не обес­печивает компенсацию затрат на производство и транспорт электрической и тепловой энергии, не покрывает инвестицион­ной потребности энергосистем даже для простого воспроизвод­ства основных производственных фондов;

- увеличивается задолженность потребителей, финансируемых из федерального и региональных бюджетов, что углубляет кризис неплатежей;

- в электроэнергетике проводится жесткая тарифная политика, при которой длительно сохраняются низкие цены на электри­ческую и тепловую энергию, а цены на топливо растут значи­тельно;

- в 90-х годах в России сложилась и сохраняется до сих пор со­циально-ориентированная система дифференцированных тари­фов на электроэнергию по группам потребителей. Для на­селения цена оказалась в 1,5-2 раза ниже, чем для промыш­ленных потребителей;

- сохраняется весьма значительный диспаритет цен на внутрен­нем и внешнем рынке энергоресурсов. Так, внутренние цены на газ почти в 10 раз меньше внешних;

- при всех проблемах с ценами и платежами за поставляемую электрическую и тепловую энергию РАО ЕЭС и многие АО-энерго имеют приличную рентабельность. Это свидетель­ствует о значительных внутренних резервах и устойчивости как всего холдинга РАО ЕЭС, так и региональных АО-энерго.

Технические и технологические проблемы:

- крайняя изношенность энергетического оборудования электри­ческих станций, тепловых и электрических сетей. Около поло­вины агрегатов тепловых электростанций выработали свой пла­новый ресурс и их эксплуатация продлена по физическому со­стоянию;

- велика доля устаревших технологий в использовании топлива, электрической и тепловой энергии. Это в большей степени ка­сается коммунально-бытового хозяйства, агропромышленного комплекса, транспорта;

- радиусы обслуживания значительной части распределительных электрических и тепловых сетей давно вышли за пределы эко­номически оправданных значений, что привело к необоснован­но высоким уровням потерь энергии;

- все еще недопустимо низок уровень учета потребления тепла, газа, воды и других энергоносителей;

- недостаточен контроль, искажены отчетность и статистическое наблюдение за использованием энергоресурсов на региональ­ном, муниципальном уровне управления;

- необоснованно велик сброс вторичных энергоресурсов. Уста­новки по утилизации вторичных энергоресурсов устарели, не­эффективны, а во многих случаях отключены.

Организационные и управленческие проблемы:

- нормативно-правовая база федерации и регионов не в полной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня. Имеются проти­воречия законодательства в области энергетики и энергосбере­жения;

- законодательно не определены права, обязанности, ответствен­ность и взаимодействие органов государственной власти феде­рации, территорий, муниципальных образований, энергоснаб­жающих организаций и потребителей энергоресурсов;

- недостаточен уровень стандартизации в области энергосбере­жения, отсутствует сертификация продукции и услуг по крите­рию энергетической эффективности,

- недостаточен надзор за эффективностью использования энерго­ресурсов.

Социальные и образовательные проблемы:

- энергорасточительное поведение населения как следствие низ­кой цены за энергию и запрета отключения неплательщиков, а также специфического менталитета российского населения, сформировавшегося за многие годы;

- низкая ответственность за хищение энергии и нерациональное ее использование;

- недостаточная квалификация персонала, специалистов, управ­ленцев в области энергосбережения;

- недостаточная грамотность населения, слабая организационно-пропагандистская и рекламная деятельность в области энерго­сбережения.

Многие из перечисленных здесь проблем являются проявлением общих противоречий и закономерностей переходного периода, пе­реживаемого Россией. Это - противоречия и закономерности ради­кального изменения форм собственности, баланса ответственности, характера взаимоотношений субъектов и, как следствие, изменения форм и содержания управления экономикой. В топливно-энергетическом комплексе страны реформирование осуществлялось в направлении главной цели, сформулированной в «Энергетической политике Российской Федерации:

- обеспечение наиболее эффективного использования энергети­ческих ресурсов страны и производственного потенциала для повышения жизненного уровня и национального социально-экономического возрождения».

Ход приватизации в ТЭК, децентрализация административных органов управления обострили противоречия центра и террито­рий, отрасли и территорий, отрасли и предприятий. Примени­тельно к энергосбережению и энергетике в целом существовав­шее ранее централизованное управление экономикой позволяло осуществлять перекрестное дотирование отраслей народного хо­зяйства за счет необоснованно низких цен на конечную энергию. Интенсивная электрификация создавала мощные стимулы инду­стриализации. В последующие годы низкие цены за энергию при­вели к перекосу инвестиционных приоритетов в пользу энергоемких и даже энергорасточительных проектов. Изменение сроков окупаемости т проектов, реализующих объекты с разной стоимо­стью потребляемой энергии Э21 в зависимости от объема ка­питаловложений К графически представлено на рис.1:

Рис. 1. Зависимость сроков окупаемости от соотношения капиталовложений и затрат на энергию.

При меньшей стоимости (цене) энергии и одинаковых капитало­вложениях обеспечивается меньший срок окупаемости τ1 < τ2. Зна­чит, преимущество будет отдаваться именно энергорасточительным проектам.

Другое противоречие возникло в процессе рыночных реформ, в процессе приватизации предприятий ТЭК и заключается в том, что либерализация цен на первичные энергоносители и регулирование цен на конечную энергию привели к потере энергосистемами инве­стиционных средств, а стремление региональных руководителей к сохранению на территориях доступных элементов социальной защи­ты населения выразилось в «перевороте цен» на энергию. Цена энергии для населения стала значительно ниже себестоимости и ни­же цен на энергию для промышленности. Таким образом, децентра­лизация управления, как элемент делегирования прав регионам, привела к побочному непланируемому и негативному результату. Возникает необходимость в формулировании продуктивной идеи, на основе которой возможно создание согласованной и полноценной системы энергосбережения в стране.

Неэффективность существовавших ранее механизмов энергосбе­режения заставляет искать решения проблемы в иных, новых подхо­дах. И здесь существенной составляющей энергосберегающей политики представляется региональный (территориальный) аспект. Следует полагать, что федеральные, отраслевые и территориальные элементы энергосбережения могут иметь и имеют как общие, так и особенные принципы реализации. Связи, взаимодействия и проти­воречия между федеральными, отраслевыми и региональными инте­ресами, правами и ответственностью требуют их отчетливого пони­мания и разрешения. Важно в нормативно-правовых документах по энергосбережению выдерживать идеи баланса полномочий, баланса ответственности и разграничения функций органов управления со­ответствующих уровней. Не менее важно обеспечить непротиворе­чивость управляющих действий органов управления федерации, от­расли и территории.

Правовое пространство, внутри которого пересекаются интересы, ответственность, права, юрисдикция органов управления федераль­ного, отраслевого и территориального уровней представляет собой сложную многомерную и неоднородную структуру. Некоторое на­чальное представление может дать схема на рис. 2.

Содержательное описание связей и противоречий в этом право­вом поле пересечения интересов является задачей многих наук - ре­гиональной экономики, экономической географии, теории размещения производительных сил, социологии, демографии, экологии и многих других.

Рис. 2. Пространство пересечения интересов федерации, региона, отрасли.

Если ограничиться только исследованием роли многоуровневого управления энергосбережением, то определенное представление о дебалансе прав и ответственности может быть получено на основе табл. 3-1.

Таким образом, территориальное управление энергосбережением обладает определенными потенциальными возможностями, однако в настоящее время еще не имеет устойчивой структуры, не наделено достаточными правами и не располагает необходимыми средствами. Недооценка возможностей территориального управления энергосбе­режением привела к усилению противоречий между производителя­ми, с одной стороны, и потребителями, предприятиями-перепродав­цами энергии и администрацией регионов и муниципальных образо­ваний - с другой. Обостряется проблема неплатежей, низка инве­стиционная активность.

Вместе с тем регион обладает необходимыми и достаточными политическими, экономическими и производственными возмож­ностями для осуществления эффективного энергосбережения.

Таблица 1