logo
Архив_1 / История электроэнергетики / Сборник рефератов Ч2

Структура топливного баланса Свердловской области.

год. В ближайшее время будет реализован потенциал порядка 4,0-4,5 млн. т у.т, без привлечения значительных инвестиционных средств.

По отраслям экономики этот потенциал распределяется следую­щим образом:

• промышленность — 2,5 млн. т у.т.

• бюджетная и жилищно-коммунальная сфера — 1,5 млн. т у.т.

• сельское хозяйство и прочие — 0,5 млн. т у.т. В год в Свердловской области потребляется около 16 млрд. куб. м природного газа, в том числе более трети этого объема — электро­станциями. В ближайшей перспективе (до 2005 г.) следует ожидать снижения лимитов поставок газа, ввиду падения объемов его

добычи. Учитывая ежегодный прирост объемов потребления природного газа в жилищно-коммунальном секторе на 2-5 %, направляемого на газификацию населенных пунктов области с плановым переводом ко­тельных на природный газ, удовлетворение потребности области в нем возможно только за счет проведения политики газосбережения (потенциал до 15%) и за счет перераспределения топливного баланса основных потребителей газа, в первую очередь за счет энергетики.

Годовое потребление топлива в Свердловской области составля­ет не менее 30 млн. т у.т. Объем областного жилого фонда превышает 80 млн. кв. м. С учетом затрат на бытовое потребление электроэнер­гии, собственные нужды коммунальных служб, на обеспечение энер­горесурсами федеральной и областной бюджетной сферы, затраты первичного топлива на ЖКХ и бюджетную сферу составляют не менее 14-16 млн. т у.т. (55-60%).

АО «Свердловэнерго» вырабатывает почти 96% электрической и примерно 35% тепловой энергии. Остальная тепловая энергия (при­мерно 50-55 млн. Гкал) вырабатывается в 3800 котельных. Из них более 2500 работают на угольном топливе, 73 — на мазуте, 440 газо­вых котельных.

Реализацию регионального потенциала энергосбережения можно разделить на три этапа:

1 этап — организационные и малозатратные мероприятия, пропа­ганда энергосбережения. Оценочно — это 30%, или около 3 млрд. рублей.

2 этап — совершенствование существующего энергетического обо­рудования и модернизация технологий, оценочно это 33%, или более 3 млрд. рублей.

3 этап — внедрение низкоэнергоемких производств и энергоэф­фективных технологий, широкое использование возобновляемых и нетрадиционных источников энергии. Оценочно — это 37% потен­циала энергосбережения области.

В Свердловской области на протяжении последних шести лет со­здана комплексная система управления энергосбережением. Получи­ли свое развитие структуры и центры, основная цель деятельности которых — реализация конкретных энергосберегающих мер во всех сферах экономической деятельности региона. Губернатор и Прави­тельство Свердловской области проводят последовательную и прин­ципиальную политику энергосбережения.

Опыт Свердловской области по реализации этой политики пока­зывает, что за счет осуществления малозатратных и организацион­ных мероприятий на предприятиях и в организациях, независимо от форм собственности, за 2-3 года можно добиться снижения потреб­ления (в среднем):

• электрической энергии — на 15%;

• тепловой энергии — на 35%.

Только за 2000 г. получен экономический эффект более 200 млн. рублей, при этом каждый рубль, вложенный в энергосбережение, при­носит прибыль в размере 4-5 рублей и средний срок окупаемости энер­госберегающих проектов составляет от полугода до полутора лет.

Сопоставление роста объемов промышленного производства и электропотребления в Российской Федерации и Свердловской обла­сти показывает, что с процента прироста электропотребления в Свер­дловской области в 1999 г. снималось в 1,5 раза больше прироста продукции, а в 2000 г. в 1,2 раза больше, что явилось прямым след­ствием реализации политики энергосбережения.

Примеры реализации энергосберегающих мероприятий на предпри­ятиях и в организациях Свердловской области приведены в таблице.