Сдвиг парадигмы
Мои основные интересы как ученого всегда устремлялись в сферу тех радикальных перемен в понятиях и идеях, которые происходили в физике в течение трех первых десятилетий XX века и поныне продолжаются в современных теориях материи. Новые концепции в физике обусловили значительный сдвиг в нашем мировоззрении: от механистического мировоззрения Декарта и Ньютона мы переходим к холистическому, экологическому взгляду.
Новый взгляд на мир отнюдь не легко было принять физикам начала века. Изучение атомного и субатомного мира привело их к контакту с необычной и неожиданной реальностью. Вникая в сущность этой новой реальности, ученые с трудом осознали, что их базовые понятия, их язык, да и сам способ мышления, оказываются неадекватными при описании атомных явлений. Их проблемы не остались чисто интеллектуальными: очень скоро они достигли уровня интенсивного и, можно сказать, экзистенциального кризиса. Этот кризис пришлось долго преодолевать, но в конце концов ученые были вознаграждены более глубоким проникновением в природу материи и в ее связь с разумом человека4.
Драматические перемены, происшедшие в физике в начале этого века, почти пятьдесят лет широко обсуждались в кругу физиков и философов. Эти дискуссии привели Томаса Куна к понятию научной парадигмы, определяемому им как «совокупность достижений... понятий, ценностей, технологий и т. д. ...разделяемых научным сообществом и используемых этим сообществом для определения настоящих проблем и их решений» 5. Изменения парадигм, по Куну, происходят скачкообразно, в форме революционных взрывов, и называются сдвигами парадигм.
В наши дни, более чем четверть века спустя после появления работы Куна, мы понимаем, что сдвиг парадигмы в физике является неотъемлемой частью более широкой культурной трансформации. Интеллектуальный кризис среди исследователей квантовой физики в 20-е годы сегодня отзывается подобным, но более обширным культурным кризисом. Соответственно, то, что мы наблюдаем, является сдвигом парадигм не только в рамках науки, но также и на огромной социальной арене6. Чтобы проанализировать культурную трансформацию, я обобщил определение Куна, данное им применительно к научной парадигме, распространив его на социальную парадигму, которую определяю как «совокупность понятий, ценностей, представлений и практик, разделяемая сообществом и формирующая определенное видение реальности, на основе которого сообщество организует само себя» 7.
Парадигма, теперь постепенно сдающая свои позиции, доминировала в нашей культуре на протяжении нескольких столетий. Именно она сформировала современное западное общество и в значительной мере повлияла на остальную часть населения планеты. Эта парадигма включает в себя определенный набор глубоко укоренившихся идей и ценностей. Среди них: взгляд на Вселенную как на некую механическую систему, скомпонованную из элементарных «строительных» блоков; взгляд на человеческое тело как на машину; взгляд на жизнь в обществе как на конкурентную борьбу за выживание; убежденность в том, что неограниченный материальный прогресс достигается путем экономического и технологического развития; и, наконец, последнее, но не менее важное, — убежденность в том, что общество, в котором женщина повсеместно считается существом «второго сорта», следует естественному закону природы. Последние события роковым образом бросают вызов всем этим убеждениям, поэтому сейчас действительно происходит их радикальный пересмотр.
- Паутина
- Часть I. Культурный контекст
- Часть I культурный контекст
- Глава 1 Глубокая экология: новая парадигма
- Кризис представлений
- Сдвиг парадигмы
- Глубокая экология
- Социальная экология и экофеминизм
- Новые ценности
- Сдвиг от физики к наукам о жизни
- Часть II расцвет системного мышления
- Глава 2
- От частей к целому
- Вещество и форма
- Картезианский механицизм
- Движение романтиков
- Витализм
- Организменная биология
- Системное мышление
- Квантовая физика
- Гештальт-психология
- Экология
- Глава 3 теории систем
- Критерии системного мышления
- Процессуальное мышление
- Тектология
- Глава 4 логика разума
- Кибернетика
- Обратная связь
- Теория информации
- Кибернетика мозга
- Компьютерная модель обучения
- Часть III
- Расцвет молекулярной биологии
- Сети — паттерны жизни
- Появление концепции самоорганизации
- Диссипативные структуры
- Теория лазеров
- Гиперциклы
- Автопоэз — организация живого
- Гайя — живая Земля
- Глава 6 Математика сложных систем
- Лицом к лицу со сложностью
- Нелинейность
- Обратная связь и итерации
- Пуанкаре и следы хаоса
- Траектории в абстрактных пространствах
- Странные аттракторы
- «Эффект бабочки»
- От количества к качеству
- Фрактальная геометрия
- Математика сложных систем
- Комплексные числа
- Паттерны внутри паттернов
- Часть IV
- Три ключевых критерия
- Паттерн организации
- Структура
- Жизненный процесс
- Автопоэз — паттерн жизни
- Диссипативная структура — структура живых систем
- Обучение — процесс жизни
- Глава 8 диссипативные структуры Структура и изменение
- Неравновесные состояния и нелинейность
- Стрела времени
- Порядок и беспорядок
- Точки неустойчивости
- Новый диалог с природой
- Глава 9 Самосозидание Клеточные автоматы
- Имитация автопоэзных сетей
- Двоичные сети
- У границы хаоса
- Жизнь в ее минимальной форме
- Организмы и сообщества
- Автопоэз в социальной сфере
- Система Гайи
- Вселенная в целом
- Структурное сопряжение
- Развитие и эволюция
- Глава 10 Раскрытие жизни
- Дарвинизм и неодарвинизм
- Системный взгляд на эволюцию
- Направления творчества
- Эволюция через симбиоз
- Эпохи жизни
- Происхождение жизни
- Как сплеталась бактериальная паутина
- Кислородный кризис
- Ядерная клетка
- Эволюция растений и животных
- Завоевание суши
- Забота о молодом поколении
- Глава 11 Сотворение мира
- Когнитивная наука
- Теория Сантьяго
- Не отображение, не информация
- Матурана и Бэйтсон
- Пересмотр компьютерной модели
- Когнитивная иммунология
- Психосоматическая сеть
- Глава 12 Знать о своем знании
- Язык и общение
- Человеческое состояние
- Эпилог. Экологическая грамотность
- Приложение: Возвращаясь к Бэйтсону