Жизненный процесс
деятельность, направленная на непрерывное воплощение паттерна организации системы
По сути, я предлагаю понимать автопоэз так, как Матурана и Варела определяют паттерн жизни (т. е. паттерн организации живых систем)3; диссипативную структуру — как Пригожий определяет структуру живых систем4; и обучение — как Грегори Бэйтсон и, более полно, Матурана и Варела определяют жизненный процесс.
Паттерн организации определяет существенные характеристики системы. В частности, он определяет, является ли система живой или нет. Автопоэз — паттерн организации живых систем — является, таким образом, определяющей характеристикой жизни в новой теории. Чтобы выяснить, относится ли данная сущность — кристалл, вирус, клетка или Земля — к живым системам, нужно определить одно: является ли ее паттерн организации автопоэзной сетью. Если да, то мы имеем дело с живой системой; если нет, то это — неживая система.
Обучение [cognition] (или процесс жизни), как мы увидим ниже, неразрывно связано с автопоэзом. Автопоэз и обучение — это два разных аспекта одного феномена жизни. По новой теории, все живые системы — это когнитивные, т. е. обучающиеся системы, а обучение всегда предполагает существование автопоэзной сети.
Что касается второго критерия жизни, структуры живых систем, то здесь ситуация несколько иная. Хотя структура живой системы всегда диссипативна, не все диссипативные структуры являются автопоэзными сетями. То есть диссипативная структура может быть либо живой, либо неживой системой. Например, клетки Бенара и химические часы, подробно исследованные Пригожиным, являются диссипативными структурами, но не живыми системами5.
Три ключевых критерия жизни, вместе с теориями, лежащими в их основе, будут подробно рассмотрены в последующих главах. Здесь я даю лишь предварительный краткий обзор.
- Паутина
- Часть I. Культурный контекст
- Часть I культурный контекст
- Глава 1 Глубокая экология: новая парадигма
- Кризис представлений
- Сдвиг парадигмы
- Глубокая экология
- Социальная экология и экофеминизм
- Новые ценности
- Сдвиг от физики к наукам о жизни
- Часть II расцвет системного мышления
- Глава 2
- От частей к целому
- Вещество и форма
- Картезианский механицизм
- Движение романтиков
- Витализм
- Организменная биология
- Системное мышление
- Квантовая физика
- Гештальт-психология
- Экология
- Глава 3 теории систем
- Критерии системного мышления
- Процессуальное мышление
- Тектология
- Глава 4 логика разума
- Кибернетика
- Обратная связь
- Теория информации
- Кибернетика мозга
- Компьютерная модель обучения
- Часть III
- Расцвет молекулярной биологии
- Сети — паттерны жизни
- Появление концепции самоорганизации
- Диссипативные структуры
- Теория лазеров
- Гиперциклы
- Автопоэз — организация живого
- Гайя — живая Земля
- Глава 6 Математика сложных систем
- Лицом к лицу со сложностью
- Нелинейность
- Обратная связь и итерации
- Пуанкаре и следы хаоса
- Траектории в абстрактных пространствах
- Странные аттракторы
- «Эффект бабочки»
- От количества к качеству
- Фрактальная геометрия
- Математика сложных систем
- Комплексные числа
- Паттерны внутри паттернов
- Часть IV
- Три ключевых критерия
- Паттерн организации
- Структура
- Жизненный процесс
- Автопоэз — паттерн жизни
- Диссипативная структура — структура живых систем
- Обучение — процесс жизни
- Глава 8 диссипативные структуры Структура и изменение
- Неравновесные состояния и нелинейность
- Стрела времени
- Порядок и беспорядок
- Точки неустойчивости
- Новый диалог с природой
- Глава 9 Самосозидание Клеточные автоматы
- Имитация автопоэзных сетей
- Двоичные сети
- У границы хаоса
- Жизнь в ее минимальной форме
- Организмы и сообщества
- Автопоэз в социальной сфере
- Система Гайи
- Вселенная в целом
- Структурное сопряжение
- Развитие и эволюция
- Глава 10 Раскрытие жизни
- Дарвинизм и неодарвинизм
- Системный взгляд на эволюцию
- Направления творчества
- Эволюция через симбиоз
- Эпохи жизни
- Происхождение жизни
- Как сплеталась бактериальная паутина
- Кислородный кризис
- Ядерная клетка
- Эволюция растений и животных
- Завоевание суши
- Забота о молодом поколении
- Глава 11 Сотворение мира
- Когнитивная наука
- Теория Сантьяго
- Не отображение, не информация
- Матурана и Бэйтсон
- Пересмотр компьютерной модели
- Когнитивная иммунология
- Психосоматическая сеть
- Глава 12 Знать о своем знании
- Язык и общение
- Человеческое состояние
- Эпилог. Экологическая грамотность
- Приложение: Возвращаясь к Бэйтсону