Новые ценности
В этом кратком наброске нарождающейся экологической парадигмы я пока отметил лишь сдвиги в представлениях и мышлении. Если бы этим исчерпывались все необходимые перемены, переход к новой парадигме происходил бы гораздо легче. Движение глубокой экологии объединяет внушительную когорту ярких мыслителей, которые могли бы надежно убедить наших политических и корпоративных лидеров в преимуществах нового мышления. Но это лишь полдела. Сдвиг парадигм требует совершенствования не только наших представлений и мышления, но и самой системы ценностей.
И здесь интересно отметить поразительную связь между переменами в мышлении и изменением ценностей. Оба эти процесса можно рассматривать как сдвиг от самоутверждения к интеграции. Эти тенденции — самоутверждающая и интегративная — представляют собой два важнейших аспекта любой живой системы16. Ни один из них по своей сущности не является ни хорошим, ни плохим. Хорошее, или здоровое, характеризуется динамическим равновесием; плохое, или болезненное, обусловлено нарушением равновесия — переоценкой одной тенденции и пренебрежением другой. Обращаясь теперь к нашей западной индустриальной культуре, мы видим явную переоценку самоутверждения и недооценку интегрирования. Это с очевидностью доминирует и в нашем мышлении, и в системе наших ценностей. Весьма поучительно сопоставить эти противоположные тенденции:
Мышление Ценности
Самоутверждающее | Интегративное | Самоутверждающие | Интегративные |
Рациональное | интуитивное | экспансия | консервация |
анализ | синтез | конкуренция | кооперация |
редукционистское | холистическое | количество | качество |
линейное | нелинейное | господство | партнерство |
Анализируя эту таблицу, мы можем заметить, что самоутверждающие ценности — конкуренция, экспансия, господство — ассоциируются, как правило, с мужчинами. Действительно, в патриархальном обществе мужчины наделяются не только привилегиями, но также экономическими преимуществами и политической властью. И в этом кроется одна из причин того, почему сдвиг к более сбалансированной системе ценностей так труден для большинства людей, в особенности для мужчин.
Власть, в смысле господства над другими, — это экстремальная форма самоутверждения. Социальная структура, в которой ее влияние наиболее эффективно, — иерархия. Действительно, наши политические, военные и корпоративные структуры построены по иерархическому принципу, причем мужчины, как правило, занимают высшие уровни, а женщины — низшие. Большинство этих мужчин, а также несколько меньшее число женщин привыкли считать свое место в этой иерархии частью своей индивидуальности, и поэтому сдвиг в сторону другой системы ценностей порождает в них экзистенциальный страх.
Между тем существует другая форма власти, более приемлемая для новой парадигмы, — власть как способность влиять на других. Идеальной структурой для осуществления этого типа власти является не иерархия, а сеть, которая, как мы увидим далее, также служит центральной метафорой экологии17. Таким образом, сдвиг парадигмы подразумевает и сдвиг в социальной организации — от иерархий к сетям.
Этика
Вопрос о системе ценностей, во всей его сложности и полноте, является основополагающей проблемой глубокой экологии: фактически он определяет ее смысл. Если старая парадигма основана на антропоцентрических (гомо-ориентированных) ценностях, то в основе глубокой экологии лежат экоцентрические (глобо-ориентированные) ценности. Это мировоззрение признает изначальную ценность всякой жизни, помимо человеческого сообщества. Все живые существа являются членами экологических сообществ, объединенных друг с другом сетью взаимозависимостей. Когда такое глубокое экологическое представление становится частью нашего повседневного сознания, возникает радикально новая система этики.
Глубокая экологическая этика насущно необходима именно сегодня, в особенности в науке, поскольку львиная доля того, чем занимаются ученые, способствует не развитию и сохранению жизни, но ее разрушению. Физики изобретают оружие, грозящее смести жизнь с нашей планеты; химики загрязняют окружающую среду в глобальном масштабе; биологи дают жизнь новым неведомым микроорганизмам, не представляя себе последствий их появления на свет; психологи и другие ученые истязают животных во имя научного прогресса — вся эта непрекращающаяся «деятельность» наводит на мысль о незамедлительном введении эколого-этических законов в современную науку.
Мало кто признает, что система ценностей — не второстепенный фактор в науке и технологии, что она составляет их основу и служит движущей силой. Научная революция XVII века отделила ценности от фактов, и с тех самых пор мы склонны верить, что научные факты не зависят от того, чем мы занимаемся, и, следовательно, не зависят от нашей системы ценностей. В действительности же научные факты возникают из целого конгломерата человеческих представлений, ценностей и поступков — одним словом, из парадигмы, от которой они не могут быть отделены. И хотя многие частные исследования могут явным образом не зависеть от системы ценностей ученого, более широкая парадигма, в контексте которой проводятся эти исследования, никогда не будет свободна от этой системы. А это означает, что ученые несут за свои изыскания не только интеллектуальную, но и моральную ответственность.
В контексте глубокой экологии, понимание того, что система ценностей присуща всей живой природе, зарождается в глубоко экологическом, духовном опыте единства природы и «я». Такое расширение нашего «я» вплоть до отождествления с природой становится основой глубокой экологии. Это ярко выражено у Арне Наэсса:
Поток забот течет естественно, если «я» расширяется и углубляется так, что начинаешь ощущать защиту свободной Природы и постигаешь, что эта защита распространяется на всех нас... Точно так же как мораль не нужна нам, чтобы дышать... вашему «я», если оно объединяется, в широком смысле, с другим существом, не требуются моральные проповеди для проявления заботы... Вы заботитесь о себе, не ощущая морального, принуждающего давления... Если реальность такова, как она ощущается экологическим «я», наше поведение естественно и изящно следует строгим правилам этики окружающей среды18.
Из этого следует, что между экологическим восприятием мира и соответствующим поведением существует не логическая, но психологическая связь19. Логика отнюдь не уводит нас от того факта, что мы являемся интегральной частью паутины жизни, в сторону жестких правил, определяющих, как нам следует жить. Тем не менее, если мы обладаем глубоко экологическим осознанием, или опытом, бытия как участия в паутине жизни, тогда мы будем (как противоположность, вынуждены) заботиться о всей живой природе. Фактически мы и не сможем реагировать по-другому.
Связь между экологией и психологией, выражаемая понятием экологического «я», недавно была исследована несколькими авторами. Специалист по глубокой экологии Джоанна Мэйси пишет об «озеленении себя» 20, философ Уорвик Фокс ввел в обиход термин трансперсональная экология21, а историк культуры Теодор Розак использует понятие экопсихологии22 для обозначения глубокой связи между двумя этими сферами, которые до недавнего прошлого были совершенно раздельными.
- Паутина
- Часть I. Культурный контекст
- Часть I культурный контекст
- Глава 1 Глубокая экология: новая парадигма
- Кризис представлений
- Сдвиг парадигмы
- Глубокая экология
- Социальная экология и экофеминизм
- Новые ценности
- Сдвиг от физики к наукам о жизни
- Часть II расцвет системного мышления
- Глава 2
- От частей к целому
- Вещество и форма
- Картезианский механицизм
- Движение романтиков
- Витализм
- Организменная биология
- Системное мышление
- Квантовая физика
- Гештальт-психология
- Экология
- Глава 3 теории систем
- Критерии системного мышления
- Процессуальное мышление
- Тектология
- Глава 4 логика разума
- Кибернетика
- Обратная связь
- Теория информации
- Кибернетика мозга
- Компьютерная модель обучения
- Часть III
- Расцвет молекулярной биологии
- Сети — паттерны жизни
- Появление концепции самоорганизации
- Диссипативные структуры
- Теория лазеров
- Гиперциклы
- Автопоэз — организация живого
- Гайя — живая Земля
- Глава 6 Математика сложных систем
- Лицом к лицу со сложностью
- Нелинейность
- Обратная связь и итерации
- Пуанкаре и следы хаоса
- Траектории в абстрактных пространствах
- Странные аттракторы
- «Эффект бабочки»
- От количества к качеству
- Фрактальная геометрия
- Математика сложных систем
- Комплексные числа
- Паттерны внутри паттернов
- Часть IV
- Три ключевых критерия
- Паттерн организации
- Структура
- Жизненный процесс
- Автопоэз — паттерн жизни
- Диссипативная структура — структура живых систем
- Обучение — процесс жизни
- Глава 8 диссипативные структуры Структура и изменение
- Неравновесные состояния и нелинейность
- Стрела времени
- Порядок и беспорядок
- Точки неустойчивости
- Новый диалог с природой
- Глава 9 Самосозидание Клеточные автоматы
- Имитация автопоэзных сетей
- Двоичные сети
- У границы хаоса
- Жизнь в ее минимальной форме
- Организмы и сообщества
- Автопоэз в социальной сфере
- Система Гайи
- Вселенная в целом
- Структурное сопряжение
- Развитие и эволюция
- Глава 10 Раскрытие жизни
- Дарвинизм и неодарвинизм
- Системный взгляд на эволюцию
- Направления творчества
- Эволюция через симбиоз
- Эпохи жизни
- Происхождение жизни
- Как сплеталась бактериальная паутина
- Кислородный кризис
- Ядерная клетка
- Эволюция растений и животных
- Завоевание суши
- Забота о молодом поколении
- Глава 11 Сотворение мира
- Когнитивная наука
- Теория Сантьяго
- Не отображение, не информация
- Матурана и Бэйтсон
- Пересмотр компьютерной модели
- Когнитивная иммунология
- Психосоматическая сеть
- Глава 12 Знать о своем знании
- Язык и общение
- Человеческое состояние
- Эпилог. Экологическая грамотность
- Приложение: Возвращаясь к Бэйтсону