Глава 12 Знать о своем знании
Для того чтобы отождествить познание со всем процессом жизни — включая восприятия, эмоции и поведение — и понимать его как процесс, который не включает ни передачи информации, ни ментального отображения внешнего мира, мы нуждаемся в радикальном расширении рамок науки и философии. Одна из причин, по которой этот взгляд на разум и познание так трудно принять, состоит в том, что он противоречит нашему повседневному опыту и интуиции. Как человеческие существа, мы часто пользуемся понятием информации и постоянно формируем ментальные отображения людей и объектов из нашего окружения.
Между тем эти весьма специфические особенности человеческого познания обусловлены нашей способностью абстрактно мыслить — ключевой характеристикой человеческого сознания. Таким образом, для полной картины общего процесса познания в живых системах нам важно понять, каким образом из когнитивного процесса, характерного для всех живых организмов, возникает человеческое сознание с его абстрактной мыслью и концептуальными понятиями.
На последующих страницах термин сознание применяется к такому уровню разума, или познания, когда уже возникло самосознание. Осознание окружающей среды, согласно теории Сантьяго, является свойством познания на всех уровнях жизни. Самосознание, насколько нам известно, присуще только высшим животным и в полной мере проявляется только в человеческом разуме. Будучи людьми, мы осознаем и окружающую среду, и самих себя, и свой внутренний мир. Другими словами, мы осознаем, что мы осознаем. Мы не просто знаем, но и знаем о своем знании. Именно эту особенность самосознания я имею в виду, когда использую термин сознание.
- Паутина
- Часть I. Культурный контекст
- Часть I культурный контекст
- Глава 1 Глубокая экология: новая парадигма
- Кризис представлений
- Сдвиг парадигмы
- Глубокая экология
- Социальная экология и экофеминизм
- Новые ценности
- Сдвиг от физики к наукам о жизни
- Часть II расцвет системного мышления
- Глава 2
- От частей к целому
- Вещество и форма
- Картезианский механицизм
- Движение романтиков
- Витализм
- Организменная биология
- Системное мышление
- Квантовая физика
- Гештальт-психология
- Экология
- Глава 3 теории систем
- Критерии системного мышления
- Процессуальное мышление
- Тектология
- Глава 4 логика разума
- Кибернетика
- Обратная связь
- Теория информации
- Кибернетика мозга
- Компьютерная модель обучения
- Часть III
- Расцвет молекулярной биологии
- Сети — паттерны жизни
- Появление концепции самоорганизации
- Диссипативные структуры
- Теория лазеров
- Гиперциклы
- Автопоэз — организация живого
- Гайя — живая Земля
- Глава 6 Математика сложных систем
- Лицом к лицу со сложностью
- Нелинейность
- Обратная связь и итерации
- Пуанкаре и следы хаоса
- Траектории в абстрактных пространствах
- Странные аттракторы
- «Эффект бабочки»
- От количества к качеству
- Фрактальная геометрия
- Математика сложных систем
- Комплексные числа
- Паттерны внутри паттернов
- Часть IV
- Три ключевых критерия
- Паттерн организации
- Структура
- Жизненный процесс
- Автопоэз — паттерн жизни
- Диссипативная структура — структура живых систем
- Обучение — процесс жизни
- Глава 8 диссипативные структуры Структура и изменение
- Неравновесные состояния и нелинейность
- Стрела времени
- Порядок и беспорядок
- Точки неустойчивости
- Новый диалог с природой
- Глава 9 Самосозидание Клеточные автоматы
- Имитация автопоэзных сетей
- Двоичные сети
- У границы хаоса
- Жизнь в ее минимальной форме
- Организмы и сообщества
- Автопоэз в социальной сфере
- Система Гайи
- Вселенная в целом
- Структурное сопряжение
- Развитие и эволюция
- Глава 10 Раскрытие жизни
- Дарвинизм и неодарвинизм
- Системный взгляд на эволюцию
- Направления творчества
- Эволюция через симбиоз
- Эпохи жизни
- Происхождение жизни
- Как сплеталась бактериальная паутина
- Кислородный кризис
- Ядерная клетка
- Эволюция растений и животных
- Завоевание суши
- Забота о молодом поколении
- Глава 11 Сотворение мира
- Когнитивная наука
- Теория Сантьяго
- Не отображение, не информация
- Матурана и Бэйтсон
- Пересмотр компьютерной модели
- Когнитивная иммунология
- Психосоматическая сеть
- Глава 12 Знать о своем знании
- Язык и общение
- Человеческое состояние
- Эпилог. Экологическая грамотность
- Приложение: Возвращаясь к Бэйтсону