logo
II курс методички / физика / физика лаб

Определение удельной мощности электролампы.

Устанавливают фотоэлемент на таком расстоянии от электролампы, чтобы при максимальном освещении фотоэлемента стрелка гальванометра отклонялась почти на всю шкалу гальванометра. Записывают мощность P потребляемую электролампой и силу фототока i. Повторяют измерения уменьшая мощность, потребляемую лампой через равные интервалы. Пройдя весь указанный в работе интервал напряжений, выключают электролампу и отключают гальванометр от фотоэлемента.

Результаты измерений записывают в таблицу.

Таблица результатов определения удельной мощности лампы

тип лампы .......; V = .......; P = .......;

чувствительность фотоэлемента к = ......

п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Р

i

Ф

Обрабатывают результаты измерений.

Зная силу фототока и чувствительность фотоэлемента, определенную в первой части работы, находят световой поток Ф = .

По известным Ф и Р строят график зависимости Ф от Р.

График не будет прямолинейным. Объясняется это следующим образом.

По закону смещения Вина, с повышением температуры (т.е. с повышением мощности) длина волны, на которую приходится максимум излучения, смещается в сторону более коротких волн. Это значит, что в повышением температуры большая часть всего излучения приходится на долю видимого света. Именно это явление и отражает изгиб кривой графика.

Отношение мощности, потребляемой лампой, к силе света лампы называют удельной мощностью электролампы.

 =

(6)

РИСУНКИ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 28

С

К А

Г V

R

РИС. 1

i ма

i Ф2 > Ф1

i Ф1

-UЗ U

0

РИС. 2

Е

Зона проводимости

Зона заполненная

РИС. 3 а

Е

Зона проводимости

Зона запрещенная Е

Зона проводимости

РИС. 3 б

Контрольные вопросы.

1. Что называется фотоэффектом?

2. Расскажите о внешнем и внутреннем фотоэффекте.

3. Напишите уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта. Поясните его.

4. Что такое красная граница фотоэффекта?

5. Для чего используется метод задерживающего потенциала?

6. Где используются и как применяется явление фотоэффекта?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №29