logo
Тексты лекций

Механические характеристики производственных механизмов и эд

Механические характеристики производственных механизмов (рис.б) определяют машину как нагрузку и показывают, как изменяется частота их вращения от создаваемого ими нагрузочного момента – n = f(Mc), которыемогут быть выражены графически или формулами.

Мс = М0 + (Мс – М0)(n/nном)х,

где Мс – момент сопротивления механизма при частоте вращения n;

Мсном –- момент сопротивления механизма при частоте вращения nном ;

М0 – моиент сопротивления трения;

х – коэффициент, характеризующий изменение Мс от n

В соответствии с вышеприведенной формулой механические характеристики механизмов имеют следующую классификацию.

1. Не зависимая от частоты вращения (х = 0)

Мс = Мсном; Р = Мω; Р = Мn; Р пропорциональна n.

Такой характеристикой обладают: конвейер с постоянной масс сой, вальцовые

механизмы, бумагоделательные машины, подъёмные краны, лебедки, поршневые насосы с постоянной массой.

2. Линейновозрастающая - х =1.

Мс = М0 + (Мс – М0)(n/nном); М пропорционален n, а Р пропорциональна n2.

Это характеристики ленточнопильных, круглопильных, строгальных станков.

3. Нелинейновозрастающая – х = 2.

Мс = М0 + (Мс – М0)(n2 /n2ном); М пропорционален n2, а Р пропорциональна n3

Это характеристики вентиляторов центробежных насосов, турбовоздуходувок

центрифуг, механизмов, работа которых связана с преодолением сопротивления

воздуха, газа, воды.

4. Нелинейноспадающая – х = - 1.

Мс = М0 + (Мс – М0)(nном/n); М пропорционален 1/n, а Р = cоnst.

Это характеристики механизмов, преодолевающих вязкие нагрузки – торельчатые питатели, глиномятки, лущильные, токарные, фрезерные, расточные станки.

Механические же характеристики ЭД (рис.а) 1, 2, и 3 рассматривались в разделе «Электрические машины», а зависимость 4 представляет собой специальную механическую характеристику. Степень изменения скорости вращения с изменением нагрузки М у представленных ЭД различна и характеризуется их крутизной Sx или жесткостью β. Эти параметры механических характеристик имеют обратную зависимость β = –S1х и позволяют классифицировать все ЭД по жесткости или крутизне характеристик на четыре вида: 1)абсолютно жесткие (β = ∞ – СД и специальные электромеханизмы); 2) жесткие (∞ > β > 3,5 – АД с к. з. ротором, ДПТ с независимым и параллельным возбужде­нием); 3) мягкой (–3,5 > β >1 – ДПТ последовательного возбуждения); 4) крутой характеристикой (ДПТ независимого возбуждения при Iя = const и электромеханизмы со специальными устройствами управления).

Основными статическими характеристиками ЭП являются электромеханическая ω(I) и механическая ω(М). Равенство с учетом условий установившегося движения системы запишем в двух формах:

(1)

(2)

Соотношения (1) и (2) представляют собой аналитические зависимости соответственно электромеханической и механической характеристик ЭП постоянного тока с ЭДУ независимого (параллельного) возбуждения.

Изобразим выражения (1) и (2) графически. Зависимости ω(I) (рис. а) и ω(М) (рис. б) при ω0 = const, СЕ = const и R = const есть прямые линии в отрезках. При этом привод имеет два крайних режима работы:ω=ω0, I = 0, M = 0 – режим холостого хода (РХХ) и ω = 0, I = IK, M = MK – режим короткого замыкания (РКЗ).

РисМеханическая и электромеханическая характеристики и основные двигательные режимы работы электропривода постоянного тока параллельного (независимого) возбуждения

Режим, для которого изготовлено ЭДУ, называется номинальным (РНР) и характеризуется номинальным током Iн и номинальной нагрузкой — номинальным вращающим моментом Мн при номинальном значении основного параметра электропривода ω = ωн.

Понятия о статике и динамике электропривода.

Электродвигатель, механическая передача и рабочая машина механически соединены между собой и образуют совместно движующуюся систему.

Основное положение динамики электропривода: при движении системы электродвигатель – рабочая машина движущий момент всегда уравновешивается моментами сил сопротивления движению, т. е.

Мдв = Мс + Мдин,

где Мдв – вращающий момент двигателя;

Мс – статический момент сопротивления (создаётся всеми видами сил – силы молекулярного сцепления обрабатываемого материала, силы трения, силы притяжения к земле перемещающихся масс);

Мдин – динамический момент ( создаётся силами инерции движущихся масс электропривода; возникают при изменеии скорости движения).

Если система движется с постоянной частотой вращения, то силы инерции отсутствуют, т. е. Мдин = 0,а Мдв = Мс.

При пуске системы скорость движущихся частей увеличивается, а всякое изменение скорости вызывает силы инерции масс этих частей. При увеличении частоты вращения силы инерции, создающие Мдин , будут направлены навстречу действию вращающего момента:

Мдв = Мп = Мс + Мдин,

Это же наблюдается при увеличении частоты вращения системы, когда нагрузка на двигателе уменьшается.

При уменьшении частоты вращения электропривода, что соответствует увеличению нагрузки, вращающиеся массы стремятся сохранить прежнюю частоту вращения, поэтому силы инерции направлены на поддержание движения

Мдв = МсМдин,

При отключении двигателя от электросети Мдв = 0, но система мгновенно не остановится, а будет продолжать вращаться за счет Мдин по инерции

Мс = Мдин.

Процессы движения электропривода, соответствующие пуску, остановке, изменению нагрузки, являются неустановившимися процессами, т. к. протекают при изменении скорости вращения. Этот процесс продолжается до наступления равновесия Мдв = Мс.

Определение времени переходного процесса (пуск, торможение, разгон).

Из уравнения основного движения электропривода определяем временя переходного процесса.

Мдв = Мс + Мдин ;

Мдин = Jdω /dt = (GD2 /4g 30)dn/dt = GD2dn/375dt

Откуда Мдв = Мс + GD2dn/375dt

Для определения времени переходных режимов проинтегрируем уравнение:

dt = GD2dn/375( МдвМс); t1.2 = GD2dn/375( МдвМс);

При пуске, когда n1 =0

tп = GD2nном/375( МпМс) = GD2nном/375 Мдин

где nном – номинальная частота вращения двигателя по окончании разгона

( Мп – пусковой вращающий момент.

При пуске вхолостую Мс = 0

tп = GD2nо/375 Мп; nо – частота вращения х.х.

При замедлении

– (Мдв + Мс ) = GD2dn/375dt

Если GD2 = const, Мдв = const, Мс = const

tз = GD2(n1n2 )/375( Мдв + Мс);

Время остановки (n2 = 0) при отключении двигателя от сети (Мдв = 0)

tост = GD2n1/375 Мс

Длительность переходного процесса определяется электромеханической постоянной времени Тм

Тм = GD2nо/375 Мкр ; Мкр – критический момент

На практике t = (3…4) Тм.

Ускорение переходного процесса, как следует из формул, может быть осуществлено путем снижения махового момента электродвигателя, специальные электродвигатели с пониженным маховым моментом имеют большую длину ротора (якоря) и меньший диаметр. Иногда вместо одного двигателя на одном валу устанавливают два половинной мощности каждый.