logo search
Сборник ЭН-1

Преимущества, которые нам даст аэс.

Как видим, на данный момент, мы не можем обеспечить себя необходимым количеством энергии. И даже использование нетрадиционных и возобновляемых источников увеличит общее количество произведенной энергии лишь на 12% что даже на данном этапе достаточно низкий показатель. И нам как минимум придется закупать оставшиеся 8% электроэнергии. Плюс к этому, необходимо смотреть на перспективы развития при повышении стоимости основных энергоносителей, что может достаточно болезненно отразиться на нашей экономике. Вряд ли у нашего правительства получиться и в дальнейшем заключать столь выгодные для нас договора на поставку газа с Россией. Да и Россия вряд ли будет долго продолжать лелеять идею союзного государства. Поиск более надежного и «мощного» источника энергии является просто необходимым. В связи с чем, правительство уже не раз возвращается к вопросу о строительстве АЭС.

Ученые Национальной академии наук страны уже подготовили технико-экономическое обоснование строительства АЭС. Согласно проекту, мощность АЭС, которая может быть построена в Беларуси, составит порядка 2000 МВт (это два блока по 1 тыс. МВт или 3-4 блока по 640 МВт). АЭС такой мощности сможет обеспечить 27% потребности страны в электроэнергии. Что приведет к снижению себестоимости производимой энергосистемой электроэнергии на 20 процентных пунктов. [11]

Ввод в Беларуси первого блока АЭС с 2015 г. позволит стране снизить долю импортируемого природного газа в общем объеме потребления топливно-энергетических ресурсов с 78,4% в 2005 г. до 53% к 2020 г. [11] Только одно это позволит нам экономить каждый год 300-400 млн. USD в год, а если прибавить к этому то, что уже не будет необходимости импортировать электроэнергию, а это в среднем еще 100 млн. USD.

К тому же запасы урана сосредоточены во множестве стран (хотя основными поставщиками являются 7 стран), что позволит нам дифференцировать каналы поставок необходимого сырья, которое, что тоже следует отметить гораздо дешевле, чем органическое. К тому же есть возможность закупать ядерное топливо на 5-10 и более лет вперед с частичной перегрузкой топлива каждые 1,5-2 года. Наконец, это приведет к снижению себестоимости производимой электроэнергии по сравнению с другими вариантами за счет уменьшения затрат на топливо, несмотря на более высокие капитальные затраты.

Кстати, капитальные затраты являются наиболее значимым препятствием на пути осуществления данных планов, так стоимость строительства белорусской АЭС (если будут использованы российские технологии) составит порядка 2,5-3 млрд. USD. Да и сроки строительства на самом деле не добавляют оптимизма. По предварительным оценкам, на строительство АЭС потребуется 7-8 лет.

В итоге, наверняка, для строительства необходимо будет брать международный кредит, что понесет за собой определенные обязательства. Со второй стороны можно создать АО и привлечь к строительству будущих акционеров, но вряд ли наше правительство пойдет на то, что бы ядерная энергетика была в частных руках. Хотя положительным примером может являться США. Где большинство АЭС находятся в частной собственности.

Что же касается места расположения, то правительством были выбраны Краснополянская площадка (Быховский пункт, Могилевская область). В качестве резервной площадки может быть рассмотрена Кукшиновская площадка (Шкловско-Горецкий пункт, Могилевская область).

Еще одна основная проблема, которая стоит перед всеми странами имеющими АЭС – хранение ядерных отходов. Для нашей республики возможно рассмотреть 2 варианта:

К рассмотренным ранее положительным моментам стоит отметить тот факт, что АЭС гораздо более экологически чистые (в отношении выброса вредных веществ в атмосферу) по сравнению с ТЭЦ. Что может положительно сказать на нашем желании подписать Киотский протокол, да и в дальнейшем положительно скажется на возможности торговли квотами.

Еще к положительным моментам, хочется добавить действие эффекта мультипликатора, который обязательно возникнет при строительстве АЭС, да и рабочее места созданные для наших энергетиков также необходимо записать в положительные эффекты.

Учитель: подведение итогов дискуссии.