Гештальт-психология
Если первые биологи организменного направления обнаружили проблему органической формы и включились в дискуссию об относительных достоинствах механицизма и витализма с некоторым опозданием, то немецкие психологи вносили свой вклад в этот диалог с самого начала34. В немецком языке органическая форма обозначается словом Gestalt (в отличие от Form, которое означает неодушевленную форму), и в те дни широко обсуждаемая проблема органической формы была известна как Gestaltproblem. В начале века философ Христиан фон Эренфельс впервые использовал термин Gestalt для обозначения нередуцируемого перцептуального паттерна, что дало начало школе гештальт-психологии. Эренфельс, характеризуя гештальт, утверждал, что здесь целое превышает сумму своих частей, что позже стало ключевой формулой для системных мыслителей35.
Гештальт-психологи, возглавляемые Максом Вертхаймером и Вольфгангом Кёлером, видели в существовании нередуцируемых целых ключевой аспект восприятия. Живые организмы, как они утверждали, воспринимают вещи не как изолированные элементы, но как интегрированные перцептуальные паттерны — значимые организованные целостности, которые проявляют свойства, отсутствующие в их частях. Понятие паттерна было всегда присуще работам гештальт-психологов; часто в качестве аналогии они приводили музыкальную тему — ее можно сыграть в разных тональностях, но при этом она не потеряет своих существенных особенностей.
Подобно организменным биологам, гештальт-психологи видели свою школу как третий путь, помимо механицизма и витализма. Гештальт-школа внесла значительный вклад в область психологии, особенно в сферу обучения и понимания природы ассоциаций. Несколько десятилетий спустя, в 60-е годы, холистический подход к психологии породил соответствующую школу психотерапии, известную как гештальт-терапия, которая придает огромное значение интеграции индивидуальных переживаний в значимые целостности36.
В Германии 20-х годов, в период Веймарской республики, как организменная биология, так и гештальт-психология являли собой часть более обширного интеллектуального направления, движения протеста против нарастающей фрагментации и отчуждения человеческой природы. Вся Веймарская культура характеризовалась антимеханистическим мировоззрением, «жаждой целостности»37. Организменная биология, гештальт-психология, экология, а позже и общая теория систем — все это взросло на этом холистическом Zeitgeist («духе времени»).
- Паутина
- Часть I. Культурный контекст
- Часть I культурный контекст
- Глава 1 Глубокая экология: новая парадигма
- Кризис представлений
- Сдвиг парадигмы
- Глубокая экология
- Социальная экология и экофеминизм
- Новые ценности
- Сдвиг от физики к наукам о жизни
- Часть II расцвет системного мышления
- Глава 2
- От частей к целому
- Вещество и форма
- Картезианский механицизм
- Движение романтиков
- Витализм
- Организменная биология
- Системное мышление
- Квантовая физика
- Гештальт-психология
- Экология
- Глава 3 теории систем
- Критерии системного мышления
- Процессуальное мышление
- Тектология
- Глава 4 логика разума
- Кибернетика
- Обратная связь
- Теория информации
- Кибернетика мозга
- Компьютерная модель обучения
- Часть III
- Расцвет молекулярной биологии
- Сети — паттерны жизни
- Появление концепции самоорганизации
- Диссипативные структуры
- Теория лазеров
- Гиперциклы
- Автопоэз — организация живого
- Гайя — живая Земля
- Глава 6 Математика сложных систем
- Лицом к лицу со сложностью
- Нелинейность
- Обратная связь и итерации
- Пуанкаре и следы хаоса
- Траектории в абстрактных пространствах
- Странные аттракторы
- «Эффект бабочки»
- От количества к качеству
- Фрактальная геометрия
- Математика сложных систем
- Комплексные числа
- Паттерны внутри паттернов
- Часть IV
- Три ключевых критерия
- Паттерн организации
- Структура
- Жизненный процесс
- Автопоэз — паттерн жизни
- Диссипативная структура — структура живых систем
- Обучение — процесс жизни
- Глава 8 диссипативные структуры Структура и изменение
- Неравновесные состояния и нелинейность
- Стрела времени
- Порядок и беспорядок
- Точки неустойчивости
- Новый диалог с природой
- Глава 9 Самосозидание Клеточные автоматы
- Имитация автопоэзных сетей
- Двоичные сети
- У границы хаоса
- Жизнь в ее минимальной форме
- Организмы и сообщества
- Автопоэз в социальной сфере
- Система Гайи
- Вселенная в целом
- Структурное сопряжение
- Развитие и эволюция
- Глава 10 Раскрытие жизни
- Дарвинизм и неодарвинизм
- Системный взгляд на эволюцию
- Направления творчества
- Эволюция через симбиоз
- Эпохи жизни
- Происхождение жизни
- Как сплеталась бактериальная паутина
- Кислородный кризис
- Ядерная клетка
- Эволюция растений и животных
- Завоевание суши
- Забота о молодом поколении
- Глава 11 Сотворение мира
- Когнитивная наука
- Теория Сантьяго
- Не отображение, не информация
- Матурана и Бэйтсон
- Пересмотр компьютерной модели
- Когнитивная иммунология
- Психосоматическая сеть
- Глава 12 Знать о своем знании
- Язык и общение
- Человеческое состояние
- Эпилог. Экологическая грамотность
- Приложение: Возвращаясь к Бэйтсону