logo search
Сборник ЭН-1

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Проведение конкурсов.

1-конкурс «Угадай тему!»

Каждой группе учитель дает по 3 конверта с наборами букв. В течении двух минут группы должны составить из букв по три слова «горение», «топливо», «теплота». Команда, выполнившая задание первой, получает жетон.

Почему при сгорании выделяется энергия?

Сообщение – напоминание ученика.

«Мы знаем, что молекулы состоят из атомов. Молекула – достаточно устойчивая конструкция. Чтобы ее разрушить, надо затратить энергию. Зато при образовании молекулы из атомов энергия выделяется. В процессе горения образуются молекулы. Например, углерод, входящий в состав топлива, соединяется с двумя атомами кислорода воздуха и образуется молекула СО2 углекислого газа. При этом выделяется энергия»

2-конкурс «Кто больше»

За одну минуту команды должны написать на листочках различные виды топлива, которые они знают.

3-конкурс «Выбери правильный ответ»

На листочках записаны формулы. За одну минуту команды должны выбрать и записать на доске формулу для расчета количества теплоты при сгорании топлива.

Q=cm∆t; Q=Lm; П=mgh; K=mV²/2; Q=qm; Q=λm.

4-конкурс «Реши задачу»

Каждая команда получает по расчетной задаче. Решение записывается на доске, а все участники игры работают в тетрадях.

Примеры задач:

  1. В топке котла парового двигателя сожгли торф массой 20 т. Какой массой каменного угля можно было бы заменить сгоревший торф? Удельную теплоту сгорания торфа принять равной 1,5*107 Дж/кг.

  2. В кормозапарнике, используемом на животноводческих фермах, требуется, чтобы каждый час в топке выделялось 108 Дж энергии. Какую массу дров надо сжечь для этого?

5-конкурс «Аукцион графиков»

Каждой группе учащихся даны графики. Требуется как можно больше почерпнуть из него информации.

Учащиеся должны ответить на вопросы:

Каждая группа работает над своим графиком, решение оформляется в тетради.

Каковы пути снижения степени загрязнения атмосферы при использовании топлива?

Слушаем сообщение ученика.

«История развития человечества теснейшим образом связана с получением и использованием энергии. Издавна в качестве основных источников энергии использовались дрова, торф, древесный уголь, вода, ветер. С древнейших времен известны уголь и нефть – вещества, дающие при сжигании большое количество теплоты. Свойства топлива зависит главным образом от его химического состава. Основным элементом любого топлива природного происхождения является углерод, в разных пропорциях входит также водород, кислород, азот, сера, зола, вода. При сжигании топлива образуются продукты сгорания – сажа, оксиды серы и азота, диоксид углерода, которые обычно через дымовые трубы выбрасываются в атмосферу.

Борьба с загрязнением атмосферы отходящими газами – одна из серьезнейших проблем современности. Ежегодно на земном шаре в воздух выбрасывается 250 тонн золы, десятки миллионов тонн сернистого газа, оксидов азота и других веществ, способных загрязнить большие территории, сделать их непригодными для жизни людей, животных и растений, вызвать коррозию металла машин, строений и аппаратов. Наиболее радикальная защита воздуха - совершенствование систем очистки. Очистку газов от пыли, дымов и туманов проводят с помощью гидромеханических процессов в циклонах, фильтрах и т.д. Например, на крупных современных ГРЭС и ТЭЦ, сжигающих твердое топливо, применяют высокоэффективные электрофильтры, обеспечивающие очистку дымовых газов от золы на 99%. Экологические проблемы не могут быть полностью решены усилиями одного государства. Несмотря ни на какие границы люди не могут разделить Землю – она едина. И человечеству постоянно напоминают об этом и изменение состава атмосферы на всей территории планеты, и нефтяная пленка, затягивающая мировой океан, и угроза таяния полярных льдов. Человек долго может жить без пищи (30-40 суток), без воды – 5 суток, без воздуха – только 5 минут. Выброс углекислого газа в окружающую среду неразрывно связано с потреблением и производством энергии. Экологи предупреждают, что если не удастся уменьшить выброс в атмосферу углекислого газа, то нашу планету ожидает катастрофа, связанная с повышение температуры в следствии так называемого парникового эффекта. Любое изменение климата влияет на состояние и здоровье человека и животных, на сельское хозяйство.Наличие пыли в атмосфере уменьшает поступление к поверхности Земли ультрафиолетовых лучей. Очень опасны для здоровья – смоги. В это время ухудшается самочувствие людей, резко возрастает число легочных и сердечно-сосудистых заболеваний.

Интенсивное развитие промышленности и транспорта привело к значительному загрязнению водных ресурсов. По данным Всемирной ассоциации здравоохранения около 80% всех инфекционных болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды. Загрязнение поверхностей водоемов пленками масла, жиров, смазочных материалов препятствует газообмену между водой и атмосферой, что снижает насыщенность воды кислородом и является причиной массовой гибели рыб и птиц.

Экологическая проблема стала бедой планеты. В мире все чаще раздаются голоса, что если в ближайшие 15 лет не принять меры, то природа не сможет самовостанавливаться и начнется необратимый процесс уничтожения всего живого»

III. Подведение итогов.