Внешний фотоэффект, законы Столетова.
Схемы опытов Столетова по исследованию внешнего фотоэффекта изображена на рис. 1.
В вакуумной трубке помещают исследуемую пластинку К, служащую катодом, и вспомогательный электрод А, служащий анодом. Электроды К и А через потенциометр Р подключены к источнику напряжения . Напряжение между электродами, называемое анодным напряжением, измеряется вольтметром V, ток в цепи измеряется гальванометром Г.
Если пластинка К не освещается, то ток в цепи отсутствует, так как вакуумный промежуток между катодом и анодом тока не проводит. Если же исследуемую пластинку осветить светом через окно С, то свет вырвет из пластинки электроны, которые получили название ф о т о э л е к т р о н о в.
Под действием электрического поля, созданного анодным напряжением, фотоэлектроны будут двигаться к аноду А и далее, по замкнутой цепи, через гальванометр Г к катоду К.
Гальванометр покажет наличие тока, который получил название ф о т о т о к а . При помощи потенциометра Р можно изменять величину и знак анодного напряжения. Следует иметь ввиду, что ток в цепи возникает и в том случае, когда анодное напряжение равно нулю, и даже при небольшом задерживающем отрицательном напряжении. Объясняется это тем, что вылетающие из катода фотоэлектроны обладают кинетической энергией, за счет которой совершается работа против сил задерживающего отрицательного потенциала.
На графике рис. 2, называемого вольт-амперной характеристикой, показана типичная зависимость силы фототока от анодного напряжения при неизменном световом потоке для двух значений светового потока Ф, причем Ф1 < Ф2.
Из графика видно, что с увеличением анодного напряжения фототок сначала возрастает, затем достигает максимума и дальнейшее увеличение анодного напряжения не изменяет фототока. Увеличение фототока объясняется тем, что не все вылетевшие из катода фотоэлектроны достигают анода. С увеличением анодного напряжения все большая часть фотоэлектронов будет достигать анода и при некотором значении напряжения все вылетевшие фотоэлектроны достигнут анода. Дальнейшее увеличение анодного напряжения уже не вызовет увеличения фототока. Максимальный фототок называют фототоком н а с ы щ е н и я.
При некоторой задерживающей разности потенциалов - фототок прекращается. Очевидно, максимальная кинетическая энергия вылетающих из катода фотоэлектронов равна работе перемещения фотоэлектрона через запирающую разность потенциалов:
= e U3 | (1) |
где m и е - масса и заряд электрона;
- максимальная скорость вылетающих электронов;
U3 - задерживающая разность потенциалов.
Определив опытным путем задерживающую разность потенциалов, можно вычислить максимальную скорость фотоэлектронов. В результате многочисленных тщательно поставленных опытов Столетов установил следующие закономерности фотоэффекта.
Сила фототока насыщения iн , возникающая при освещении монохроматическим светом, пропорциональна световому потоку Ф падающему на катод.
iн = к Ф | (2) |
Коэффициент пропорциональности к, равный силе фототока, выраженный в мкА, при освещенности катода потоком в 1 лм называется фоточувствительностью освещаемой пластинки, измеряется в мкА/лм.
2. Скорость фотоэлектронов увеличивается с увеличением частоты (с уменьшением длины волны) падающего света и не зависит от интенсивности светового потока.
3. Независимо от интенсивности светового потока фотоэффект начинается только при определенной (для данного металла) минимальной частоте (максимальной длине волны) называемой красной г р а н и ц е й фотоэффекта. Красная граница фотоэффекта различна для различных веществ и является величиной, характерной для данного вещества.
- Кафедра физики и высшей математики
- Лабораторная работа № 23
- Краткая теория.
- I. Природа света
- Основные понятия и закономерности волнового процесса.
- 3. Интерференция света.
- 4. Цвета тонких пленок
- 5. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона.
- Рисунки к лабораторной работе №23
- 2. Принцип Гюйгенса
- Принцип Гюйгенса - Френеля
- 4. Метод зон Френеля
- 5. Дифракция от щели в параллельных лучах
- 6. Дифракционная решетка
- Часть I
- Часть II
- Контрольные вопросы:
- Лабораторная работа № 25
- Основные определения
- Поляризация при отражении и преломлении
- Поляризация при двойном лучепреломлением.
- Поляризационная призма Николя.
- Закон Малюса
- Порядок выполнения работы.
- Рисунки к лабораторной работе №25
- Контрольные вопросы.
- Описание установки и порядок выполнения работы.
- Рисунки к лабораторной работе № 25 а
- 2. Дисперсия света
- 3. Сериальные формулы
- 4. Ядерная модель строения атома по Резерфорду
- 5. Затруднения теории Резерфорда
- 6. Понятие о квантах и постоянная Планка
- Постулаты Бора
- Волны де Бройля
- 9. Линейчатые спектры по теории Бора
- Энергетические уровни в атоме
- II. Вывод расчетной формулы
- III. Описание установки и порядок выполнения работы
- Порядок выполнения работы
- Порядок выполнения работы:
- Контрольные вопросы.
- Изучение работы газового лазера Краткая теория
- Результаты вычисления длины волны
- Порядок выполнения работы
- Рисунки к работе №27
- Контрольные вопросы.
- Определение чувствительности фотоэлемента, исследование светоотдачи электролампы, определение работы выхода и красной границы фотоэффекта.
- 1. Основные понятия
- Внешний фотоэффект, законы Столетова.
- Внешний фотоэффект и волновая теория света
- 4. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта
- 5. Внутренний фотоэффект
- Типы фотоэлементов
- Работа состоит из 2-х частей:
- Определение чувствительности фотоэлемента.
- Определение удельной мощности электролампы.
- Дозиметрический контроль сред Краткая теория
- 1. Биологическое действие ионизирующего излучения
- 2. Единицы дозиметрии
- Описание установки и порядок выполнения работы.
- Работа выполняется в следующем порядке:
- Определения половинного слоя ослабления гамма-излучения в веществе. Краткая теория.
- 1. Радиоактивность.
- Контрольные вопросы.
- Определение температуры тел с помощью оптического пирометра Краткая теория.
- Описание установки и порядок проведения работы
- Вывод расчетной формулы
- Порядок выполнения работы.
- Обработка результатов измерений
- Расчетная таблица
- Контрольные вопросы:
- «Определение резонансного потенциала атомов гелия и ртути».
- Контрольные вопросы.