logo search
Архив_1 / История электроэнергетики / Сборник рефератов Ч2

Региональная нормативно-правовая база.

В январе 1996 г. был подписан Указ Губернатора Свердловской области «О первоочередных мерах по реализации политики энерго­сбережения в Свердловской области». В 1997 г. Правительством Свер­дловской области была утверждена областная программа «Энерго­сбережение в Свердловской области на период до 2005 года».

За последние годы принят и реализуется ряд нормативных актов — более 90 (указы губернатора, постановления областного правитель­ства, решения региональной энергетической комиссии), направлен­ных на реализацию политики энергосбережения в Свердловской области.

В соответствии с указанной нормативной базой, комплексная де­ятельность в области энергосбережения реализуется по следующим основным направлениям.

Тарифная политика

В нашей области, одной из первых в России (с октября 1996 г.), приняты тарифы на электрическую энергию для населения с учетом объемов потребления. Результат — уже в 1997 г. на 12% снизилось потребление бытовой электроэнергии по сравнению с 1996 г., а начиная с 1999 г. рост потребления электрической энергии населением не превышает 1%.

Наша область — в числе первых областей России, где формиру­ются дифференцированные тарифы для каждого потребителя. К на­стоящему времени сформировалась система тарифов на электричес­кую и тепловую энергию, стимулирующая энергосбережение у потребителей и производителей:

• дифференцированный подход к расчету тарифов на электроэнер­гию в зависимости от характера потребления, точки подключения по напряжению, прохождению дневного максимума и др.;

• создание методик по расчету тарифов на основе укрупненных показателей работы энергоисточника (установление предельных ве­личин тарифа);

• введение в структуру тарифа инвестиционной составляющей, направленной на энергосберегающие мероприятия.

Введение этих и других тарифных мер позволило, в частности, вовлечь в инвестиции на энергосберегающие мероприятия в 1999-2000 гг. дополнительно около 33 млн. рублей.

Энергетическая паспортизация

С 1998 г. ведется работа по созданию сводной системы учета энер­гетических ресурсов в области. Первым этапом этой работы явилась разработка энергетических паспортов для объектов бюджетной и муниципальной сферы. К настоящему времени разработаны и утвер­ждены региональные формы и методики заполнения следующих до­кументов: «Энергетический паспорт муниципального образования», «Энергетический паспорт организации», «Технический паспорт ко­тельной», «Энергетический паспорт предприятия агропромышленно­го комплекса». В них фиксируются параметры, определяющие пока­затели энергоэффективности объекта и отдельной территории, энергосберегающие мероприятия.

Проведенная работа позволила на базе полученного материала определить нормативные потребности в топливно-энергетических ресурсах для каждого муниципального образования в отдельности, установить лимиты потребления ТЭР для бюджетных организаций. Уже на стадии составления энергетических паспортов муниципаль­ных образований удалось на 10% сократить плановые расходы на топливо в отопительном сезоне 1998-1999 гг. по сравнению с сезо­ном 1997/98 гг. Дальнейшее приведение энергетического хозяйства к нормативным показателям по затратам на производство потребление тепловой энергии позволило снизить расходы на топливо еще на 15-20%.

Опыт Свердловской области и других регионов России способ­ствовал тому, что Госстандартом РФ введен в действие с сентября 2000 г. ряд стандартов в области энергосбережения, в том числе ГОСТ Р 51379-99, согласно которому каждое предприятие должно иметь энергетический паспорт установленной Госстандартом РФ формы.

Введение энергетических паспортов предусматривает создание единой методической базы по определению объемов потребления топливно-энергетических ресурсов для бюджетных организаций об­ласти, организацию контроля за дисциплиной цен на предприятиях-поставщиках ТЭР, внедрение расчетных платежных схем за постав­ляемые и получаемые коммунальные услуги. Примером необходимости введения энергетических паспортов бюджетных орга­низаций может послужить экономия 49 млн. рублей бюджета Екате­ринбурга, именно на такую сумму не заключены договора с энерго­снабжающими организациями в 1999 г. по итогам паспортизации 1998 г.

Проведены «защиты» паспортов ряда муниципальных образова­ний. Это позволило снизить тарифы на тепловую энергию муници­пальным теплоисточникам в среднем на 15%, выявить объекты, где сохраняется практика бесхозяйственного потребления топлива и энер­гии, определить условия формирования лимитов потребления энер­гии в ЖКХ и бюджетной сфере. Итогом паспортизации муниципаль­ных образований в 1998 г. стало снижение объема закупаемого мазута для отопительных котельных с 508 тыс. т до 206 тыс. т.

До введения на федеральном уровне законодательства о лицензи­ровании отдельных видов деятельности развитие этот комплекс ра­бот получил в проведении обязательного лицензирования следующих видов деятельности на территории области:

• по производству электрической и тепловой энергии;

• по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей;

• по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии.

Государственным учреждением «Свердловгосэнергонадзор» осу­ществлялся временный порядок лицензирования этих видов деятель­ности. Конечная цель - повысить технический уровень эксплуатации существующих теплоисточников, обеспечить соответствующий уро­вень их технической безопасности. Временные разрешения на этот вид деятельности были выданы более 110 организаций.

В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 135 лицензирование этих видов деятельности пере­дается в ведение Министерства энергетика РФ.

Пропаганда энергосбережения

В области ведется широкая пропаганда энергосбережения, в том числе для населения:

• ведется еженедельная тематическая передача на областном ра­дио «Азбука энергосбережения»;

• проводится областной смотр-конкурса по энергосбережению;

• выпускаются специализированные журналы «Энергетика регио­на», «Вестник энергосбережения» и др.;

• организуются совещания, семинары для специалистов отрасле­вых министерств и ведомств, проводятся два раза в год специализи­рованные выставки «Энергосбережение» и др.

Образовательная деятельность

В Свердловской области введено положение (Указ Губернатора Свердловской области от 9 февраля 1999 г. № 53 «О подготовке спе­циалистов по энергосбережению для организаций Свердловской об­ласти»), согласно которому государственная поддержка оказывается только тем организациям (независимо от форм собственности), ко­торые активно участвуют в энергосбережении и имеют в наличии:

• обученных специалистов по энергосбережению;

• энергетический паспорт;

• действующую программу по энергосбережению.

Для реализации положений этого Указа впервые в России при Уральском государственном техническом университете — УПИ со­здан Центр по обучению и аттестации специалистов в области энер­госбережения. В июне 1999 г. Центр начал свою деятельность. К на­стоящему времени прошли подготовку и получили персональные сертификаты более 2000 представителей бюджетной сферы, работни­ков жилищно-коммунальной хозяйства, специалистов промышлен­ных предприятий, строительных организаций и агропромышленно­го комплекса. В УГТУ-УПИ открыта кафедра «Энергосбережение», которой подготовлена серия учебных пособий по различным аспек­там проблемы энергосбережения и повышения эффективности исполь­зования энергии, разработан ряд программ вузовского и послевузовского обучения по данному направлению. Преподавателями кафедры читается курс лекций «Основы энергосбережения» для студентов всех инженерных специальностей технического университета. За 2000/2001 гг. на кафедре прошли обучение более 1500 студентов старших курсов семи факультетов университета. Ведется руководство научной рабо­той соискателей ученой степени по проблематике энергосбережения.

Производство энергосберегающего оборудования

На протяжении последних лет ведущую роль в сфере промышлен­ного производства энергосберегающего оборудования сохраняют предприятия Уралтрансгаза РАО «Газпром».

Начиная с 1997 г., эта работа ведется в рамках договора между Правительством Свердлов­ской области и РАО «Газпром» о взаимном сотрудничестве по воп­росам энергосбережения. Основные направления этой работы:

• разработка и установка автономных источников энергоснабже­ния;

• развитие газового отопления производственных помещений;

• производство бытовых и промышленных счетчиков и др.

Всего в Свердловской области в производстве энергосберегающе­го оборудования задействовано более 70 предприятий.

Основные итоги 2001 года.

11-13 апреля 2001 г. в Екатеринбурге в соответствии с поручени­ем первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Б. Христенко Правительство Свердловской области провело Второе Всероссийское совещание-выставку по энергосбере­жению с участием Минэнерго России, Госстроя России, РАО «ЕЭС России» и других заинтересованных организаций. В работе данного форума приняли участие более 500 человек из 39 регионов России. Участниками совещания было принято решение, определившее даль­нейшее направление деятельности в области энергосбережения. Ос­новные из них:

1. Одобрить совместные работы, проводимые Правительством Свердловской области, РЭК Свердловской области и ГУ «Свердлов-госэнергонадзор», по созданию на территории Свердловской облас­ти базового региона по энергосбережению — интеграционной реги­ональной энергоэффективной зоны (ИРЭЗ).

2. Продолжить работу по освоению современной отечественной энергосберегающей техники, технологии и материалов, а также со­здать условия для широкого внедрения оборудования, установлен­ного в демонстрационных зонах высокой энергетической эффектив­ности РФ и в ИРЭЗ.

3. Разработать концепцию развития коммунальной теплоэнерге­тики, направленную на реконструкцию и модернизацию систем коммунального энергоснабжения с использованием энергоэффективных конструктивных и технологических решений, а также обеспечить раз­работку на этой основе нормативно-технической документации (ГОСТ, СНиП, нормы проектирования и т.п.).

4. Распространить опыт Правительства Свердловской области, Совета ректоров и Совета по энергосбережению высших и средних профессиональных учебных заведений по организации широкомас­штабного обучения специалистов по энергосбережению.

5. Просить Министерство образования России ускорить откры­тие новых специальностей и принятие новых стандартов высшего и среднего профессионального образования в области энергосбереже­ния.

6. Сосредоточить усилия на формировании комплексных пропа­гандистских программ бережного отношения к энергии у населения, субъектов хозяйственной деятельности, государственных и муници­пальных органов управления.

29 мая 2001 г. в Москве состоялось заседание Государственного Совета Российской Федерации, посвященного проблемам реформи­рования и реструктуризации жилищно-коммунального хозяйства России. Губернатор Свердловской области Э. Э. Россель в своем выступлении обозначил новые пути решения проблем коммунально­го хозяйства страны, основанные на осуществлении целенаправлен­ной политики энергосбережения. Выступление губернатора Сверд­ловской области легло в основу областной программы «Семь шагов к теплу и свету». Основные направления этой программы:

1 .Энергетическая паспортизация всех предприятий, организаций и учреждений.

2. Проведение энергетических обследований (энергоаудитов).

3. Лицензирование теплоисточников и введение «Технических пас­портов котельных».

4. Создание системы непрерывного образования.

5. Гибкая тарифная политика.

6. Работа с населением, в том числе и с предприятиями.

7. Введение стандарта «Организация работ по экономии топлив­но-энергетических ресурсов» для предприятий, организаций и учреж­дений всех форм собственности.

Данная программа была поддержана Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и рекомендована другим субъектам Рос­сии. Правительством Свердловской области было принято постановление от 19.10.2001 г. «О плане мероприятий Правительства Сверд­ловской области на 2001-2002 годы по реализации положений выс­тупления Губернатора Свердловской области Э. Росселя на заседа­нии Государственного Совета Российской Федерации 29 мая 2001 года «Семь шагов к теплу и свету».

Летом 2001 г. в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30.05.2001 г. «Об образовании Координа­ционного совета по энергосбережению в Свердловской области» был утвержден план работы Координационного совета на 2001-2002 гг. В нем нашли отражение основные направления дальнейшей деятель­ности по повышению энергоэффективности экономики Свердловс­кой области, развитию нормативно-законодательной базы энергосбе­режения.

За три последних года средний рост объемов промышленного про­изводства составил 13%, а средний рост объемов электропотребле­ния — 3,5%, что в 1,5 раза ниже, чем по России в целом, и это при наличии в Свердловской области крупного энергоемкого производ­ства.