logo search
Тексты лекций

Расчет мощности двигателя

Правильный выбор мощности ЭД привода обеспечивает при прочих равных условиях минимальную стоимость оборудо­вания, меньшие потери энергии, большие значения cosφ и КПД, наибольшую производительность и наивысшее качество продукции. Такой выбор должен непременно соответствовать нормальным тепловым нагрузкам ЭД, а его номинальный режим – номинальному режиму работы технологической машины или нагрузочной диаграмме ЭП.

Выбор мощности ЭД режима S1 для электропривода с длительной постоянной нагрузкой. Условием правильного выбора мощности в этом случае является тождественное неравенство

Рн ≥ Р,

где Рн – каталожное (паспортное) значение установленной мощности номинального режима ЭД; Р – расчетное значение требуемой мощности на валу ЭД.

Расчет значения Р осуществляется по аналитическим зависимостям либо по результатам опытных замеров.

Пример. Для безредукторного индивидуального ЭП (ηp = 1) центробежного насоса выбрать мощность и тип асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, если производительность насоса Q = 0,05 м3/с, частота вращения п = 1460 мин–1, КПД η = 0,55, напор воды Н = = 18,5 м, а ее удельный вес γ = 1000 кг/м3. Режим работы насоса – продолжительный.

Требуемая мощность вращательного движения Р, кВт:

Р = (QHγ)/(102ηηp) = (0,05 ∙ 18,5 ∙ 1000)/(102 ∙ 0,55 ∙ 1,0) = 16,49 кВт

По каталогу для Рн > Р = 18,5 кВт и пн = 1460 мин–1 подходит асинхронный двигатель типа RA180M4 с КПД ηн = 90,5%.

Выбор мощности ЭДУ режима S1 для ЭП с длительной переменной нагрузкой. Для того чтобы правильно выбрать ЭД режима S1 для длительной переменной механической нагрузки по условиям тепловых перегрузок, необходимо реальный график механических нагрузок заменить расчетным (рис.), эквивалентным действительным электрическим потерям энергии в ЭД.

Нагрузочная диаграмма электропривода длительной работы с переменной нагрузкой

Если имеется такой расчетный график нагрузок М(t) и известно приведенное эквивалентное сопротивление Rэ, при котором потери энергии ΔW в ЭДУ определяются выражением

ΔW =(I12t1 + I22t2 + I32t3 +…+ I82t8)Rэ,

то его эквивалентом может явиться такой график, при котором потери энергии в том же ЭД будут равны реальным:

ΔWэ = Rэ Iэ tц,

где tц – время цикла tц tрt0; tр – время работы; tр = t1 + … + t8; t0 – время останова ЭДУ; α – коэффициент ухудшения теплоотдачи ЭДУ при ω = 0.

Тогда можно написать, что

Rэ Iэ2 tц = Rэ(I12t1 + I22t2 + I32t3 +…+ I82t8)

и, следовательно, эквивалентный ток ЭД:

Iэ = .

Величина эквивалентного тока определяет и эквивалентные величины вращающего момента и мощности на валу ЭД, если известны зависимости

М = СМI; Р = Мω:

Здесь условием правильно выбранного ЭД будет универсальное неравенство

Pэ ≤ Рн.

Особенности выбора мощности ЭД режима S3 с заданной ПВСТ для работы в электроприводе с иной продолжительностью включения. Выбор мощности ЭД повторно-кратковременного номинального режима с заданной стандартной продолжительностью включения ПВСТ для работы ЭП в режиме S3, но с иной действительной ПВд отличается тем, что величина Рэ, рассчитанная для ПБд нагрузочной диаграммы привода, пересчитывается на заданную стандартную продолжительность включения ЭДУ по формуле

Такой пересчет объясняется необходимостью учета тепловых режимов ЭД при работе электропривода на конкретную действительную нагрузку с ПВд.

Правильно выбранный ЭД должно соответствовать неравенству

Рнэ.СТ.

Обычно выбранные ЭД проверяются на тепловую перегрузку по неравенствам мощностей, а на механическую – по неравенствам моментов.

Пример. Выбрать мощность ЭДУ номинального режима S3 с ПВСТ = 15% и основным параметрам ω = 100 с–1 для электропривода с нагрузочной диаграммой P(t) (рис. 4.8) t1 = t2 = t3 = t4 = t0 и Pmax = 100 кВт.

Действительная продолжительность включения привода по диаграмме

ПВд = (tр/tц)100% = (4t0 ∙ 100)/(5t0) = 80%.

Требуемый максимальный вращающий момент ЭД в приводе, Н∙м:

Mmaх = Pmax/ω = 100000/100 = 1000

Эквивалентная мощность (кВт) ЭД по нагрузочной диаграмме и при α = 0,25

Расчетная нагрузочная диаграмма

с максимальной нагрузкой 100 кВт

Требуемая мощность (кВт) ЭД для того, чтобы он не перегревался в условиях работы при ПВд с учетом Рэ.СТ = Р

.

Проверка выбранного двигателя (Рн = 145 кВт; βmах = 1,2, пн = 960 мин–1): на тепловую нагрузку – Р < Рн; на механическую перегрузку по номинальному вращающему моменту, Н∙м:

Мн = 30Рнnн = 30 ∙ 145 000/π960 ≈ 1442,

Mmax = βmax Мн = 1,2 ∙ 1442=1730 > = 1000.

Расчет мощности и выбор асинхронного ЭД режима S1, питающего кабеля и плавкой вставки предохранителей по каталогу на электродвигатели для индивидуального привода с режимом S3 механизма 1-го класса. Целью работы является выбор электродвигательного устройства, кабеля и плавкой вставки предохранителей для электропривода с заданной нагрузочной диаграммой.

Следует выполнить расчет эквивалентной нагрузки на двигатель по заданной нагрузочной диаграмме, выбрать тип ЭД, предназначенного для режима S1 (ПВ = 100%), по каталогу и его проверить его на тепловую и механическую перегрузки. По данным выбранного двигателя затем необходимо рассчитать сечение кабеля и выбрать плавкую вставку предохранителей.

Исходными данными являются график относительной нагрузки (рис.) m(t)), где m = [(М/Мmах)100](%); Мmах – величина максимальной нагрузки, Н∙м; tц и t0 – время цикла работы и паузы ЭП, с; п – частота его вращения, мин–1.

Расчетная нагрузочная диаграмма с максимальной нагрузкой 100кВт

Расчет эквивалентной нагрузки

1. Расчет начинается с построения нагрузочной диаграммы в абсолютных физических единицах M(t).

2. По нагрузочной диаграмме M(t) находится действительное значение продолжительности включения ПВд по соотношению

ПВд =(tp/tц)100%,

где tp время работы привода; tp = t1t2t3t4t5 = 4t0; t1 = t2 = t3 = t0; t4 = t5 = 0,5t0.

3. Эквивалентный вращающий момент, Н∙м, ЭД – нагрузка на ЭП со стороны РМ 1-го класса – определяется по формуле эквивалентных величин :

IЭ = ,

где – коэффициент, учитывающий ухудшение теплоотдачи двигателя во время паузы; = 0,25 – 0,5.

4. Основной параметр электропривода, с–1:

ω = (π/30)n.

5. Эквивалентная мощность ЭД – эквивалентная мощность нагрузки

Выбор электродвигателя и проверка его на перегрузку

По каталогу необходимо выбрать двигатель для режима S1.

1. Требуемая мощность ЭДУ для режима S1 в приводе с ПВд рассчитывается по выражению

2. По каталогу выбирается двигатель с номинальной установленной мощностью Рн ≥ РТР. В этом случае ЭД с ПВСТ = 100%, работая в приводе, который имеет повторно-кратковременный номинальный режим работы, при этом не перегревается. Неравенство Рн ≥ РТР является первой проверкой – на тепловую перегрузку.

Номинальные данные выбранного ЭДУ: Рн, кВт; nн n, мин–1; ηн, %; cosφн; K1 = IПУСК/Iн; βп.н = МПУСКн; βmax = Mmax/Мн.

3. Номинальный вращающий момент двигателя, Н∙м:

Мн = 1000Рнн.

4. Максимальный вращающий момент, Нм, выбранного ЭД

M'max = βmaxМн.

5. Проверка на механическую перегрузку двигателя

Mmax ≤ 0,85M'max,

где Мmах максимальный момент (Н∙м) по нагрузочной диаграмме М4;

0,85 – коэффициент, учитывающий возможное снижение напряжения

сети.

Расчет сечения питающего кабеля и выбор плавкой вставки предохранителей. Целесообразно выбрать трехжильный кабель с алюминиевыми жилами, так как он является наиболее легким и недорогим, коэффициент загрузки двигателя k3 принять равным единице, а реактивным сопротивлением кабеля пренебречь.

1. Номинальный ток ЭД, А (линейная величина)

Uлсosφн н

где Uл линейное напряжение, В.

2. Рабочий номинальный ток, А в линии питающего кабеля ЭДУ

Iр = k3Iн.

  1. Длительно допустимый линейный ток алюминиевого кабеля Iдоп должен

быть больше рабочего тока Iр :

Iр < Iдоп.

С учетом этого неравенства можно выбрать сечение алюминиевой жилы, мм2, и тип кабеля, для которого длительно допустимая нагрузка I = Iдоп, А.

4. Пусковой ток ЭД, А

IПУСК = k1Iн.

5. Выбор плавкой вставки предохранителей. Условием сохранности плавкой вставки при пуске привода с выбранным двигателем является неравенство

Iвст > Iпуск/2,5.

Выбирается плавкая вставка с номинальным током Iвст.н. и для вставки тип предохранителя и номинальный ток патрона.

  1. Проверяется соответствие защиты от коротких замыканий в приводе при коэффициенте соответствия для второй группы распределительных питающих сетей технологических процессов

Kо Iвст.н = (0,33 Iвст.н) < Iдоп.

Если это неравенство выполняется, то защита соответствует 2-й группе сетей питания.

Расчет мощности двигателей общепромышленных механизмов

Вентиляторы

Различают осевые и центробежные вентиляторы. В большинстве случаев вентиляторы имеют прямое соединение с двигателями. В отдельных установках возникает необходимость в промежуточных передачах.

Мощность двигателя для привода вентилятора определяется:

P = QH 10 -3/ кВт,

где Q – производительность вентилятора, м3/сек;

Hполный напор, Н/м2

– КПД вентилятора и передачи от двигателя к валу вентилятора

(КПД вентилятора 0,2…0,5 для малых и 0,4…0,75 для больших).

Насосы

Насосы предназначены для подъёма и перекачки жидкости (воды, нефти, нефтепродуктов, кислот, щелочей и т. п.).

Обычно перекачивается жидкость, не содержащая твердых частиц. Холодные ( перекачка жидкостей до 200°С), горячие (200…400°С).

P = Q H 10 -3/ п н, кВт,

uде Q – производительность насоса, м3/сек;

Hполный напор, Н/м2;

- удельный вес перекачиваемой жидкости, Н/м3;

н – КПД насоса (0,5…0,9);

п – КПД передачи (ременная 0,85…0,9), клиноременная (0,97…0, 98)

зубчатая 0,8; соединение при помощи муфты 1,0.

Компрессоры

Одноступенчатый компрессор

P = QА 10 -3/ , кВт,

где Qпроизводительность компрессора м3/сек;

А – работа при адиабатическом сжатии, дж/ м3;

– КПД компрессора и передачи (0,6…0,8);

Механизмы непрерывного транспорта

Ленточный наклонный транспортёр

P = к Q (к0l + h) 10 -3/ , кВт,

где к – коэффициент запаса (1,1…1,25);

Qпроизводительность транспортёра, м3/час;

l - расстояние между осями концевых барабанов, м;

h – высота подъёма груза, м;

- КПД механизма редуктора (0,7…0,85);

к0 - опытный коэффициент, зависящий от производительности

транспортера и его длины (определяется по таблицам).

Скребковый транспортер и винтовой конвейер

P = Q (ксl + h) 10 -3/367, кВт,

где Qпроизводительность транспортёра, т/час;

l - длина горизонтальной проекции, м;

h – высота подъёма, м;

- КПД механизма редуктора (0,7…0,85);

кс – коэффициент сопротивления транспортируемого материала

(определяется по таблицам).

Ковшевой конвейер

P = Q h кз/360 э, кВт,

где Qпроизводительность транспортёра, т/час;

l - длина горизонтальной проекции, м;

h – высота подъёма, м;

– КПД механизма редуктора (0,7…0,85);

кс – коэффициент сопротивления транспортируемого материала

(определяется по таблицам).

Лебёдка

Р = Мдвn10 - 3/9,55, кВт,

где Мдв – момент на валу двигателя, н м;

nскорость вращения двигателя, об/мин.

Особенности новых серий двигателей

ерия асинхронных двигателей 5А, выпускаемая предприятиями России, пришла на смену 4А, 4АМ, АИ. Электродвигатели устаревших серий разрабатывались, исходя из минимальных затрат на изготовление и эксплуатацию. При этом размеры и характеристики двигателей зависели от существовавшего соотношения цен на материалы и электроэнергию (дешевая электроэнергия и дорогие электротехнические материалы). Поэтому двигатели 4А, 4АМ, и АИ имеют малую материалоемкость, значительное потребление электроэнергии, небольшой ресурс (18 – 22 тыс. часов) и высокий уровень шума. Разработчики серии RA добились высоких энергетических, пусковых и виброакустических характеристик при снижении массы двигателей.

Несмотря на совершенствование серийных асинхронных двигателей, основным их недостатком является потребление реактивного тока (cosφ < 1).

В настояшее время разработаны компенсированные электродвигатели с cosφ = 1. В такой электродвигатель встроено устройство компенсации реактивной мощности, которое обеспечивает повышение выходной мощности на 3,0 – 3,5%, пускового момента и перегрузочной способности на 15 – 20%. При этом увеличение стоимости электродвигателя по сравнению с серийным не превышает 10%.

В течение 10 лет проектировщики технологического оборудования решили задачу выбора между электроприводом постоянного тока и частотно-регулированным электроприводом переменного тока. Достоинства электропривода постоянного тока все в большей степени переходят к частотно-регулированному приводу в связи с совершенствованием элементной базы силовой электроники. Массовое внедрение частотно-регулируемого электропривода в технологическом оборудовании обусловлено достоинствами асинхронного двигателя – высокая надежность, простота эксплуатации, высокая степень защиты от воздействия окружающей среды, низкая стоимость и малые эксплуатационные расходы. Высокий уровень технических характеристик частотно-регулируемого привода достигнут благодаря развитию коммутирующих силовых модулей, высокоскоростных процессов обработки сигналов в реальном времени и разработке эффективных математических моделей управления асинхронным двигателем. Достоинством частотно-регулируемого электропривода является возможность реализации энергосберегающих режимов работы технологического оборудования и получения оптимальных динамических характеристик с учетом инерционных свойств нагрузки.

Данные для выбора типа регулируемого электропривода

Тип электро-двигателя

Способ регулиро-вания n

Направле-

ние регу-

лирован.

Качество, диа-

пазон регули-рования

Области применения

При-меча-ние

1

2

3

4

5

6

ДПТс незави-симым воз-

буждением.

Измене-нием сопротив-ления

Измене-нием магнит-ного потока

Измене-нием нап-ряжения

Вниз

Вверх

Вниз

Относительно плавное при постоянном моменте наг-рузки; не выше 2:1;

Плавное – не выше 4:1

Плавное 100:1 и выше

В исключи-тельных случаях

Металоре-жущие станки

Механизмы,

требующие большого диапазона n, частого реверса и др

Реос-тат в цепи якоря

Реос-тат в цепи возб.

При пита-нии от УВ

Данные для выбора нерегулируемого электропривода

.

Характер нагрузки

Тип электродвигателя

Механизмы, работаю-щие при указанной нагрузке

Длительная постоянная

До 100 кВт – АД с к. з. ротором, > 100 кВт – СД

Центробежные насосы, вентиляторы, глиномял-ки, агрегатные станки, транспортные уст-ва

Длительная переменная (без маховика)

АД с к. з. ротором, с фазным ротором, СД

Шаровые мельницы, дробилки, дробильные барабаны, поршневые насосы и компрессоры

Ударная с маховиком

До 100 кВт – АД с к. з. ротором, с повышенным скольжением; > 100 кВт –АД с фазным ротором

Кривошипные прессы, ковочные машины, мо-лоты, ножницы

Повторно-кратковременная

АД с к. з. ротором, с повышенным скольжением; > 100 кВт –АД с фазным ротором

Краноподъемные механизмы и некоторые металлургические