Правовые основы формирования энергетического рынка
Разработка правовой системы организации рыночной среды в отраслях ТЭК Республики Беларусь должна быть ориентирована на некоторый переходный период, обеспечивающий плавность вхождения в сферу конкурентности при оптовой и розничной купле-продаже энергоносителей и мощности.
Правовая система энергетического рынка на первом этапе должна обеспечить:
достаточный уровень конкуренции между поставщиками мощности и энергии;
возможность расширения участников рынка, как за счет привлечения новых потребителей, так и независимых поставщиков энергии;
возможность заключения договоров на поставку энергии различной стоимости от долгосрочных соглашений до оперативных поставок по суточным и по часовым заявкам;
гарантии открытого доступа (без каких-либо ограничений) к единой транспортной сети, которая должна рассматриваться как естественный монополист;
создание объективной и экономически обоснованной методики отбора источников генерации для покрытия графиков нагрузки рынка, а также поставщиков топлива, что должно способствовать минимизации отпускных цен на энергию и топливо на оптовом рынке;
наличие информационной сети рынка, охватывающей всех его участников и обеспечивающей обмен информацией в реальном времени;
оптимизацию режимов работы поставщиков энергии, включая стадии ее генерации, передачи и распределения;
обоснованное и объективное определение затрат на генерацию, передачу и распределение энергии;
формирование системы тарифов на продаваемую энергию и цен на топливо с объективным учетом инвестиционной, транспортной, инфраструктурной и экологической составляющей;
ценовую стабильность на энергорынке для каждого из субъектов, по крайней мере на переходный период;
полномасштабное внедрение систем коммерческого учета топлива, энергии и мощности, обеспечивающих обязательные взаиморасчеты между всеми юридическими лицами рынка за фактически реализованный товар с привязкой к условиям выполнения договорных обязательств и оперативных соглашений;
обязательность экспертного заключения органа диспетчерского управления о технологической реализуемости договоров, заключаемых на рынке;
жесткую иерархическую координацию диспетчерского управления всеми технологическими процессами и координацию коммерческой деятельности участников рынка;
создание механизмов компенсации упущенной прибыли поставщиков, исключенных из графика покрытия нагрузки или ограниченных в объемах поставки на часовых интервалах по причине ограниченной пропускной способности транспортных сетей энергорынка;
возможность оперативного изменения ряда механизмов функционирования энергорынка в соответствии с системой государственного регулирования ценообразования;
необходимость сохранения основных технологических и экономических преимуществ естественной монополии при неизбежности внедрения государством механизма демонополизации отрасли.
Первоочередными документами, регламентирующими работу энергетического рынка, должны стать:
нормативные правовые акты, регулирующие отношения субъектов энергетического рынка между собой и с органами государственного управления, определяющие принципы формирования структуры оптового продавца и покупателя энергии на республиканском и областном уровнях, их функции и права;
методики формирования и регулирования тарифов на энергию на всех ступенях купли-продажи;
нормативные правовые акты, регулирующие оптовый и потребительский рынок энергии, включая акты о защите прав потребителей электрической и тепловой энергии.
Для государственного регулирования энергетического рынка и выбора правильных ориентиров проведения политики демонополизации необходимо создать республиканский орган регулирования энергетического рынка, вменив ему в обязанность также весь комплекс вопросов, связанных с политикой ценообразования и лицензирования.
Учитывая расширяющуюся практику создания собственных электростанций на предприятиях, не входящих в состав ГПО «Белэнерго», необходима разработка правовых актов, регулирующих вопросы согласования, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию генерирующих мощностей, а также порядок продажи выработанной электроэнергии субъектам хозяйствования с использованием существующих сетей энергосистемы.
- 15 Ноября 2007 г. № 575
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 прогноз структуры топливно-энергетического баланса республики беларусь
- Прогноз структуры потребления котельно-печного топлива в Республике Беларусь на период до 2011 года
- Глава 3 модернизация основных производственных фондов белорусской энергосистемы
- Основные направления совершенствования технологий и оборудования энергосистемы
- Развитие и модернизация энергоисточников
- Развитие энергоисточников Белорусской энергосистемы и блок-станций в 2006–2010 годах*
- Использование местных, возобновляемых, нетрадиционных и вторичных энергоресурсов гпо «Белэнерго»
- Объемы и источники финансирования модернизации основных фондов гпо «Белэнерго» на 2006–2010 годы
- Развитие и модернизация электрических сетей
- Развитие и модернизация тепловых сетей
- Глава 4 энергосбережение
- Основные направления энергосбережения по отраслям Промышленность (Министерство промышленности)
- Нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность (Белорусский государственный концерн по нефти и химии)
- Сельское хозяйство (Министерство сельского хозяйства и продовольствия)
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Социально-бюджетная сфера
- Основные энергоэффективные проекты
- Наиболее крупные проекты по повышению эффективности использования энергоресурсов
- Ввод электрогенерирующего оборудования по республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, в 2006–2010 годах*
- Планируемые объемы и источники финансирования на реализацию энергосберегающих мероприятий
- Распределение объемов по источникам финансирования
- Сокращение возможного увеличения выбросов парниковых газов за счет внедрения энергосберегающих мероприятий в 2006–2010 годах
- Задания по экономии топливно-энергетических ресурсов
- Минимальные объемы экономии топливно-энергетических ресурсов в 2006–2010 годах по отраслям в сопоставимых условиях
- Повышение уровня энергоэффективности методами технического нормирования, стандартизации, сертификации
- Глава 5 использование местных энергоресурсов Потенциальные запасы и экономически обоснованные объемы использования местных энергоресурсов
- Потенциальные запасы и возможные экономически целесообразные объемы использования местных топливно-энергетических ресурсов
- Развитие сырьевой базы по добыче и производству местных видов топливных ресурсов
- Добыча нефти и газа
- Добыча торфа
- Заготовка древесного топлива
- Возобновляемые и нетрадиционные источники энергии
- Вторичные энергоресурсы
- Планируемые объемы и источники финансирования на увеличение использования местных видов топлива
- Распределение объемов инвестиций на 20062010 годы по источникам финансирования*
- Глава 6 диверсификация поставок энергоносителей
- Возможные варианты импорта газа
- Возможные варианты импорта нефти
- Характеристика входящих и выходящих нефтепроводов Беларуси
- Возможные варианты импорта угля
- Возможные варианты импорта электроэнергии
- Глава 7 совершенствование тарифной политики
- Глава 8 совершенствование нормативной правовой базы
- Базовые документы
- Правовые основы формирования собственности в отраслях топливно-энергетического комплекса
- Правовые основы формирования энергетического рынка
- Совершенствование нормативной правовой базы в части стимулирования использования местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых энергоносителей
- Глава 9 научное, кадровое и информационное обеспечение государственной программы
- Кадровое и информационное обеспечение
- Глава 10 механизм реализации государственной программы
- Объемы и источники финансирования модернизации основных фондов гпо «Белэнерго» на 2006–2010 годы