Глава 8 совершенствование нормативной правовой базы
В условиях развития рыночных отношений в Республике Беларусь, а также с учетом жестких связей по энергоносителям с Россией совершенствование модернизации и развитие отраслей топливно-энергетического комплекса республики (далее – ТЭК) невозможно без формирования соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей деятельность ТЭК и в особенности законодательной, определяющей основные направления и принципы развития и функционирования отраслей ТЭК в условиях конкуренции, более жесткого регламентирования государственного участия в хозяйственных отношениях, работы в едином экономическом пространстве Беларуси и России.
Формирование нормативной правовой базы ТЭК должно опираться на следующие исходные предпосылки.
Отрасли, входящие в состав ТЭК, представляют собой естественные монополии, надежность и эффективность функционирования которых во многом зависит от наличия единого управления всеми стадиями производства, транспортировки и распределения энергоносителей во взаимосвязи с потребителями.
ТЭК оказывает определяющее воздействие на деятельность всех отраслей экономики и социальной сферы, что предопределяет необходимость законодательного закрепления отраслей ТЭК как базовых с приоритетом благоприятных условий развития и функционирования в рыночных условиях.
Особенности энергетического производства (одновременность производства и потребления продукции) требуют создания и постоянного содержания в работе соответствующих мощностей, требуемых запасов топлива, материалов и оборудования, так как перерывы в энергоснабжении наносят ущерб экономике, во много раз превышающий стоимость недопоставленных энергоносителей.
Для обеспечения требуемой энергетической безопасности республики в условиях ограниченных собственных энергоносителей необходимо осуществлять диверсификацию энергоснабжения как по вариантам импорта (различные государства, поставщики), так и по основным видам энергоносителей (газ, нефть, уголь, ядерное топливо, электроэнергия).
Учитывая инерционность и высокую капиталоемкость отраслей ТЭК, длительные сроки строительства объектов ТЭК и длительные сроки возврата капитала, энергетическая политика государства должна ориентироваться на полное и своевременное возмещение затрат на приобретение, преобразование и транспорт энергоносителей.
Наличие потенциальной возможности крупномасштабных аварий объектов ТЭК обуславливает необходимость в условиях приватизации обеспечения контроля государства за безопасным состоянием и эксплуатацией этих объектов, а также притока инвестиций для своевременного восстановления и модернизации оборудования.
Жесткая взаимосвязь источников электроэнергии, а также процессов производства (преобразования), транспортировки и потребления других видов энергоносителей требует проведения единой технической политики по многим видам оборудования, техническим средствам контроля, учета, связи, сборки и обработки информации, совместимого математического обеспечения многоуровневых автоматизированных систем управления технологическими процессами, а также принятия соответствующих нормативных документов, регламентирующих условия надежного функционирования не только отдельных объектов, но и всей системы энергообеспечения в целом.
Необходимость особого правового регулирования деятельности ТЭК исходит из объективной невозможности урегулирования общеправовыми актами специфики отношений производственно-хозяйственных субъектов энергетики с потребителями ТЭР.
В энергетике, как ни в какой из других сфер экономических отношений, ярко выраженной особенностью является наличие государственной формы организации, которая, с одной стороны, по своим целям и содержанию требует реализации особых государственных интересов, а с другой – должна функционировать на общих принципах, присущих рыночной экономике.
Потребность в создании системы правового регулирования энергетики возрастает с учетом процессов акционирования в отраслях ТЭК, формирования многообразия форм собственности и видов предпринимательской деятельности, обеспечения социальной защиты населения и некоторых других факторов.
Исходя из изложенного дальнейшее развитие нормативной правовой базы в области энергетики должно осуществляться с учетом необходимости формирования правового поля ТЭК, представляющего совокупность взаимоувязанных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию единой политики государства при регулировании деятельности ТЭК. При разработке проектов нормативных правовых актов необходимо также учитывать требования Энергетической Хартии, договора к ней и других международных документов.
В целях упорядочения нормотворческого процесса в областях ТЭК целесообразно разработать программу нормативного обеспечения этих отраслей, которая должна быть ориентиром для всех структур, занятых разработкой нормативных правовых актов, и позволит избежать дублирования некоторых положений.
- 15 Ноября 2007 г. № 575
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 прогноз структуры топливно-энергетического баланса республики беларусь
- Прогноз структуры потребления котельно-печного топлива в Республике Беларусь на период до 2011 года
- Глава 3 модернизация основных производственных фондов белорусской энергосистемы
- Основные направления совершенствования технологий и оборудования энергосистемы
- Развитие и модернизация энергоисточников
- Развитие энергоисточников Белорусской энергосистемы и блок-станций в 2006–2010 годах*
- Использование местных, возобновляемых, нетрадиционных и вторичных энергоресурсов гпо «Белэнерго»
- Объемы и источники финансирования модернизации основных фондов гпо «Белэнерго» на 2006–2010 годы
- Развитие и модернизация электрических сетей
- Развитие и модернизация тепловых сетей
- Глава 4 энергосбережение
- Основные направления энергосбережения по отраслям Промышленность (Министерство промышленности)
- Нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность (Белорусский государственный концерн по нефти и химии)
- Сельское хозяйство (Министерство сельского хозяйства и продовольствия)
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Социально-бюджетная сфера
- Основные энергоэффективные проекты
- Наиболее крупные проекты по повышению эффективности использования энергоресурсов
- Ввод электрогенерирующего оборудования по республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, в 2006–2010 годах*
- Планируемые объемы и источники финансирования на реализацию энергосберегающих мероприятий
- Распределение объемов по источникам финансирования
- Сокращение возможного увеличения выбросов парниковых газов за счет внедрения энергосберегающих мероприятий в 2006–2010 годах
- Задания по экономии топливно-энергетических ресурсов
- Минимальные объемы экономии топливно-энергетических ресурсов в 2006–2010 годах по отраслям в сопоставимых условиях
- Повышение уровня энергоэффективности методами технического нормирования, стандартизации, сертификации
- Глава 5 использование местных энергоресурсов Потенциальные запасы и экономически обоснованные объемы использования местных энергоресурсов
- Потенциальные запасы и возможные экономически целесообразные объемы использования местных топливно-энергетических ресурсов
- Развитие сырьевой базы по добыче и производству местных видов топливных ресурсов
- Добыча нефти и газа
- Добыча торфа
- Заготовка древесного топлива
- Возобновляемые и нетрадиционные источники энергии
- Вторичные энергоресурсы
- Планируемые объемы и источники финансирования на увеличение использования местных видов топлива
- Распределение объемов инвестиций на 20062010 годы по источникам финансирования*
- Глава 6 диверсификация поставок энергоносителей
- Возможные варианты импорта газа
- Возможные варианты импорта нефти
- Характеристика входящих и выходящих нефтепроводов Беларуси
- Возможные варианты импорта угля
- Возможные варианты импорта электроэнергии
- Глава 7 совершенствование тарифной политики
- Глава 8 совершенствование нормативной правовой базы
- Базовые документы
- Правовые основы формирования собственности в отраслях топливно-энергетического комплекса
- Правовые основы формирования энергетического рынка
- Совершенствование нормативной правовой базы в части стимулирования использования местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых энергоносителей
- Глава 9 научное, кадровое и информационное обеспечение государственной программы
- Кадровое и информационное обеспечение
- Глава 10 механизм реализации государственной программы
- Объемы и источники финансирования модернизации основных фондов гпо «Белэнерго» на 2006–2010 годы