logo
экология и иновации в энергетике / 1УМК ОбщЭн ЗаО / ГосПРогНормат / 2ГосПрограммаМодерЭнергетики до 2011

Глава 8 совершенствование нормативной правовой базы

В условиях развития рыночных отношений в Республике Беларусь, а также с учетом жестких связей по энергоносителям с Россией совершенствование модернизации и развитие отраслей топливно-энергетического комплекса республики (далее – ТЭК) невозможно без формирования соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей деятельность ТЭК и в особенности законодательной, определяющей основные направления и принципы развития и функционирования отраслей ТЭК в условиях конкуренции, более жесткого регламентирования государственного участия в хозяйственных отношениях, работы в едином экономическом пространстве Беларуси и России.

Формирование нормативной правовой базы ТЭК должно опираться на следующие исходные предпосылки.

Отрасли, входящие в состав ТЭК, представляют собой естественные монополии, надежность и эффективность функционирования которых во многом зависит от наличия единого управления всеми стадиями производства, транспортировки и распределения энергоносителей во взаимосвязи с потребителями.

ТЭК оказывает определяющее воздействие на деятельность всех отраслей экономики и социальной сферы, что предопределяет необходимость законодательного закрепления отраслей ТЭК как базовых с приоритетом благоприятных условий развития и функционирования в рыночных условиях.

Особенности энергетического производства (одновременность производства и потребления продукции) требуют создания и постоянного содержания в работе соответствующих мощностей, требуемых запасов топлива, материалов и оборудования, так как перерывы в энергоснабжении наносят ущерб экономике, во много раз превышающий стоимость недопоставленных энергоносителей.

Для обеспечения требуемой энергетической безопасности республики в условиях ограниченных собственных энергоносителей необходимо осуществлять диверсификацию энергоснабжения как по вариантам импорта (различные государства, поставщики), так и по основным видам энергоносителей (газ, нефть, уголь, ядерное топливо, электроэнергия).

Учитывая инерционность и высокую капиталоемкость отраслей ТЭК, длительные сроки строительства объектов ТЭК и длительные сроки возврата капитала, энергетическая политика государства должна ориентироваться на полное и своевременное возмещение затрат на приобретение, преобразование и транспорт энергоносителей.

Наличие потенциальной возможности крупномасштабных аварий объектов ТЭК обуславливает необходимость в условиях приватизации обеспечения контроля государства за безопасным состоянием и эксплуатацией этих объектов, а также притока инвестиций для своевременного восстановления и модернизации оборудования.

Жесткая взаимосвязь источников электроэнергии, а также процессов производства (преобразования), транспортировки и потребления других видов энергоносителей требует проведения единой технической политики по многим видам оборудования, техническим средствам контроля, учета, связи, сборки и обработки информации, совместимого математического обеспечения многоуровневых автоматизированных систем управления технологическими процессами, а также принятия соответствующих нормативных документов, регламентирующих условия надежного функционирования не только отдельных объектов, но и всей системы энергообеспечения в целом.

Необходимость особого правового регулирования деятельности ТЭК исходит из объективной невозможности урегулирования общеправовыми актами специфики отношений производственно-хозяйственных субъектов энергетики с потребителями ТЭР.

В энергетике, как ни в какой из других сфер экономических отношений, ярко выраженной особенностью является наличие государственной формы организации, которая, с одной стороны, по своим целям и содержанию требует реализации особых государственных интересов, а с другой – должна функционировать на общих принципах, присущих рыночной экономике.

Потребность в создании системы правового регулирования энергетики возрастает с учетом процессов акционирования в отраслях ТЭК, формирования многообразия форм собственности и видов предпринимательской деятельности, обеспечения социальной защиты населения и некоторых других факторов.

Исходя из изложенного дальнейшее развитие нормативной правовой базы в области энергетики должно осуществляться с учетом необходимости формирования правового поля ТЭК, представляющего совокупность взаимоувязанных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию единой политики государства при регулировании деятельности ТЭК. При разработке проектов нормативных правовых актов необходимо также учитывать требования Энергетической Хартии, договора к ней и других международных документов.

В целях упорядочения нормотворческого процесса в областях ТЭК целесообразно разработать программу нормативного обеспечения этих отраслей, которая должна быть ориентиром для всех структур, занятых разработкой нормативных правовых актов, и позволит избежать дублирования некоторых положений.