logo
экология и иновации в энергетике / 1УМК ОбщЭн ЗаО / ГосПРогНормат / 2ГосПрограммаМодерЭнергетики до 2011

Глава 4 энергосбережение

Высшим приоритетом государственной энергетической политики наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов.

Государственная программа призвана обеспечить реализацию энергетической стратегии государства. При этом снижение энергоемкости ВВП является обобщающим показателем энергоэффективности экономики.

Целевая направленность Государственной программы определяется необходимостью решения задач, связанных:

с высокой энергоемкостью экономики страны;

с низкой обеспеченностью собственными топливно-энергетическими ресурсами;

с необходимостью ускоренного внедрения современных передовых наукоемких технологий во всех сферах народного хозяйства;

со снижением бюджетной нагрузки в социальной сфере;

с улучшением экологической обстановки и повышением уровня экологической безопасности страны;

с ростом производства конкурентоспособной продукции, развитием экспорта и экономики страны;

с оптимизацией топливно-энергетического баланса Республики Беларусь.

В республике проводится последовательная государственная политика по эффективному использованию энергоресурсов. За 2001–2005 годы энергоемкость ВВП снижена на 25,3 процента. Однако удельное потребление энергоресурсов для производства ВВП по-прежнему в 1,5–2 раза выше, чем в развитых странах мира. Потенциал энергосбережения остается достаточно высоким.

Основными задачами работы в области энергосбережения в рамках Государственной программы являются:

повышение эффективности использования ТЭР и создание необходимых условий для перевода экономики на энергоэффективный путь развития;

увеличение в топливном балансе республики доли местных видов топлива, отходов производства, вторичных энергоресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, в том числе за счет отпуска в межотопительный период горячей воды потребителям в районных центрах, городских поселках и сельской местности, за исключением районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, с преимущественным использованием местных видов топлива, установкой на котельной баков-аккумуляторов и исключения использования печного бытового топлива для нужд отопления и горячего водоснабжения;

совершенствование механизма стимулирования энергосбережения, в том числе стабилизация на определенный период прогрессивных нормативных расходов энергоресурсов, включаемых в себестоимость продукции (в сопоставимых условиях);

увеличение объемов финансирования энергосбережения за счет всех источников;

подготовка и повышение квалификации кадров в сфере энергосбережения.

Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации совместно с другими республиканскими органами государственного управления ежегодно определяются приоритетные направления энергосбережения и осуществляется их преимущественная реализация путем инвестирования наиболее эффективных энергосберегающих мероприятий.

Основными приоритетными направлениями в области энергосбережения являются:

повышение эффективности работы и изменение структуры генерирующих источников за счет их модернизации и внедрения газовых, парогазовых, газотурбинных и газопоршневых технологий, преобразование котельных в мини-ТЭЦ, что позволит увеличить выработку электрической энергии на тепловом потреблении и снизить удельные расходы топлива на производство электроэнергии;

применение частотно-регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой;

экономически целесообразная передача тепловых нагрузок от котельных на ТЭЦ Министерства энергетики;

снижение потерь и расходов энергоресурсов при их транспортировке путем технического переоснащения систем транспорта, оптимизации режимов работы энергоисточников, тепловых и электрических сетей, ликвидации длинных теплотрасс;

применение современных систем теплоснабжения на базе предизолированных труб с внедрением индивидуальных тепловых пунктов и переходом на качественно-количественное регулирование, позволяющих снизить потери при передаче теплоэнергии до 57 процентов;

внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки, бытовых отходах, использование ветро- и гелиоэнергетики, других нетрадиционных и возобновляемых источников энергии – ежегодное увеличение импортозамещения дорогостоящего органического топлива;

установка приборов группового и индивидуального учета газа, воды и тепловой энергии, внедрение систем автоматического регулирования потребления этой энергии, позволяющих снизить потребление энергоресурсов в объеме около 15 процентов;

применение автоматических систем управления освещением и внедрение энергоэффективных светильников, позволяющих в 2 раза снизить установленную электрическую мощность системы освещения с одновременным увеличением освещенности до уровня нормативной;

максимально целесообразная утилизация высоко- и среднетемпературных тепловых вторичных энергоресурсов с использованием их в схемах теплоснабжения, внедрение теплонасосных установок, что позволит частично компенсировать потребность предприятий в тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение;

максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве с внедрением энергосберегающих мероприятий, реализация которых позволит обеспечивать при новых ценах (тарифах) на энергоресурсы оплату энергоресурсов конкретными потребителями на уровне предыдущего года.

Выполнение программных мероприятий планируется осуществить за счет реализации комплекса мер государственного воздействия и создания благоприятного инвестиционного климата в стране.

Организационно-экономической основой политики энергосбережения в перспективе должно стать дальнейшее совершенствование и развитие нормативной правовой базы.

Основными организационно-экономическими направлениями по совершенствованию деятельности в области энергосбережения являются:

осуществление более прогрессивной государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;

проведение углубленных энергетических обследований юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также сертификация продукции по энергоемкости;

увеличение финансирования мероприятий по энергосбережению на возвратной основе и с использованием заемных средств;

разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг.

Формой реализации политики энергосбережения в республике в 2006–2010 годах будет выполнение республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения с возможностью ежегодного уточнения приоритетов деятельности по энергосбережению.