Глава 4 энергосбережение
Высшим приоритетом государственной энергетической политики наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов.
Государственная программа призвана обеспечить реализацию энергетической стратегии государства. При этом снижение энергоемкости ВВП является обобщающим показателем энергоэффективности экономики.
Целевая направленность Государственной программы определяется необходимостью решения задач, связанных:
с высокой энергоемкостью экономики страны;
с низкой обеспеченностью собственными топливно-энергетическими ресурсами;
с необходимостью ускоренного внедрения современных передовых наукоемких технологий во всех сферах народного хозяйства;
со снижением бюджетной нагрузки в социальной сфере;
с улучшением экологической обстановки и повышением уровня экологической безопасности страны;
с ростом производства конкурентоспособной продукции, развитием экспорта и экономики страны;
с оптимизацией топливно-энергетического баланса Республики Беларусь.
В республике проводится последовательная государственная политика по эффективному использованию энергоресурсов. За 2001–2005 годы энергоемкость ВВП снижена на 25,3 процента. Однако удельное потребление энергоресурсов для производства ВВП по-прежнему в 1,5–2 раза выше, чем в развитых странах мира. Потенциал энергосбережения остается достаточно высоким.
Основными задачами работы в области энергосбережения в рамках Государственной программы являются:
повышение эффективности использования ТЭР и создание необходимых условий для перевода экономики на энергоэффективный путь развития;
увеличение в топливном балансе республики доли местных видов топлива, отходов производства, вторичных энергоресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, в том числе за счет отпуска в межотопительный период горячей воды потребителям в районных центрах, городских поселках и сельской местности, за исключением районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, с преимущественным использованием местных видов топлива, установкой на котельной баков-аккумуляторов и исключения использования печного бытового топлива для нужд отопления и горячего водоснабжения;
совершенствование механизма стимулирования энергосбережения, в том числе стабилизация на определенный период прогрессивных нормативных расходов энергоресурсов, включаемых в себестоимость продукции (в сопоставимых условиях);
увеличение объемов финансирования энергосбережения за счет всех источников;
подготовка и повышение квалификации кадров в сфере энергосбережения.
Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации совместно с другими республиканскими органами государственного управления ежегодно определяются приоритетные направления энергосбережения и осуществляется их преимущественная реализация путем инвестирования наиболее эффективных энергосберегающих мероприятий.
Основными приоритетными направлениями в области энергосбережения являются:
повышение эффективности работы и изменение структуры генерирующих источников за счет их модернизации и внедрения газовых, парогазовых, газотурбинных и газопоршневых технологий, преобразование котельных в мини-ТЭЦ, что позволит увеличить выработку электрической энергии на тепловом потреблении и снизить удельные расходы топлива на производство электроэнергии;
применение частотно-регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой;
экономически целесообразная передача тепловых нагрузок от котельных на ТЭЦ Министерства энергетики;
снижение потерь и расходов энергоресурсов при их транспортировке путем технического переоснащения систем транспорта, оптимизации режимов работы энергоисточников, тепловых и электрических сетей, ликвидации длинных теплотрасс;
применение современных систем теплоснабжения на базе предизолированных труб с внедрением индивидуальных тепловых пунктов и переходом на качественно-количественное регулирование, позволяющих снизить потери при передаче теплоэнергии до 57 процентов;
внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки, бытовых отходах, использование ветро- и гелиоэнергетики, других нетрадиционных и возобновляемых источников энергии – ежегодное увеличение импортозамещения дорогостоящего органического топлива;
установка приборов группового и индивидуального учета газа, воды и тепловой энергии, внедрение систем автоматического регулирования потребления этой энергии, позволяющих снизить потребление энергоресурсов в объеме около 15 процентов;
применение автоматических систем управления освещением и внедрение энергоэффективных светильников, позволяющих в 2 раза снизить установленную электрическую мощность системы освещения с одновременным увеличением освещенности до уровня нормативной;
максимально целесообразная утилизация высоко- и среднетемпературных тепловых вторичных энергоресурсов с использованием их в схемах теплоснабжения, внедрение теплонасосных установок, что позволит частично компенсировать потребность предприятий в тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение;
максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве с внедрением энергосберегающих мероприятий, реализация которых позволит обеспечивать при новых ценах (тарифах) на энергоресурсы оплату энергоресурсов конкретными потребителями на уровне предыдущего года.
Выполнение программных мероприятий планируется осуществить за счет реализации комплекса мер государственного воздействия и создания благоприятного инвестиционного климата в стране.
Организационно-экономической основой политики энергосбережения в перспективе должно стать дальнейшее совершенствование и развитие нормативной правовой базы.
Основными организационно-экономическими направлениями по совершенствованию деятельности в области энергосбережения являются:
осуществление более прогрессивной государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
проведение углубленных энергетических обследований юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также сертификация продукции по энергоемкости;
увеличение финансирования мероприятий по энергосбережению на возвратной основе и с использованием заемных средств;
разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг.
Формой реализации политики энергосбережения в республике в 2006–2010 годах будет выполнение республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения с возможностью ежегодного уточнения приоритетов деятельности по энергосбережению.
- 15 Ноября 2007 г. № 575
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 прогноз структуры топливно-энергетического баланса республики беларусь
- Прогноз структуры потребления котельно-печного топлива в Республике Беларусь на период до 2011 года
- Глава 3 модернизация основных производственных фондов белорусской энергосистемы
- Основные направления совершенствования технологий и оборудования энергосистемы
- Развитие и модернизация энергоисточников
- Развитие энергоисточников Белорусской энергосистемы и блок-станций в 2006–2010 годах*
- Использование местных, возобновляемых, нетрадиционных и вторичных энергоресурсов гпо «Белэнерго»
- Объемы и источники финансирования модернизации основных фондов гпо «Белэнерго» на 2006–2010 годы
- Развитие и модернизация электрических сетей
- Развитие и модернизация тепловых сетей
- Глава 4 энергосбережение
- Основные направления энергосбережения по отраслям Промышленность (Министерство промышленности)
- Нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность (Белорусский государственный концерн по нефти и химии)
- Сельское хозяйство (Министерство сельского хозяйства и продовольствия)
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Социально-бюджетная сфера
- Основные энергоэффективные проекты
- Наиболее крупные проекты по повышению эффективности использования энергоресурсов
- Ввод электрогенерирующего оборудования по республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, в 2006–2010 годах*
- Планируемые объемы и источники финансирования на реализацию энергосберегающих мероприятий
- Распределение объемов по источникам финансирования
- Сокращение возможного увеличения выбросов парниковых газов за счет внедрения энергосберегающих мероприятий в 2006–2010 годах
- Задания по экономии топливно-энергетических ресурсов
- Минимальные объемы экономии топливно-энергетических ресурсов в 2006–2010 годах по отраслям в сопоставимых условиях
- Повышение уровня энергоэффективности методами технического нормирования, стандартизации, сертификации
- Глава 5 использование местных энергоресурсов Потенциальные запасы и экономически обоснованные объемы использования местных энергоресурсов
- Потенциальные запасы и возможные экономически целесообразные объемы использования местных топливно-энергетических ресурсов
- Развитие сырьевой базы по добыче и производству местных видов топливных ресурсов
- Добыча нефти и газа
- Добыча торфа
- Заготовка древесного топлива
- Возобновляемые и нетрадиционные источники энергии
- Вторичные энергоресурсы
- Планируемые объемы и источники финансирования на увеличение использования местных видов топлива
- Распределение объемов инвестиций на 20062010 годы по источникам финансирования*
- Глава 6 диверсификация поставок энергоносителей
- Возможные варианты импорта газа
- Возможные варианты импорта нефти
- Характеристика входящих и выходящих нефтепроводов Беларуси
- Возможные варианты импорта угля
- Возможные варианты импорта электроэнергии
- Глава 7 совершенствование тарифной политики
- Глава 8 совершенствование нормативной правовой базы
- Базовые документы
- Правовые основы формирования собственности в отраслях топливно-энергетического комплекса
- Правовые основы формирования энергетического рынка
- Совершенствование нормативной правовой базы в части стимулирования использования местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых энергоносителей
- Глава 9 научное, кадровое и информационное обеспечение государственной программы
- Кадровое и информационное обеспечение
- Глава 10 механизм реализации государственной программы
- Объемы и источники финансирования модернизации основных фондов гпо «Белэнерго» на 2006–2010 годы