logo
Albert_Eynshteyn_-_mif_i_realnost

Мнение биографов и ученых (но не всех)

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с различными вариантами биографии А.Эйнштейна, - это попытки скрыть правду, зачастую чрезвычайно неприглядную, события, характеризующие гения всех времен и одного народа, весьма нехорошим образом, и в этих биографиях наблюдается как бы "разделение труда" - одни прославляют его как ученого, другие, как любящего мужа и отца, как интернационалиста, как человека, на века определившего состояние естественных наук.

"В нашем сознании присутствует несколько искаженный образ Эйнштейна, нечто среднее между дружелюбным и нелепым Белым Рыцарем из Льюиса Кэрролла и полу-Иисусом, полульвом Асланом из "Нарнии" К.С.Льюиса" (П.Картер, Р.Хайфилд, "Эйнштейн, частная жизнь").

Одним из крупных трудов о жизни Эйнштейна является книга Б.Г.Кузнецова (ответственный редактор д.ф.-м.н. М.Г.Идлис), которая уже к 1980 году выдержала 4 издания. В дальнейшем будут использоваться выдержки из пятого издания книги "Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие" (М., Наука).

В предисловии автор, в частности, пишет: "Смысл теории относительности, смысл неклассической науки, а значит, и основной смысл жизни Эйнштейна раскрываются не только и даже не столько при систематическом изложении теории, сколько в прогнозе и в ретроспекции, когда видно, как изменился смысл фундаментальных философских и физических идей прошлого в свете современной науки и какие новые горизонты она открывает будущему". И еще: "Чем дальше мы заглядываем вперед, тем неопределенней становится эффект того, что сделал Эйнштейн, и дальнейшая реализация того, что воплотилось в его идеях, дальнейшее развитие этих идей".

Таким образом, по мысли автора, "в ретроспекции", чем дальше человечество уходит в познании закономерностей мира, тем "неопределенней становится эффект того, что сделал Эйнштейн". Это - первое отличие Эйнштейна - ученого от Менделеева - ученого, периодическая система которого проверена, подтверждена временем и с каждым новым открытием эффект которой становится все более определенным.

Еще одна интересная мысль из книги Б.Г.Кузнецова: "Эйнштейн не стремился погасить осветившее мир солнце ньютоновой мысли. Он хотел освободить это солнце от пятен метафизических абсолютов. Развитие теории относительности заменило светило ньютоновой мысли иными светилами" (выделено мной - В.Б.).