logo
оперативное Управл электрич сетями_испр

2.3. Принципы ведения оперативных переговоров

Оперативные переговоры должны быть четкими и лаконичными. Оперативный язык должен исключать возможность неправильного понимания распоряжений, разрешений, сообщений. Ведение оперативных переговоров и записей в оперативно-технической документации должно производиться в соответствии с типовыми инструкциями, указаниями и распоряжениями с применением единой общепринятой терминологии [7].

Оперативные переговоры по прямым диспетчерским каналам связи должны начинаться с сообщения фамилий ведущих оперативные переговоры. При ведении оперативных переговоров допускается только официальное обращение: по фамилии или по имени и отчеству. При использовании других каналов связи, а также во всех случаях, могущих вызвать недоразумения, дополнительно сообщается должность лица, ведущего переговоры.

Распоряжение дается вышестоящим оперативным руководящим персоналом по каналам связи нижестоящему оперативному персоналу и содержит указание совершить конкретные действия (действие) по управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики.

Распоряжение вышестоящего оперативного персонала по вопросам, входящим в его компетенцию, обязательно к исполнению подчиненным ему персоналом.

Оперативное распоряжение вышестоящего оперативного персонала должно быть четким, кратким, отдаваться в повелительной форме, а разрешение в утвердительной форме.

Выслушав распоряжение, подчиненный оперативный персонал должен дословно повторить текст распоряжения и получить подтверждение, что распоряжение понято правильно.

Правильность понимания отданного распоряжения (разрешения) подтверждается оперативным персоналом, отдавшим распоряжение (разрешение), словами «Правильно. Выполняйте».

При неясности понимания полученного распоряжения (разрешения), оперативный персонал, принимающий распоряжение (разрешение), обязан переспросить и добиться полного понимания.

Оперативному персоналу запрещается исполнять непонятное для него распоряжение (разрешение).

Распоряжения вышестоящего оперативного персонала должны выполняться незамедлительно и точно.

Оперативный персонал, отдав или получив распоряжение или разрешение, должен записать его в оперативный журнал.

Оперативные переговоры должны вестись технически грамотно. Все оборудование, присоединения, устройства релейной и технологической защиты и автоматики должны называться полностью согласно установленным диспетчерским наименованиям. Отступление от технической терминологии и диспетчерских наименований не допускается.

Оперативные переговоры должны автоматически фиксироваться (записываться). Материалы, содержащие звуковую информацию оперативных переговоров, сохраняются в течение 60 суток, если не поступит указание о продлении срока хранения.

Записи оперативных переговоров при авариях и других нарушениях в работе сохраняются 6 месяцев, если не поступит указание о продлении их срока хранения.

Оперативный персонал, получив распоряжение руководящего административно-технического персонала по вопросам, входящим в компетенцию вышестоящего оперативного персонала, должен выполнять его только с согласия последнего.

Не допускается невыполнение или задержка выполнения распоряжения вышестоящего оперативного персонала лицами, обязанными выполнять это распоряжение, даже с разрешения руководителей, санкционирующих его невыполнение или задержку.

Ответственность за невыполнение или задержку выполнения распоряжения вышестоящего оперативного персонала несут лица, не выполнившие распоряжение, а также руководящий административно-технический персонал, санкционировавший его невыполнение или задержку.

В случае если распоряжение вышестоящего оперативного персонала представляется подчиненному оперативному персоналу ошибочным, он должен немедленно доложить об этом лицу, давшему распоряжение. При подтверждении распоряжения оперативный персонал обязан выполнить его.

Не допускается выполнять распоряжения вышестоящего персонала, содержащие нарушения правила электробезопасности, а также распоряжения, которые могут привести к повреждению оборудования, потере питания СН электростанции, подстанции.

О своем отказе выполнить такое распоряжение оперативно-диспетчерский персонал обязан немедленно доложить вышестоящему оперативному персоналу, отдавшему распоряжение, и соответствующему административно-техническому руководителю, а также записать в оперативный журнал.

Оперативному персоналу запрещается вести переговоры, не связанные с выполнением служебных обязанностей, по прямым диспетчерским каналам связи.

Оперативный персонал должен требовать от оперативного персонала нижестоящего уровня четких и конкретных сообщений. Сообщения должны иметь следующую структуру:

фамилию лица, делающего сообщение; время;

наименование объекта; содержание сообщения.

Оперативный персонал вышестоящего уровня, получивший сообщение, принимает сообщение к сведению или дает соответствующее распоряжение или разрешение.

В отсутствии связи непосредственно с абонентом допускается передача информации (сообщения) через другое лицо, имеющее связь с данным абонентом, например через дежурного другой подстанции. При этом дежурный другой подстанции обязан записать передаваемую информацию (сообщение) в свой оперативный журнал с указанием фамилий, её передавшего и принявшего, а также времени приема-передачи.