logo search
экология и иновации в энергетике / 1УМК ОбщЭн ЗаО / ГосПРогНормат / 2ГосПрограммаМодерЭнергетики до 2011

Характеристика входящих и выходящих нефтепроводов Беларуси

Наименование нефтепроводов

Год ввода в эксплуатацию

Ду, мм

Протяженность, км

Количество НС

Проектная пропускная способность, млн. тонн в год

Входящие нефтепроводы из России

Унеча–Полоцк I

1964

820

383

1

24

Унеча–Полоцк II

1974

820

383

1

16

Сургут–Полоцк (кон. участок по территории Беларуси)

1981

1020

83

 

40

Унеча–Мозырь I

1963

820

183

2

28,8

Унеча–Мозырь II

1972

1020

183

2

46

Итого

154,8

Выходящие нефтепроводы в направлении Латвии, Литвы, Польши, Украины

Полоцк–Вентспилс

1968

720

113

1

16

Полоцк–Биржай–Мажейкяй

1977

720

422

1

16

Мозырь–Брест I

1963

630

444

4

11

Мозырь–Брест II

1971

820

444

4

23

Мозырь–Брест III

1999

720

444

4

16

Мозырь–Броды I

1963

720

32

1

14

Мозырь–Броды II

1973

720

32

1

14

Итого

110

Итого разность проектных пропускных способностей входящего и выходящего нефтепроводов

44,8

 

В качестве альтернативы существующей схеме поставок возможны следующие направления:

южное – через порты на Черном море (Одесса);

северное – через порты на Балтийском море (Вентспилс, Бутинге, Клайпеда).

Поставщиками могут быть страны – экспортеры нефти, ведущие добычу как в районах Северного моря (Англия, Норвегия), в зоне Персидского залива (страны Ближнего и Среднего Востока) или страны Средней Азии и Каспийского региона (Казахстан и Азербайджан).

Для северного варианта необходима организация обратной перекачки нефти по нефтепроводу из порта «Вентспилс» (замена трубы 6 км, строительство НПС и системы учета нефти, изменение технологических схем промежуточных насосных станций «Джуксте» и «Скрудалиена», строительство резервуарного парка объемом 100 – 150 тыс. куб. м). Необходимые инвестиции составляют порядка 40 млн. долларов США.

Для доставки нефти по южному варианту необходимы следующие объемы инвестиций (требуют уточнения, в случае принятия решения о реализации проекта) и проведение мероприятий:

в случае использования комбинированного маршрута доставки нефти (по магистральному нефтепроводу «Одесса–Броды», перевалка в вагоноцистерны на эстакаде в Бродах и дальнейшей транспортировки по железнодорожной дороге) инвестиций не требуется.

при сокращении транзита российской нефти и использовании действующих магистральных нефтепроводов – строительство перемычки «Бобовичи–Костюковичи» протяженностью 205 км, требуемые инвестиции порядка 120 млн. долларов США (определено технико-экономическим обоснованием, выполненным в 2004 году, и требует уточнения);

при сохранении существующих объемов транзита российской нефти – строительство участка нефтепровода протяженностью порядка 800 км: трех нефтеперекачивающих станций и восстановление нефтеперекачивающей станции Костюковичи. На эти мероприятия потребуется порядка 530 млн. долларов США (определено технико-экономическим обоснованием, выполненным в 2004 году, и требует уточнения).

Для южного варианта возможно использование нефтепровода «Баку–Супса», а также приобретенных Казахстаном нефтеналивных терминалов в Грузии и Украине. Это сделает возможным доставку казахстанской нефти в Беларусь, в том числе и железнодорожным транспортом через Украину.

Рассмотренными путями возможно организовать поставки нефти к 2010 году до 20 процентов от общего потребляемого объема, необходимого для загрузки мощностей белорусских НПЗ.

Наряду с техническими вопросами следует провести анализ законодательной базы сопредельных государств по вопросу транзита энергоносителей. В случае выявления в ней норм, которые могут воспрепятствовать транзиту энергоносителей для нужд Беларуси по территории этих государств, предусмотреть включение в проекты двусторонних соглашений положений, позволяющих осуществлять белорусский транзит энергоносителей. Также необходимо продолжить проработку вопроса об участии белорусских компаний в разработке месторождений и добычи нефти за пределами Республики Беларусь (в Венесуэле, Иране, Азербайджане).