9 Описание решений сопт для аб с концевыми элементами
9.1 Для модернизации действующих и реконструкции подстанций, на которых остается необходимость использовать АБ с концевыми элементами предлагаются проектные решении СОПТ, приведенные в разделе 12 на рис. 9,10.
9.1.1 В состав СОПТ для ПС напряжением 220 кВ и выше и ПС 110 кВ кВ с более чем 3-мя выключателями в распределительном устройстве высшего напряжения входят:
- две АБ с концевыми элементами;
- четыре основных ЗУ (ЗУ1, ЗУ2, ЗУ4, ЗУ5). При этом два ЗУ, работающие на одну АБ, по суммарной мощности должны обеспечивать питание всей нагрузки ПС, подключенной к СОПТ, и одновременно ускоренный заряд своей АБ в течение не более 8 часов до 90% емкости.
- два ЗУ (ЗУ3, ЗУ6) для подзаряда концевых элементов;
- два ЩПТ;
- узел аварийного освещения;
- три группы ШРОТов.
В качестве основного ЗУ и ЗУ для подключения концевых элементов может использоваться одно ЗУ, типоисполнение которого имеет два канала выхода на разную мощность. При этом ЗУ должно обеспечивать возможность независимого регулирования уровня выходного напряжения в каждом канале.
9.1.1.1 Схема электрическая однолинейная СОПТ для ПС 220 кВ и выше и ПС 110 кВ с более чем 3-мя выключателями в распределительном устройстве высшего напряжения с питанием потребителей от секций шин ES, EY.
Основные ЗУ подключаются соответственно к шинам ±I и ±II ЩПТ двумя кабелями через отдельные аппараты защиты QS1, устанавливаемые в ШВ1 и ШВ2. При необходимости к АБ могут быть подключены устройства для проведения индивидуальной подзарядки или контрольных разрядов через разъединитель QS3 в ЯВ.
Шины ±I и ±II через отдельные коммутационные аппараты QS3, QS4, в ШВ1 и ШВ2 соединяются с шинами ±ESI (±ESII) и ±EYI (±EYII).
ЗУ для подключения концевых элементов подключается через разъединитель с предохранителем QS4 в ЯВ непосредственно к концевым элементам АБ. Концевые элементы АБ через разъединитель QS5 подключаются к шине –nEY.
В ШВ1 и ШВ2 формируются шины ±ES, от которых через группу
ШРОТов обеспечивается питание устройств РЗА, шины ±EY и –nEY, от которых обеспечивается питание ЭМО, ЭМВ высоковольтных выключателей.
Шины сигнализации ШС формируются от шин ±ES двух ЩПТ.
В зависимости от плана расположения и типа оборудования ПС часть ЭМО, ЭМВ высоковольтных выключателей обеспечивается питанием от шин ±EY (только от основных элементов АБ), а часть ЭМО, ЭМВ через отдельную группу ШРОТов обеспечивается питанием от шин +EY и –nEY (от всех элементов АБ).
В режиме постоянного подзаряда уровень выходного напряжения каждого ЗУ должен устанавливаться в соответствии с количеством элементов в основной и концевой частях АБ.
При переводе АБ в режим уравнительного заряда одним из важнейших условий надежной работы АБ является необходимость обеспечения равенства токов заряда во всех элементах АБ.
На рисунке 1 приведена структурная схема подключения нагрузок и двух источников питания (U1 для основных, U2 для концевых элементов АБ). Из структурной схемы видно, что в режиме уравнительного заряда необходимо выполнить условие равенства токов I1 и I2. Это условие может быть выполнено, если используемые в СОПТ преобразователи (ЗУ) обеспечивают возможность автоматического или ручного регулирования величины тока заряда.
Рисунок 1 - Структурная схема подключения нагрузок и двух источников
питания
При невозможности использования преобразователей такого типа в схеме необходимо предусмотреть возможность отключения ЗУ3 и подключения основных ЗУ для проведения режима уравнительного заряда всех элементов АБ.
Необходимо отметить, что в этом случае необходимо подключить к концевым элементам АБ устройство выравнивания тока.
На рисунке 2 приведены структурные схемы СОПТ, позволяющие обеспечить выравнивание тока во всех элементах АБ.
В схеме, приведенной на рисунке 2 а), параллельно концевым элементам подключается переменный резистор R3, изменением сопротивления резистора R3 можно обеспечить равенство токов во всех элементах. 40
На рисунке 2 б) в качестве переменного резистора может быть использован набор резисторов R3.1- R3.n, которые подключаются параллельно друг другу коммутационными аппаратами К1 – Кn. Если выбрать сопротивления резисторов R3.1-R3.n так, чтобы ток каждой последующей цепи был в 2 раза больше, чем в предыдущей, то ток в первой цепи будет наименьшим и равным шагу регулирования, а наибольший ток будет при всех включенных коммутационных аппаратах равным наибольшему расчетному току. Нетрудно видеть, что в этом варианте при относительно небольшом числе коммутационных аппаратов можно получить большое число ступеней регулирования (например, при N = 8, число ступеней регулирования тока равно 256), причем переход со ступени на ступень происходит с одинаковой дискретностью.
Функция переменного резистора может быть реализована на базе электронного ключа (рисунок 2 в). Использование электронного ключа позволяет автоматизировать процесс регулирования величины сопротивления для обеспечения условия равенства токов во всех элементах АБ.
Рисунок 2 - Структурные схемы СОПТ, позволяющие обеспечить выравнивание тока во всех элементах АБ
9.1.2 В состав СОПТ для ПС напряжением 35 кВ и остальных ПС 110 кВ входят:
- одна АБ с концевыми элементами;
- два основных ЗУ (ЗУ1, ЗУ2). При этом два ЗУ, работающие на одну АБ, по суммарной мощности должны обеспечивать питание всей нагрузки ПС, подключенной к СОПТ, и одновременно ускоренный заряд своей АБ в течение не более 8 часов до 90% емкости.
- одно ЗУ (ЗУ3) для подзаряда концевых элементов;
- один ЩПТ;
- узел аварийного освещения;
- три группы ШРОТов.
9.1.2.1 Схема электрическая однолинейная СОПТ для ПС 35 кВ и остальных ПС 110 кВ с питанием потребителей от секций шин ±ES, ±EY приведена на рис.10 .
Основные ЗУ подключаются соответственно к шинам ±I и ±II ЩПТ двумя кабелями через отдельные аппараты защиты QS1, устанавливаемые в ШВ1 и ШВ2.
Шины ±I и ±II через отдельные коммутационные аппараты QS2, QS3 в ШВ1 и ШВ2 соединяются с шинами ±ESI (±ESII) и ±EYI (±EYII).
Концевые элементы АБ через разъединитель QS4 подключаются к шине –nEY.
ЗУ для подключения концевых элементов подключается через разъединитель с предохранителем QS4 в ЯВ непосредственно к концевым элементам АБ.
В ШВ1 в ШВ2 формируются шины ±ES, от которых через группу ШРОТов обеспечивается питание устройств РЗА, шины ±EY и –nEY от которых обеспечивается питание ЭМО, ЭМВ высоковольтных выключателей.
В зависимости от плана расположения и типа оборудования ПС часть ЭМО, ЭМВ высоковольтных выключателей обеспечивается питанием от шин ±EY или только от основных элементов АБ, а часть ЭМО, ЭМВ через отдельную группу ШРОТов обеспечивается питанием от шин +EY и –nEY или от всех элементов АБ.
Принцип выравнивания токов в элементах АБ в приведенной схеме в режиме уравнительного заряда аналогичен описанному в 9.1.1.1.
- Содержание
- Введение
- 1 Описание существующей схемы подстанции, ее недостатков
- Описание существующей схемы подстанции
- Описание недостатков существующей подстанции
- 2 Расчет нагрузок на всех шинах подстанции «Городская» 110/35/10 кВ
- 3 Выбор числа и мощности трансформаторов
- 3.1 Предварительный выбор мощности трансформатора
- 3.2 Уточненный расчет мощности трансформатора
- 3.2.1 Факторы, влияющие на срок службы трансформатора
- 3.2.2 Опасность длительных воздействий
- 3.2.3 Опасность кратковременных воздействий
- 3.2.4 Ограничения тока и температуры
- 3.2.5 Расчет температуры обмотки трансформатора
- 3.2.6 Относительный износ витковой изоляции
- 3.2.7 Температура охлаждающей среды
- 3.2.8 Выполнение расчета
- 4 Расчет токов короткого замыкания
- 4.1 Расчет сверхпереходного тока кз
- 4.2 Расчет ударного тока кз
- 4.3 Расчет апериодической составляющей тока кз
- 4.4 Расчет теплового импульса тока
- 5 Выбор электрических аппаратов и проводников
- 5.1 Расчет токов продолжительного режима работы
- 5.2 Выбор аппаратов ру вн, сн
- 5.3 Выбор электрических аппаратов ру 10 кВ
- 5.4 Выбор проводников на стороне вн 110кВ
- 5.4.1 Выбор питающих линий (цепь вводного выключателя 110 кВ)
- 5.4.2 Выбор ошиновки ру 110 кВ
- 5.4.3 Выбор отходящих линий 110 кВ
- 5.5 Выбор проводников на стороне сн 35 кВ
- 5.5.1 Выбор токоведущих частей от выводов 35 кВ трансформатора до сборных шин 35 кВ
- 5.5.2 Выбор сборных шин 35 кВ
- 5.5.3 Выбор отходящих линий 35 кВ
- 5.6 Выбор проводников на стороне нн 10 кВ
- 5.6.1 Выбор отходящих линий на 10 кВ
- 5.6.2 Выбор ошиновки от выводов нн трансформатора до кру
- 5.6.3 Выбор изоляторов
- 5.6.3.1 Выбор опорных изоляторов
- 5.6.3.2 Выбор проходных изоляторов
- 6 Выбор систем и источников оперативного тока
- 7 Выбор трансформаторов собственных нужд
- 8 Расчет заземления подстанции
- 9 Расчёт молниезащиты подстанции
- 10 Расчет и выбор релейной защиты
- 10.1 Защита силовых трёхобмоточных трансформаторов
- 10.2. Защита отходящих линий
- 10.3 Устройства автоматики
- 10.4 Расчёт параметров срабатывания дифференциальной токовой защиты трансформатора тдтн-25000/110 на основе микропроцессорного устройства типа «Сириус-т»
- 11 Учет и измерение электроэнергии
- 11.1 Организация коммерческого и технического учёта электроэнергии на реконструированной подстанции 110/35/10 кВ «Городская»
- 11.2 Принципы организации аскуэ на подстанции «Городская»
- 11.3 Выбор системы учета и измерения электроэнергии на пс
- 11.4 Проверка измерительных трансформаторов
- 11.4.1 Проверка трансформаторов тока по вторичной нагрузке
- 11.4.2 Проверка трансформаторов напряжения по вторичной нагрузке
- 12 Финансовый анализ проекта
- 12.1 Составление календарного плана-графика выполнения работ
- 12.2 Сметный расчёт на реконструкцию подстанции
- 12.2.1 Составление сметы
- 12.2.2 Расчёт годовых амортизационных отчислений
- 12.2.3 Расчёт численности ремонтного и обслуживающего персонала
- 12.2.4 Расчёт заработной платы ремонтного и обслуживающего персонала
- 12.2.5 Расчёт затрат на материалы и запасные части
- 12.2.6 Расчёт годовых эксплуатационных приведённых затрат
- 12.3 Определение выгод от реализации электроэнергии потребителям
- 12.4 Расчет основных показателей достоинства проекта реконструкции подстанции «Городская»
- 13 Безопасность и экологичность проекта
- 13.1Анализ опасных и вредных факторов
- 13.2 Микроклимат
- 13.3 Производственное освещение
- 13.4 Шум и вибрация
- 13.5 Электромагнитные поля промышленной частоты
- 13.6 Электробезопасность
- 13.7 Пожарная безопасность
- 13.8 Мероприятия по охране окружающей среды
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение а
- Приложение б
- Приложение в
- Руководство по проектированию систем оперативного постоянного тока (сопт) пс енэс Типовые проектные решения
- 1 Введение
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Обозначения и сокращения
- 5 Структура сопт
- 6 Режимы работы сопт
- 7 Обоснование применения централизованных и децентрализованных сопт на пс енэс
- 8 Типовые решения построения сопт
- 9 Описание решений сопт для аб с концевыми элементами
- 10 Конструктивное исполнение щитов постоянного тока и шкафов распределения оперативного тока