logo
Шишкин / Шишкин пояснит записка 19

6 Режимы работы сопт

6.1 Основной режим работы

Основным режимом работы СОПТ является режим постоянного подзаряда АБ.

В этом режиме полностью заряженная АБ подключена на шины постоянного тока параллельно с постоянно работающим ЗУ. ЗУ обеспечивает питание электроприемников длительных нагрузок постоянного тока и одновременно подзаряжает АБ, компенсируя ее саморазряд.

6.2 Автономный режим работы

При исчезновении напряжения переменного тока собственных нужд ПС, а также при неисправности ЗУ СОПТ переходит в автономный режим работы.

В этом режиме питание потребителей длительных и толчковых нагрузок обеспечивается от АБ. В соответствии с требованиями нормативных документов [1] АБ должна обеспечивать возможность формирования максимального расчетного толчкового тока после двухчасового разряда током нагрузки.

Длительность периода автономной работы АБ на конкретной ПС может быть увеличена, что должно быть указано в техническом задании. Расчетная длительность режима должна учитывать время прибытия персонала на необслуживаемую ПС, выявление им неисправностей и принятия мер по восстановлению основного режима работы АБ [3].

6.3 Режим уравнительного заряда АБ

В соответствии с требованиями [7] один раз в год должен проводится режим уравнительного заряда (дозаряда) АБ.

Режим уравнительного заряда свинцово-кислотных АБ проводится для поддержания всех элементов АБ в полностью заряженном состоянии и для предотвращения сульфатации электродов.

Уравнительный заряд производится повышенным напряжением, уровень которого приводится в инструкции по обслуживанию выбранного типа АБ.

Продолжительность режима зависит от состояния АБ и должна быть не менее 6 часов [7].

В режиме уравнительного заряда превышение напряжения на шинах не должно быть более 10% от номинального значения.

Режим уравнительного заряда для современных типов АБ должен проводиться в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации на соответствующие типы АБ.

6.4 Режим контрольного разряда АБ

Контрольный разряд АБ выполняется для определения ее фактической емкости. Результаты измерений при контрольных разрядах должны сравниваться с результатами измерений предыдущих разрядов. Значение тока разряда каждый раз должно быть одно и тоже [7].

При наличии в СОПТ только одной АБ режим контрольного разряда может проводится только при проведении регламентных или ремонтных работ на ПС при отключении всех потребителей.

6.5 Режим технического обслуживания

В режиме технического обслуживания отключается часть потребителей и производится контроль технического состояния оборудования, относящегося к одной из секций шин. Конструктивное исполнение оборудования СОПТ должно обеспечивать возможность безопасного выполнения работ.

6.6 Режим параллельной работы двух ЩПТ

Режим параллельной работы двух ЩПТ возможен при наличии на ПС двух комплектов источников питания (двух АБ и двух ЗУ):

- при неисправности одной АБ;

- при режимах контрольного разряда или технического обслуживания одной АБ. В этом режиме питание всех потребителей обеспечивается от одного комплекта источников питания через кабельные перемычки в ЩПТ.