logo
Konspekt_lektsy_po_kursu_NiVIE_Gribanov_A_I

3.4 Дизельные электростанции

В отдельных труднодоступных районах России куда невыгодно проводить ЛЭП для энергоснабжения населения этих районов используют бензиновые и дизельные электростанции. В районах крайнего севера число их превышает 50 тыс. Примерно 47 тыс. из них – дизельные. Если в районе нет своего топлива, то самым дешевым вариантом электроснабжения явл-ся вариант с дизельной электростанцией на привозном топливе. Ежегодный расход топлива таких электростанций – 6 миллионов тонн. В поставках топлива задействовано – 60 тыс. человек. В ДВС в качестве рабочего тела используют продукты сгорания, поэтому КПД ДВС достигает 45%, но поршневые ДВС содержат детали, кот-е совершают возвратно – поступательное движение. Мощность ДВС можно увеличить за счет увеличения диаметра цилиндра хода порщней, частоты вращения вала что приводит к увеличению инерционных сил, поэтому из условий прочности нужно увеличивать массу двигателя, что ускоряет износ поршне – цилиндровой группы при трении. В то же время дизельные станции имеют преимущества: являются 1) Высокий КПД (до 0.4) и малый удельный расход топлива (250 – 300 г / кВт ч.) 2) Быстрота запуска и полная автоматизация технологических процессов 3) Возможность работы без технического обслуживания в течении 250 часов и более. 4) Компактность и минимальное количество обслуживающего персонала. 5) Небольшие строительные объемы и быстрота строительства.

Но ДЭС имеет такие недостатки как: 1) Высокая стоимость топлива (стоимость дизельного топлива в 6-7 раз выше стоимости природного газа и 2 раза выше стоимости топочного мазута. 2) Ограниченный срок службы.

Наша промышленность производит ДЭС в большом диапазоне мощностей. Основными производителями ДЭС являются ОАО «Звезда» (г. Санкт – Петербург) и ОАО «Рыбинские моторы» (Мощность от 10 до 1000 квт). В последнее время получают широкое распространение дизельные электротепловые станции (ДЭТС). Они обеспечивают комбинированную электрической и тепловой энергии за счет утилизации тепла выхлопных газов и тепла охлаждения рубашки двигателя. В выхлопной тракт двигателя включают котлы – утилизаторы. В тепловую схему ДЭТС можно включить тепловые насосы для повышения температуры охлаждающей воды до уровня при котором ее можно использовать в системе теплоснабжения.

В настоящее время сроки эксплуатации большинства дизельных установок превышают установленные. Поэтому предусматривается реконструкция всех дизельных электростанций с использованием оборудования нового поколения, и перевод двигателей на газовое и нефтяное моторной топливо. Также предлагается строительство автоматизированных ДЭС контейнерного типа и развития системы их сервисного обслуживания.