logo
Лыков А

4.3. Геологические запасы угля в России.

. 3/4 угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как

технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли). Районообразующая роль топлива сказывается тем сильнее, чем крупнее масштабы и выше технико-экономические показатели ресурсов. Массовое и дешевое топливо притягивает к себе топливоемкие производства, определяя в известной мере направление специализации района. По данным генерального директора АО «Росуголь» Ю. Малышева, выступившего с докладом о социально-зкономическом

положении угольной промышленности, доля России в разведанных мировых запасах угля составляет 12%, а прогнозные запасы оцениваются в 30%. В мировой добыче угля на нее приходится 14%.'

В топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) России доля угля в 50-е годы достигала 65%, в 60-е годы - 40 -50%. В 70 - 80-е годы угольное топливо было вытеснено нефтегазовым, и в настоящее время доля угля в ТЭБ России составляет лишь 12 — 13%, а в топливном балансе теплозлектростанций — примерно 25%, В настоящее время в ТЭБ России на газ приходится 49%. нефть - 32%, уголь - около 13% В перспективе доля угля в ТЭБ будет повышаться, и спрос на уголь в России в связи с изменением структуры запасов основных энергоносителей будет возрастать. В восточных регионах России, включая Урал, доля угля возрастает в производстве электроэнергии. В настоящее время на Дальнем Востоке удельный вес угля в балансе котельно-печного топлива превышает 80%. а электрическая и тепловая энергия в регионах Дальнего Востока вырабатывается в основном на ТЭС на угле.

Общие геологические запасы угля в стране составляют 6,8 трлн. т, из них действительные и вероятные запасы — около 1200 млрд. т., а запасы угля (балансовые) в России составляют (млрд. т.) КАТЭК — 80, Кузбасс — 59, Востсибуголь — 13,3, Якутуголь- 9,1. Печорский бассейн - 8,3, Восточный Донбасс — 6,7, Дальуголь и Приморье — 3,9, Подмосковный бассейн - 3.8, Сахалин - 1,8. В остальных регионах запасы незначительны. Основные мощности по добыче угля сконцентрированы в Сибири и на Дальнем Востоке.

Господствующими являются каменные угли: они составляют 70'!о общих запасов. Пропорции между каменными и бурыми углями имеют заметные территориальные различия. В европейской части СССР, например, явно преобладают каменные угли, составляющие свыше 9/10 всех запасов, в Казахстане они находятся примерно в равном количестве, а в Сибири бурых углей в 3 раза меньше, чем каменных. Среди каменных углей более 1/5 приходится на технологическое топливо (коксующиеся угли), основными источниками которых служат Кузнецкий, Донецкий, Печорский и Карагандинский, а в перспективе также Южно-Якутский бассейны.

Качественный состав ресурсов отражается в структуре добычи, где свыше З/4 занимают каменные угли, в том числе 1/4 коксующиеся. Выявленные запасы угля размещены по территории России более дисперсно, чем нефть и природный газ. В то же время основная их масса сосредоточена в нескольких бассейнах. Например, Ленский (1647 млрд. т), Тунгусский (2345 млрд. т), Канско-Ачинский (601 млрд. т) и Кузнецкий (725 млрд. т). Но особенно важна оценка размещения ресурсов, которые экономически целесообразно осваивать в ближайшей перспективе..

Роль того или иного угольного бассейна в территориальном разделении труда зависит от количества и качества ресурсов, степени их подготовленности для промышленной эксплуатации, размеров добычи, особенностей транспортно- географического положения и др. По совокупности этих условий выделяются основные межрайонные угольные базы — Донецкий, Кузнецкий, Карагандинский и Печорский бассейны. В то же время перспективными основными угольными базами становятся Канско-Ачинский и Экибастузский бассейны. Почти 50% балансовых запасов шахт России являются некондиционными по качеству угля, мощности, условиям залегания, газо – и выбросоопасности пластов (Подмосковный, Кизеловский и Восточно-Донецкий бассейны, Сахалин, ряд районов Кузбасса). Только 43.5% промышленных запасов углей в России соответствуют мировым стандартам.

Территориальное размещение угольных предприятий жестко обусловлено местоположением запасов. Значительная их часть залегает в промышленно неразвитых азиатских регионах с суровыми природными условиями, что предопределяет повышенный уровень производственных, социальных и транспортных затрат. К счастью, Россия обладает избыточным количеством угольных запасов, и есть возможность выбора. Однако решения по размещению новых угольных предприятий зависят от величины затрат на транспортировку продукции до потребителей, а железнодорожные тарифы изменяются МПС непредсказуемым образом. Запасы угля, пригодные для добычи, удалены от основных потребителей как внутри России, так и за рубежом.

Наиболее рентабельные месторождения (Кузнецкое и Канско-Ачинское} находятся на расстоянии более 3 тыс. км от ближайших портов. В настоящее время в порту Усть-Луга в Финском заливе построен угольный терминал для экспорта 8 млн. т обогащенного коксующегося угля, в основном воркутинского и кузбасского. Перевозки угля по железной дороге становятся все дороже. Так, затраты на перевозку 1 т кузбасского угля в Москву составляют 178 тыс. руб., при цене 1 т этого угля 98 тыс. руб. за т.(1996) Цены на уголь не восполняют затрат угледобывающих предприятий. По ряду оценок быстрый рост издержек, связанный с оплатой услуг железнодорожного транспорта, существенно снижает конкурентоспособность наших углей по отношению к углю добываемому в Польше, США, Австралии. Но, очевидно, что в случае возникновения существенной угрозы реализации угля отечественного производства правительством России будут приняты меры по защите внутреннего рынка. В настоящее время через введение налога на добавленную стоимость и постоянно повышающиеся импортные пошлины защищаются российские производители. В случае с поставками импортного угля легко - можно «отрегулировать» железнодорожный тариф. Отечественные производители с трудом вписываются в мировые стандарты качества угля. Рынки давно заняты морскими поставками высокоэффективных углей из США, Австралии и ЮАР. В этих условиях российские предприятия могли бы стать конкурентоспособными лишь при крайне низких уровнях зарплаты и транспортных тарифов, "бесплатной" экологии. Наиболее реалистичной и работоспособной выглядит стратегия расширенного выхода на мировые рынки путем создания совместных горных предприятий, концернов, консорциумов и т.п., решающих вопросы инвестиционного обеспечения, новых технологий и качества угля.