logo
Лыков А

Сколько стоят топливо и энергия?

Виктор Волконский, доктор экономических наук

Анатолий Кузовкин, доктор экономических наук

(ЭСКО Электронный журнал энергосервисной компании «Экологические системы», №6 2003.)

Соотношения цен и объемов производства в различных отраслях промышленности сейчас таковы, что продукция ТЭКа составляет 30% всей промышленной продукции. На топливный сектор приходится 40 — 50% экспорта и 20% всех налогов, уплачиваемых предприятиями. При этом в таких отраслях, как электроэнергетика, нефтяная и газовая промышленность, практически все производство контролируется несколькими крупными компаниями. Поэтому общество должно иметь полную информацию об их деятельности. Общество не может допустить, чтобы эти компании, доходы которых временами сопоставимы с федеральным бюджетом, вдруг стали резко снижать производство из-за отсутствия необходимых капиталовложений, или чтобы большая часть их экспортных доходов оставалась за рубежом, минуя контроль государства, или чтобы цены на топливо и электроэнергию внутри страны становились недоступными многим потребителям.

Высоки ли в России цены на энергоресурсы?

Важнейшими факторами, влияющими на деятельность топливно-энергетических компаний, которая во многих странах регулируется государством, являются внутренние цены (тарифы) энергоносителей и налоги рентного типа, включая таможенные пошлины.Поэтому для такой страны, как Россия, использующей большую часть своих энергоресурсов на внутренние нужды, неприемлема искусственная увязка внутренних цен

с мировыми, которые подвержены резким колебаниям как в конвертируемой валюте, так особенно в пересчете на рубли, поскольку при этом неустойчивость цен и их непредсказуемость зависят еще и от колебаний обменного курса рубля. (Здесь и ниже под мировыми следует понимать цены, в том числе спотовые, на международных, или как их

нередко называют, мировых биржах.— Прим. ред.) Уровень и соотношения цен на энергоносители естественно должны зависеть от затрат на их производство, транспортировку, потребности в капиталовложениях, а также от общего уровня цен в стране.

В странах с относительно стабильной экономикой, таких, как США и страны Западной Европы, внутренние цены на топливо и энергию слабо зависят от колебаний цен в других странах. Так, например, в период с лета 1996г., когда мировые цены на нефть и нефтепродукты были не достаточно высоки (российская нефть — 164 долл./т.), до лета 1998 г., когда они упали до небывало низкого уровня (российская нефть — 66,6 долл./т., т.е. за два года — в 2,5 раза), внутренние цены во Франции, Германии, Англии изменялись

незначительно. Существенное снижение цен на нефть и тяжелые нефтепродукты (мазут) произошло в США, но, конечно, в гораздо меньшей степени, чем на мировом рынке.

Чтобы более или менее объективно сопоставлять внутренние цены на энергоресурсы в разных странах, надо пользоваться паритетами покупательной способности (ППС) национальных валют с долларом США, которые регулярно рассчитываются в рамках Программы межсграновых сопоставлений ООН. Для межстрановых сопоставлений уровней экономического развития используют ППС, рассчитанные по всем товарам и услугам, составляющим ВВП. Однако главные вопросы, на которые должно помочь ответить сопоставление относительных цен энергоресурсов,— это не слишком ли высоки эти цены по сравнению с ценами на другие товары, «справятся» ли с ними предприятия- потребители, не слишком ли они низки, могут ли они выполнять функцию стимулирования энергосбережения и региональных пропорций потребления разных энергоресурсов. В составе российского ВВП большую долю составляют «нерыночные» компоненты, цены на которые регулируются государством и не отражают их реальной полезности для общества. Поэтому мы используем значения ППС, рассчитанные только по товарам и услугам, имеющим «рыночные» цены. Для России эти показатели ППС на 70-75% превосходят ППС, рассчитанные по всему ВВП.

Внутренние цены энергоносителей России в настоящее время не занижены, как нередко утверждают, переводя рублевые цены в доллары по рыночному обменному курсу, по сравнению с США и даже Западной Европой. А для нефти и нефтепродуктов даже резко завышены. Если же основываться на значениях ППС, принятых Госкомстатом России, то следует говорить об общей завышености цен на энергоресурсы по сравнению с США и Европой. Анализ факторов, которые приводят к выбору того или другого из двух значений ППС, не входит в задачу данной статьи. Нам представляется, что сопоставлять цены энергоресурсов лучше по методологии определения ППС, которую использует Всемирный банк (в 2000 г. — 8,5 руб/долл .), и в дальнейшем мы обсуждаем данные по этому варианту.

По нашим расчетам российские цены на электроэнергию, энергетический уголь, дизтопливо примерно соответствуют ценам в Европе и Америке, тарифы на газ почти вдвое занижены, цены на нефть вдвое, а на мазут в полтора раза завышены, цены на бензин - посредине между ценами Европы и Америки, которые различаются почти втрое.

Анализ динамики цен по ППС в России и зарубежных странах в 1996-1998 гг. показывает, что за эти годы внутренние цены на нефть в Германии и Франции упали на 30%, в Англии - на 44% и США — на 40%, а спотовые мировые цены на нефть упали более чем на 60% - с 20,7 до 12,8 доллара за баррель на нефть типа брент. Внутренние цены на нефтепродукты в Западной Европе и США изменились незначительно — в пределах 10-

15%. В Англии внутренние цены на дизтопливо и бензин выросли на 11% за этот период

за счет роста налогов. Лишь цены на мазут в США снизились на 31%. В то же время спотовые мировые цены на бензин в Западной Европе снизились на 26% (с 24,62 до 18,24

долл./бар.), а на газойль — на 38% (с 25,9 до 16,19 долл./бар.). В США цены на бензин и

газойль снизились на 31,5% и 36,8% соответственно. Следовательно, внутренние цены на

нефтепродукты в Западной Европе и США снизились значительно меньше, чем спотовые

мировые цены.

Неверно было бы сказать, что внутренние цены на энергоресурсы в индустриально-

развитых странах не реагируют на изменения мировых цен. Нет, они повышаются, когда

мировые цены растут, и снижаются, когда те падают. Однако внутренние цены благодаря

государственному, в том числе налоговому регулированию, меняются значительно

меньше, чем мировые.

Примером активной налоговой политики государства может служить Великобритания.

Там с 1995 г. шло постоянное повышение цен на моторное топливо, несмотря на снижение

в 1998 г. мировых и внутренних цен на сырую нефть. При этом этот рост полностью

объяснялся повышением налоговой нагрузки. Рост налогов на 1 баррель временами

превышал рост цен (например, в период 1997-1999 гг.).

В России внутренние цены по ППС на нефть, мазут и бензин так же, как и за рубежом в

1996 — 1998 rr. снижались, но в меньшей степени, чем мировые цены. Цены на дизельное

топливо, наоборот, выросли, как и в Англии, что связано с ценовой политикой нефтяных

компаний.

Внутренние цены (по ППС) на природный газ в Западной Европе за 1996-1998 гг. росли,

хотя мировые цены на газ снижались. По-видимому, это явилось результатом налоговой

политики соответствующих стран. В США, как и в России, цены на газ снизились на 10%

и 12,5% соответственно.

Внутренние цены на энергетический уголь в Западной Европе, США и России изменились

незначительно (в пределах ~3%). Лишь в Англии они снизились на 16%, что явилось результатом снижения потребления дорогого угля.

Тарифы (по ППС) на электроэнергию для промышленных потребителей в Западной Европе снизились на 4-8%, в США — на 12,2% благодаря регулированию тарифов с целью повышения конкурентоспособности промышленности. В России же тариф для промышленных потребителей по сравнению с ценами на топливо (по ППС) вырос на 5,6%. Это только одно из свидетельств, что цены энергоносителей в России определяются

далеко не одними общими тенденциями движения мировых цен, но в большей степени—

внутренними экономическими и политическими факторами. Особенно наглядно это выявилось в период после девальвации рубля в 1998 г. и последовавшей высокой инфляции и роста мировых цен на нефть .

Внутренние цены на нефть по ППС выросли очень сильно — в 2,67 раза, т.е. пропорционально росту мировых цен на российскую нефть с 66,6 долл./т. летом 1998 г. до

180 долл./т. в июне 2000 г., хотя номинальные рублевые цены повысились лишь в 5,5 раза.

В меньшей степени, но также значительно выросли цены на нефтепродукты, особенно на

бензин и дизтопливо - на 60% и 45% соответственно. Следует отметить, что примерно в

такой же степени выросли цены на нефтепродукты, но не на сырую нефть, в Англии, Франции, Германии и США. В США, например, в большинстве штатов в июне 2000 г. по

сравнению с 1998 г. цены на бензин выросли на 60 — 70%. В то же время в России внутренние цены по ППС на электроэнергию, газ, энергетический уголь снизились на 20—30%. В первую очередь это объясняется государственной антикризисной политикой стабилизации (точнее, ограничений) цен на продукцию естественных монополий «Газпрома» и РАО «ЕЭС Россию>.

В сентябре 2000 г. в Западной Европе и США разразился энергетический кризис. В Англии, Франции, Германии бастовали водители грузовиков, потребовавшие снижения цен на бензин, в первую очередь налога, который составляет 70-80% от цены бензина. В США президент Клинтон принял решение открыть стратегические запасы нефтетоплива на отопительный сезон, чтобы избежать многократного его подорожания. Национальные стратегические запасы открывались до этого лишь в 1991г., в период войны в Персидском

заливе. Они составляют сейчас 570 млн. баррелей при максимальном объеме 700 млн. и были созданы в 1973 г. после тогдашнего нефтяного кризиса.

Однако, как и в России, в 2000 г. по сравнению с 1998 г. внутренние цены (по ППС) на электроэнергию в Западной Европе и США даже снизились, а цены на энергетический уголь изменились незначительно. Цены на природный газ выросли, но в меньшей степени,

чем на нефтепродукты.