§1. Природа и естествознание
Сегодня вы начинаете изучение нового предмета — естествознания. Оно изучает природу во всем ее многообразие. Естествознание — комплекс наук о природе, объединяющий в себе астрономию, химию, физику, биологию, географию. А, следовательно, любой природный объект или явление могут быть рассмотрены с самых различных сторон, во всем ее многообразии. Изучение естествознания способствует формированию представлений о мире в целом.
Слово природа для всех хорошо знакомо, мы его слышим с детства. Природа — это весь окружающий нас мир. Все то, что мы можем увидеть, услышать, попробовать, потрогать. Снег и ветер, реки и леса, камни и растения, животные и звезды – это все природа. Да и сам человек тоже является частью природы, одним из ее компонентов. Вода, воздух, почва, рельеф, воздух, расти тельный и животный мир — все это связанные друг с другом компоненты природы. Такой объект, в котором есть много частей, взаимосвязанных между собой и составляющих единое целое, называется система.
Природа – это дом человека, она дает ему все необходимое для жизни, но одновременно таит в себе много загадок и опасностей. Почему день сменяется ночью, почему не бывает на одном поле одинаковым урожай, почему текут реки, почему гремит гром и сверкает молния, какие растения можно использовать в пищу? Все эти вопросы стояли перед людьми задолго до нашего появления, и нашим предкам приходилось искать на них ответы. Далеко не всегда это было безопасно для самого человека.
Сегодня человечество многие ответы знает, но живая природа до сих пор хранит множество тайн, и человек продолжает их разгадывать. И создает новые проблемы, не всегда безопасные и для природы, и для самого человека, например ядерное оружие, сточные воды химических предприятий, загрязнение атмосферы продуктами сгорания различных видов топлива. Наши современники стали задумываться о том, что происходит с природой. Свои тревожные мысли об этом выразил поэт Р.Рождественский:
А природа опять И когда сквозь асфальт
то предельно проста, лепестков пятерня
то одета продирается после полночи,
в цветастые перья... я
Удивляет меня не радуюсь силе земли.
не ее красота, Для меня
удивляет ее это прежде всего -
терпение. крик о помощи.
Таким образом, человек не просто часть природы, а ее неотъемлемая составляющая, активно влияющая на другие ее части, тесно взаимодействующая с ними.
Дополнительная информация
-
«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Д. Хевеши
-
Начиная с VI века до н.э. античными философами была создана целостная теория прекрасного в природе, получившая название «Эстетика природы». Древние философы, например, Лукреций Кар в эстетической восприятии природы видел глубокий смысл и радость жизни, сочувствие всему живому, вдохновенное пристрастие к красоте природы. Аристотель выделил признаки красоты в природе: правильность форм, соединения всех частей целого, симметрию, ритм, согласие противоположностей (теплого и холодного в цветах, высокого и низкого в звуках, т.е. их гармония. Справедливо считалось, что природа научила людей видеть красоту и создавать красоту. Человек вбирает ее в себя из природы, она проникает в его душу и наполняет ее высоким смыслом. Отсюда проистекала вера в чудодейственное значение красоты природы, способной духовно переродить, исправить и возвысить человека.
-
Во все времена говорили о гармонии между природой и человеком. При этом имелось в виду такое поведение человечества, которое естественно вписывалось бы в ход развития Земли. Минимальное воздействие на окружающую среду, предельная близость к ней человека, сохранение ее в первозданном состоянии - вот что имелось в виду, когда говорилось раньше о гармонии. Но сейчас смысл понятия гармонии стал совсем иным. Рассмотрим его современное толкование, взяв за основу учение В.И. Вернадского о биосфере. Он утверждал, что ничто на Земле не может быть стабильным, вечным, идеальным. Мир есть и будет состоять из противоречий. Человек всегда изменял окружающую среду и всегда будет вмешиваться в ее процессы. Задача современного человека состоит не в том, чтобы сохранить окружающую среду в первозданном виде, а в том, чтобы найти такие формы взаимодействия с природой, которые бы обеспечивали совместное развитие природы и человечества, как ее неотъемлемой составной части. Природа существовала без человека и может обойтись без него. А вот человек без природы не может. Сохраняя ее, человек сохраняет и себя.
Активно вмешиваясь в природные процессы, но при этом оставляя состояние природы пригодным для жизни, деятельности и развития человечества - вот что такое современное понимание гармонии человечества и природы.
Вопросы и задания.
-
Что такое естествознание и что оно изучает?
-
Что из перечисленного можно назвать системой: человек, карандаши на столе, автомобиль, город, рыбы в разных аквариумах?
-
Как вы понимаете высказывание Д.Хевеши? Узнайте, кто это.
-
Используют ли сейчас люди идеи Аристотеля о красоте?
-
Приведите пример, как человек, живя в природе, вмешиваясь в ее процессы, мог бы не разрушать ее.
- Введение
- §1. Природа и естествознание
- §2. Природа и искусство
- Естествознание * Естествоиспытатель
- 2.Обнаружена древнейшая карта Европы
- §3. Что такое метод и какие бывают методы познания природы?
- Гипотеза * Измерение * Метод * Наблюдение * Описание * Фотографирование * Эксперимент * Эксперимент с контролем.
- Глава1 Из чего состоит окружающий мир
- § 4. Что такое тело? Из чего состоят тела?
- Вещество * Живой организм * Признаки живого тела: дыхание, движение, питание, выделение, рост, развитие, размножение, раздражимость * Тело
- § 5. Как устроено вещество?
- 1. Как измерили молекулу?
- § 6. Что мы знаем о мельчайших частицах вещества?
- Как взаимодействуют частицы вещества?
- § 7. Агрегатные состояния вещества
- § 8. Какие бывают характеристики у тел
- Длина, * Масса * Объем * Площадь поверхности
- § 9. Что такое плотность вещества?
- Ареометр * Плотность веществ
- §10. Что такое химические элементы?
- Некоторые химические элементы, химические знаки и их произношение
- §11. Какими бывают вещества
- § 12. Что такое органические и неорганические вещества?
- Основные группы органических веществ
- § 13. Что такое чистое вещество и смесь?