§2. Природа и искусство
Как мы уже знаем, интерес человека к окружающему его миру возник в глубокой древности. Вначале этот интерес возник исключительно из практических целей. Да это и понятно. Надо было определить, где безопасней поселиться, на каких зверей охотиться, в каких лесах или степях они обитают. Природа наделила человека замечательным качеством, которое называется наблюдательность, т.е. умение внимательно следить за всем тем, что происходит вокруг и не упускать из виду почти ничего. О человеке, который умеет это делать, говорят. что он наблюдательный.
Человек издревле наблюдал за повадками зверей, ростом и развитием растений, изменением погоды, движением звезд и облаков по небу, появлением росы. Эти и другие изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы.
Только наблюдательные, внимательные и любознательные люди могли заниматься изучением природы, таких людей называют естествоиспытателями.
Полученные при наблюдении за окружающей средой знания, люди передавали из поколения в поколение в виде преданий, примет, загадок.
Основными инструментами для познания окружающего мира всегда были и остаются органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус — «окна» человека в окружающий мир. Отдельные ощущения, вызываемые каким-то явлением или предметом, создают целостный образ, который хранится в памяти человека. Например, белый, пористый, шероховатый, как правило, в форме брусочка или крупинок, растворимый, сладкий — это, конечно, сахар. Но, если не дочитать текст до конца, то легко ошибиться, ведь белым и пористым бывает и шоколад.
В нашей памяти хранятся образы множества явлений и предметов, которые мы можем извлечь оттуда в своем воображении, изобразить на картине, описать словами или звуками. Писатели и поэты могут не только описать пейзаж или время года, но и отразить с их помощью настроение героя.
Вот несколько примеров описания осени:
Уж небо осенью дышало, Ложился на поля туман,
Уж реже солнышко блистало, Гусей крикливых караван
Короче становился день, Тянулся к югу. Приближалась
Лесов таинственная сень Довольно скучная пора:
С печальным шумом обнажалась, Стоял ноябрь уж у двора.
А.С.Пушкин.
А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток.
И.С.Тургенев.
Композиторы и художники также в своем творчестве постоянно обращаются к описанию природы, и они пользуются совершенно иными выразительными средствами, но, посмотрев на картину или услышав музыку, мы можем определить, что нам хотел донести звуками ли красками автор.
Природа – не только источник материальных и физических потребностей для человека, она бесценный клад духовных его ценностей. Люди не только использовали дары природы, но и любовались ее красотой. Дошедшие до нашего времени древние рисунки, сказки, легенды свидетельствуют об этом.
Наблюдения за природой позволяют прикоснуться к ее красоте и гармонии |
Рис 1.Фото одного и того же уголка природы в разные времена года
С глубокой древности люди стремились не только описать, но и познать окружающий их мир. Они видели, что, когда Солнце заходит, то день сменяется ночью. А на ночном небе ярко светит Луна и мерцают звезды. Одни растения непохожи на другие. Различаются между собой и животные. Кто-то из них обитает в воде, а кто-то - на суше.
Когда люди перешли к оседлому образу жизни, то стали заниматься земледелием, им понадобились наблюдения за погодными изменениями. Что предвещает грозу, дождь, ветер? Когда наступит весна, холодная ли будет зима, сухое или влажное лето? Все это люди узнавали не из учебников и энциклопедий, а из личных наблюдений. Но очень многое, что происходило вокруг было таинственным и вселяло ужас и страх. Почему «взрывается» земля и рушатся горы? Почему молнии убивают и вызывают пожары? Почему возникают бури и ураганы?
Конечно, людей интересовал и сам человек. Как он появился? Почему болеет, умирает? Что общего между ним и животными? И многое другое.
Наблюдая за явлениями природы, человек установил, что они происходят закономерно. Существует причина явлений, и каждой причине соответствует определенное следствие
Таким образом, наблюдения за явлениями природы — один из способов ее изучения. Есть и другие способы. Т.к. некоторые явления происходят очень медленно или очень быстро, то чтобы наблюдать их человек приходится проводить эксперименты.
Наблюдения за природой позволяют познать причины явлений и практически использовать эти знания. |
Результаты своих наблюдений древние люди еще до появления письменности изображали в виде наскальных рисунков, примитивных чертежей - карт, выполненных либо на деревянных дощечках, либо на кости, кожи и других предметах. Многие из них сохранились до наших дней и представляют для специалистов ценнейший материал.
Рис. 2 Фрагменты наскальных рисунков.
Рис. 3 Древнейшая карта Европы.
Итак, познание окружающего мира древними людьми начиналось с наблюдений. Не все наблюдаемое могло быть ими осмыслено и объяснено, но уже тогда появились первые попытки запечатлеть наблюдения. |
- Введение
- §1. Природа и естествознание
- §2. Природа и искусство
- Естествознание * Естествоиспытатель
- 2.Обнаружена древнейшая карта Европы
- §3. Что такое метод и какие бывают методы познания природы?
- Гипотеза * Измерение * Метод * Наблюдение * Описание * Фотографирование * Эксперимент * Эксперимент с контролем.
- Глава1 Из чего состоит окружающий мир
- § 4. Что такое тело? Из чего состоят тела?
- Вещество * Живой организм * Признаки живого тела: дыхание, движение, питание, выделение, рост, развитие, размножение, раздражимость * Тело
- § 5. Как устроено вещество?
- 1. Как измерили молекулу?
- § 6. Что мы знаем о мельчайших частицах вещества?
- Как взаимодействуют частицы вещества?
- § 7. Агрегатные состояния вещества
- § 8. Какие бывают характеристики у тел
- Длина, * Масса * Объем * Площадь поверхности
- § 9. Что такое плотность вещества?
- Ареометр * Плотность веществ
- §10. Что такое химические элементы?
- Некоторые химические элементы, химические знаки и их произношение
- §11. Какими бывают вещества
- § 12. Что такое органические и неорганические вещества?
- Основные группы органических веществ
- § 13. Что такое чистое вещество и смесь?