Зачем нужны измены?
Есть виды животных, где самец убивает детеныша, если тот ему кажется неродным. У гомо сапиенс тоже такое бывало. В Древнем Риме нагуленных женой на стороне детей сбрасывали с Тарпейской скалы. Да и сейчас еще скандалы на этой почве в семьях случаются, хотя до скалы дело обычно не доходит.
Если вожак львиного прайда умирает или погибает, ему на смену приходит более молодой самец. «Жены» погибшего становятся его «женами», а сам молодой лев – хозяином семьи. После чего он начинает убивать детенышей прежнего вожака. В природе не любят чужих детей. И это понятно: каждый стремится передать в будущее свои гены. Нормальная внутривидовая конкуренция. Отбор, который, помимо нелюбви к чужим отпрыскам, порождает такое чувство, как ревность. Это два естественных животных чувства – нежелание выращивать чужого детеныша и ревность (то есть опасение, что твоя самка принесет чужое потомство). Эти чувства присущи и моногамным, и гаремным видам.
Сколько глупостей написали в свое время исследователи‑экономисты, объясняя «происхождение семьи, частной собственности и государства». И о матриархате, и о промискуитете, и о социально‑экономических причинах возникновения разных форм семьи… Только у биологов забыли спросить. А если бы спросили, перестали бы строить гипотезы, потому что форма брака – видовой признак. Мы – моногамный вид. Абсолютное большинство людей на планете живет в рамках моногамного брака.
Я знаю, о чем вы подумали! О мусульманских странах, с их гаремными, словно у тюленей, отношениями. Наверное, они были бы невозможны, если бы где‑то в далеком прошлом наши стадные предки не прошли и эту стадию, сменившуюся потом моногамной формой. А причудливые изгибы социальной эволюции создали в некоторых регионах планеты такие условия, которые вновь вызвали к жизни похожие на гаремные формы брака. Почему «похожие»? Потому что «в чистом виде» гаремов у людей практически нет.
Если внимательно присмотреться к мусульманскому браку, можно увидеть, что регламентированный (Кораном) мусульманский брак – почти та же моногамия. Только последовательная и несменная. Сначала человек берет одну жену. Потом, по прошествии нескольких лет, когда природа требует смены партнера, мужчина, если средства позволяют, покупает за калым вторую, еще через несколько лет третью и, наконец, еще через несколько лет – четвертую жену. Разница этой формы брака по сравнению с моногамией только в том, что старая жена не изгоняется, а продолжает жить вместе с самцом‑мусульманином. Там, где моногамный европеец находит взамен надоевшей другую самку на стороне (любовницу, проститутку, пленницу), мусульманин получает ее законно.
Истинно гаремным способом строили свои отношения с женщинами лишь немногочисленные султаны, калифы и пр. Имея финансовые возможности, они заводили огромное количество жен и наложниц. Вот эти особи действительно жили словно павианы – строго следя, чтобы другие самцы не покушались на их самок. И карая нарушителей смертной казнью. За гаремом приглядывали специальные кастрированные особи – евнухи. Между прочим, у некоторых видов обезьян наблюдается такая же ситуация: несколько низкоранговых особей приглядывают за гаремом вожака. Разница только в том, что он их не кастрирует… Но гаремный образ жизни султанов и калифов диктовался, конечно, не тем обстоятельством, что султаны и калифы произошли от «другой обезьяны», а чисто финансовыми и правовыми возможностями. Так же как их обжорство.
…Итак, homo sapiens – вид моногамный. Отчего же сплошь и рядом случаются измены? Не смены партнера через 3–4 года, а именно измены – секс «при живом партнере»? Оттого, что абсолютно строгой моногамии не бывает: в мире вообще нет ничего идеального. Этологи всегда знали, что многие «супруги» склонны погуливать налево от «законных» и вполне любимых половин. Правда, какое‑то время они полагали, что чистая моногамия в природе все‑таки встречается – у птичек.
Раньше думали, птички не изменяют друг другу – разбиваются на брачные пары и вместе в горе и радости выращивают птенцов. Увы, биохимические исследования последних лет развеяли этот выгодный для женщин миф о верности. Оказалось, что или все (!) яйца в гнезде или часть яиц в кладке принадлежат не супругу самки, который честно носит ей и птенцам червячков, а совершенно постороннему птаху! У жены которого, в свою очередь, в гнезде тоже могут быть чужие дети. Тяга к изменам заложена в наши поведенческие стереотипы изначально. С их помощью природа разнообразит генотип.
Самцы более склонны к изменам. Что, впрочем, естественно. Самка может за свою жизнь нарожать ограниченное число детей. Более того, когда самка вынашивает ребеночка, делать с ней любовь уже совершенно бесполезно – ее матка занята развивающимся плодом. Поэтому женщины более разборчивы в связях: на них лежит ответственность за детей! Самки предпочитают отдаваться по любви или симпатии сильным красивым самцам, чтобы потомство было отменным. А вот самцу терять нечего, у него главная природная задача – как можно больше семян рассеять, авось что‑нибудь где‑нибудь да прорастет. И экономить ему нечего: теоретически число его потомков может равняться миллионам особей. Даже тост есть такой у мужчин:
– В одной порции спермы содержится 200 миллионов сперматозоидов. Так выпьем за 200 миллионов наших нерожденных братьев и сестер!
Целиком поддерживаю…
Fuck you!
Раз самец доминирует, стало быть, право выбора самки всегда принадлежит ему. Значит, самке нужно каким‑то другим способом обратить на себя внимание самца, как‑то выделиться в ряду других самок. Чтобы заметили. Поэтому женщины, а не мужчины, используют косметику, виляют бедрами и часто неосознанно принимают характерную позу, которую зоологи называют «подставкой»…
Обезьяна, готовая к продолжению рода, сигнализирует об этом самцу – становится на четвереньки, оттопыривает зад и выгибает спину – это и есть «подставка». Так что, если женщина садится к вам на колени или грациозно нагибается в вашем присутствии к нижнему ящику стола, знайте – это «подставка». Это сработал инстинкт. Недаром подобные позы с отклячиванием кормы считаются у людей очень сексуальными. За примерами далеко ходить не будем. Посмотрите на любой настенный календарь с девочками. Какие позы! Сплошные «подставки».
Вот тут и начинается самое интересное. Так уж случилось, что поза «подставки» у обезьян очень похожа на позу подчинения и признания вины. Например, когда две обезьяны повздорили и одна хочет извиниться, она поворачивается к другой спиной и хлопает себя ладонью по заднице. Забавно, что этот жест и у людей сохранился, только с чуть иным смыслом.
Если низший по иерархии самец чувствует провинность, он поворачивается к старшему по званию и нагибается. Старший степенно подходит сзади к провинившемуся и изображает символический половой акт. Провинившийся при этом испытывает сильное унижение, ведь его тем самым как бы причисляют к самкам, то есть низводят на самую низшую ступень в иерархии. Особенно сильны его переживания, если экзекуция происходит публично.
У людей эта унижающая функция сексуальных отношений сохранилась в закрытых сообществах, максимально близких к животной дикости – в тюрьмах, солдатских казармах, где животное в людях превалирует над разумным.
Вообще, у приматов демонстрация полового органа в состоянии эрекции свидетельствует об утверждении первенства: «я тут главный и потому буду сейчас размножаться (передавать свои гены), а ты свободен». Когда у пралюдей появился язык и ругательства, жестовые унижения немедленно были перенесены в вербальную сферу. Во всем мире, унижая соперника, с ним грозят совершить анальный акт любви. Это чистая символика, поскольку все понимают, что подобное никогда не осуществится в реальности. Аналогично первый секретарь обкома может послать второго секретаря «на…», а второй первого – нет: субординация в стае.
Кстати, пару слов по поводу гомосексуальности… Для продолжения рода она не нужна, тем не менее встречается у самых разных видов. Где истоки этой сексуальной фиксации некоторых особей на партнерах своего пола?.. Как известно, одновременно испытывать две эмоции сразу практически невозможно. Либо ярость – либо радость; либо любопытство – либо паника… И никогда одновременно. Самки и молодые самцы в природе часто этим пользуются: чтобы не перепало тумаков от агрессивного самца, они преобразовывают его гнев в иное чувство. Просто погасить мощную волну чужого гнева – слишком трудно и затратно, а вот слегка перенаправить бушующую психоэмоциональную энергию в иное русло или на иной объект гораздо проще. Самка в критических ситуациях использует сексуальные сигналы, чтобы преобразовать энергию враждебности самца в сексуальное возбуждение. Тот же прием иногда используют и молодые самцы. Результат не заставляет себя ждать – их имеют…
А почему вообще секс и агрессия столь связаны? Почему столь легко преобразовать агрессию в сексуальное возбуждение? А потому, что половой гормон – тестостерон – является одновременно и гормоном агрессии. У секса и агрессии общий генезис. И это понятно: наиболее агрессивный самец, побеждающий в драке за самку, займется с ней сексом.
Этологи уверяют, что не только самцы, но и самки тоже могут испытывать чувство унижения, становясь в позу извинения (подчинения) и схожую с ней позу готовности к сексу (подставки). Поэтому у некоторых видов обезьян самки предпочитают спариваться с самцами в уединении, подальше от глаз общественности, чтоб не подумали, будто самец ее унижает. Вот и у людей секс тоже считается делом уединенным, интимным. А феминистки говорят, что определенные позы оскорбляют их человеческое достоинство. Видимо, тонко чувствуют свою животность…
И последнее. У обезьян есть одна неприятная особенность. Если вожак на кого‑то гневается и бьет его, все остальные члены стаи не сочувствуют бедолаге, а поддерживают вожака – улюлюкают, показывают на страдальца пальцами, плюют в него, бросают куски сухого кала… Вот так и Христа распяли, между прочим. Как только ветер с властных вершин подул в сторону критики, любовь толпы сменилась воплями «Распни его!»
Если б не эта обезьянья психология толпы, разве в нашей истории натворили бы столько бед вожди и диктаторы?
Может, нам лучше было бы произойти от хищников?
- Александр Петрович Никонов
- Введение
- Часть 1.
- Читайте, да обрящете
- Кому не нужно читать эту книгу?
- Теория относительности истины
- Абсолютной Истины не существует!
- Глава 2. Пепельные люди Что было, когда ничего не было, или Парадокс времени
- Новорожденный мир
- Глава 3. Вселенная возникла из ничего за просто так Непустая пустота
- Добрый папа
- Ужасный конец или ужас без конца?
- Физический Бог
- Последний бастион веры
- Часть 2. Миром правят пустота и неопределенность
- Глава 4. Крах здравого смысла
- Глава 5. Сочетание несочетаемых
- Глава 6. Очень неопределенный принцип
- Глава 7. Мышь, смотрящая на Вселенную
- Глава 8. Самая нормальная кривая
- Глава 9. Разнообразие против разнообразия
- Глава 10. Теория исключений
- Глава 11. Желтый карлик
- Часть 3. Эволюция мертвых
- Глава 12.
- Когда б вы знали, из какого сора…
- Глава 13. Земля Ларина в поисках перспективы
- Некоторые интимные подробности зарождения Солнечной системы
- Водородная эра
- Глава 14. Химия и жизнь
- Часть 4. Максимальное животное
- Глава 15. Вы звери, господа!
- Глава 16. Голое водоплавающее…
- Глава 17. «Не капайте мне на мозги…»
- Глава 18. Из плодоядных в плотоядные!
- Недоразвитая обезьяна
- Глава 19. Сексуально озабоченная цивилизация
- Звериный оскал феминизма
- Как оно работает?
- Зачем нужна любовь?
- Кого мы любим?
- Самое сексуальное животное
- Задница на груди
- Зачем нужны измены?
- Эпос одинокого хищника
- Глава 20. Сексу – бой!
- Глава 21. Сексу – да!
- Глава 22. У истоков
- Истоки науки
- Истоки разума и труда
- Истоки искусства
- Истоки языка
- Истоки морали и солидарности
- Истоки юмора
- Истоки экономики
- Глава 23. Агрессия и Бог
- Глава 24. Разумные животные
- Часть 5. Апгрейд обезьяны
- Глава 25. Каин, где твой брат Авель?
- Глава 26. «На лицо ужасные, добрые внутри»
- Глава 27. Кризисы переходного возраста
- Глава 28. Массовая культура Нового Завета
- Глава 29. Армагеддоны
- Глава 30. Маленькие зеленые человечки
- Материалы из «синего пакета»
- (Орфография и пунктуация оригиналов поправлены, стиль сохранен.)
- Случай №1
- Капустин Яр. 28 июля 1989 г.
- Случай №2
- Случай №3
- Случай №4 Расшифровка переговоров цуПа с «Фотонами» – экипажем станции «Салют‑6» – «Союз т‑4». 5 мая 1981 г. На 20729 витке. На орбите – космонавты Савиных и Коваленок.
- Глава 31. Пугалки, кризисы и процессы
- Глава 32. Новое искусство – это зеркало
- В телесном низу
- «Дон Кихот»:«Ветряные мельницы» – 1:2
- Глава 33.Старший брат
- Глава 34. Новая мораль – это нравственность
- Глава 35. Право на жизнь – это право на смерть
- Часть 6. Прямые следствия нравственной парадигмы
- Глава 36.
- Мифы о наркотиках
- Глава 37. Здравствуй, оружие!
- Глава 38.
- Глава 40. В сетях разума Розенблатт и Румельхарт
- Химически точные чувства
- Смена носителя
- Глава 41. Это что же получается? с вековой мечтой о бессмертии придется покончить?
- Заметки по поводу… Послесловие академика а. Назаретяна
- Мнение нобелевского лауреата по физике Виталия Гинзбурга по некоторым вопросам, затронутым в книге