logo
Расследование пожаров / Cheshko - Osmotr mesta pozhara 2004

6.8 Электродвигатели

Наиболее распространены асинхронные электродвигатели единых серий, которые изготавливаются на все необходимые номинальные мощности, как в основном исполнении, так и в различных модификациях.

Чаще всего встречаются двигатели трехфазные асинхронные серии 4А на напряжение до 1000 В. В зависимости от рабочих свойств и условий работы они имеют основное исполнение или модификации.

Серия 4А охватывает диапазон номинальных мощностей от 0,06 до 400 кВт (при 1500 об\мин.). Включаются в сеть переменного тока с частотой 50Гц и напряжением 220, 380, 660 В [87].

Электродвигатели (в том числе серии 4А) обычно состоят из следующих основных узлов: станины с запрессованным статором, ротора, двух подшипниковых щитов, вентилятора и коробки выводов (см. рис. П. 1.84 приложения 1).

Более подробно показаны конструкции асинхронных двигателей с фазным и с короткозамкнутым ротором показаны на рис. П. 1.85 приложения 1.

Перед исследованием электродвигателя полезно, по возможности, ознакомиться с его технической документацией, схемой монтажа и электропитания.

При осмотре электродвигателя на месте пожара необходимо найти на его корпусе шильдик (бирку), на котором указаны его тип, марка и технические характеристики, и зафиксировать эти данные в протоколе осмотра.

Структура обозначения типов двигателей [87]:

4 - порядковый номер серии;

А - наименование вида двигателя - асинхронный;

Н - обозначение двигателей защищенного исполнения; отсутствие знака означает закрытое обдуваемое исполнение;

А - станина и щиты из алюминия; Х - станина алюминиевая, щиты чугунные;

отсутствие знака означает, что станина и щиты чугунные или стальные;

50-3 5 5 - высота оси вращения;

S, L, М - установочные размеры по длине станины;

А, В - обозначение длины сердечника (первая длина - А, вторая - В);

2,4,6,8,10,12 - число полюсов;

У - климатическое исполнение двигателя;

з - категория размещения.

Примеры:

4АА56А2УЗ - электродвигатель серии 4, асинхронный, закрытого исполнения, станина и подшипниковые плиты из алюминия, с высотой оси вращения 56 мм, сердечник первой длины, двухполюсный, для районов умеренного климата, третьей категории размещения.

4АН200М4УЗ - электродвигатель серии 4, асинхронный, защищенного исполнения, станина и щиты из чугуна, с высотой оси вращения 200 мм, с установочным размером М по длине станины, четырехполюсный, для районов умеренного климата, 3-ей категории размещения.

Если бирка с данными двигателя отсутствует или текст на ней не читается, данное обстоятельство указывается в протоколе осмотра; а в качестве характеристики осматриваемого двигателя указываются его габариты и другие визуально определяемые (или измеряемые) характеристики.

При осмотре электродвигателя — статическом и динамическом - должны быть подробно описаны его термические поражения — деформации корпуса и отдельных деталей, выгорание краски, закопчения и выгорание копоти, наличие цветов побежалости, проворачиваемость (или непроворачиваемость) подвижных деталей, следы дуговой эрозии и оплавления проводов и корпусных деталей и т.д.

Особое внимание нужно обращать внимание на узлы и детали, где чаще всего возникают пожароопасные аварийные режимы. В двигателях с короткозамкнутым ротором к таковым относятся статор, два подшипника, коробка выводов и вентилятор; в двигателях с фазным ротором, кроме указанных, ротор и узел контактных колец [19].

Статор. Загорания, связанные со статором, происходят в основном по причине КЗ и перегрузки. КЗ может быть межвитковое у разных фаз или с витков на корпус. Причиной КЗ является механическое повреждение изоляции, воздействие агрессивных химических сред, а, чаще всего, тепловое старение изоляции вследствие перегрева обмоток двигателя, как при нормальной нагрузке, так и при различных перегрузках. Следы КЗ (дуговые оллавления) выявляются в ходе динамического осмотра. По природе и внешнему виду они аналогичны оплавлениям (проплавлениям), возникающим в других электротехнических устройствах.

При работе на двух фазах изоляция намоточного провода в обмотках двух фаз может разрушаться по всему сечению обмотки.

Подшипники. Предельно допустимая температура нагрева составляет для подшипников скольжения 80 °С; для подшипников качения - 100 °С. Перегрев подшипников