logo
Расследование пожаров / Cheshko - Osmotr mesta pozhara 2004

Глава 6. Особенности осмотра и изъятия на исследование отдельных объектов 137

в элетродвигателе может происходить из-за утечки масла через уплотнительные кольца на валу машины, имеющие дефекты или через неплотно завернутую спускную пробку;

вследствие загрязнения масла; вследствие того, что в подшипниках с кольцевой смазкой смазочное кольцо не вращается и вал не обтекается маслом. Перегрев подшипников может быть следствием перетяжки ремня или перекоса оси приводимого в движение механизма, вибрации электрической машины.

При осмотре подшипников проводят сравнение их друг с другом - при внешнем тепловом воздействии их состояние должно быть примерно одинаково, а при возникновении аварийного режима в одном из них - явно различным. Обращают внимание на наличие (или отсутствие) свободного вращения, а также признаки трения и локального нагрева -выработку, полировку металла, цвета побежалости и др.

Коробка выводов. На клеммной колодке в местах соединений обмоток двигателя с электропроводкой питающей сети возможно возникновение больших переходных сопротивлений («плохого контакта»). Внешние признаки БПС описаны в главе 4.

БПС может привести как к загоранию внутри самой колодки выводов, так и к отгоранию одной из фаз (особенно в проводах с алюминиевыми жилами), и, как следствие, работе двигателя в пожароопасном неполнофазном режиме.

Из вышеизложенного понятна необходимость подробного описания при осмотре двигателя состояния контактов в коробке выводов.

Вентиляционный узел. В вентиляционном узле лопасти вентилятора могут задевать о металлические части двигателя, что может приводить к искрообразованию. При сильном биении, а также попадании в вентиляционный узел крупных посторонних предметов, вал может вообще заклинить, следствием чего станет перегрев статорной обмотки и загорание двигателя.

Учитывая это, необходим осмотр вентиляционного узла на предмет выявления следов биения, целостности лопастей вентилятора, проверки его свободного вращения.

Ротор. У двигателей с фазным ротором ротор является пожароопасным узлом. Там также может возникнуть КЗ. Причины его возникновения в роторной обмотке двигателя с фазным ротором практически те же, что и в статорной обмотке любого асинхронного двигателя. Изоляция между железными листами в сердечнике ротора постепенно теряет свои электроизолирующие свойства, что ведет к увеличению вихревых токов и токов утечки, возникновению локальных зон нагрева, и, в конечном счете, пробою изоляции и возникновению дуги.

Глава б. Особенности осмотра и изъятия на исследование отдельных объектов 138

При коротком замыкании может происходить разрушение (оплавление, выплавление) коллекторных пластин.

Узел контактных колец. У двигателей с фазным ротором он является источником искрообразования. Причиной искрения могут стать, в частности, неотшлифованные и плохо пригнанные к кольцам щетки, загрязненная поверхность колец, наличие вибрации, появление

переходных сопротивлений в местах соединения обмотки с контактными кольцами. Искрообразование приводит к разрушению и износу щеток, на поверхности контактных колец образуется нагар и почернение. На деталях указанного узла формируются признаки дуговой эрозии и перегрева.

Если двигатель находится в среде, способной загораться от искры (горючие пыле-, паро- и газовоздушные смеси и вещества, склонные к тлению), пожар может произойти и по этой причине. Учитывая данное обстоятельство, при расследовании пожара выяснению подлежит как изучение возможности искрообразования (тип и исполнение двигателя, оценка состояния узла контактных колец и других потенциальных источников искр), так и наличие в очаговой зоне соответствующей среды.

У машин постоянного тока источником сильного искрообразования может быть якорь двигателя.

Внешний осмотр электродвигателя обычно производится в несколько этапов:

1. Производится внешний осмотр корпуса электродвигателя, кожуха вентилятора и питающей двигатель электропроводки вплоть до ввода в контактную коробку (коробку выводов);

2. Изучение состояния электропроводки, проходящей внутри коробки выводов, клеммной колодки, контактных колец и лопастей вентилятора;

3. Визуальное исследование ротора, статора, их обмоток;

4. Осмотр подшипников электродвигателя.

При наличии следов оплавлений проводки электроснабжения двигателя, обмотки статора и ротора, а также прожогов и оплавлений стальных деталей двигателя, необходима фиксация этого факта в протоколе осмотра, фото-, видеосъемка (ориентирующий и детальный снимки) и изъятие объекта на исследование. Участок оплавления на внешней электропроводке изымается в соответствии с рекомендациями, приведенньми в главе 5; при наличии оплавлений в самом электродвигателе предпочтительнее изъятие электродвигателя целиком.

Существенным является место расположения оплавлений. Наличие локальных оплавлений в статорной и роторной обмотках обычно является следствием аварийного

режима, произошедшего до пожара. При нагреве двигателя теплом пожара извне, в первую очередь замыкаются провода питающей электропроводки. Поэтому при осмотре важно зафиксировать наличие (и отсутствие) как тех, так и других.

Следует не забывать, кроме осмотра самого двигателя и подходящих к нему проводов, изучить и зафиксировать состояние автоматов защиты или плавких предохранителей, защищающих данный двигатель.

Дознавателю, при опросе технического персонала, эксплуатирующего двигатель и других свидетелей, важно выяснить, как вел себя двигатель до пожара.

Известно, что трехфазные электродвигатели при обрыве одной фазы не запускаются и сильно гудят. Если обрыв происходит у работающего двигателя, то ток статора сильно увеличивается и может сгореть обмотка, если защита не отключит двигатель. Обороты двигателя при этом снижаются, он гудит и может вообще остановиться.

При наличии межвитковых замыканий в статорах электродвигателей переменного тока также слышно сильное гудение и наблюдается вибрация.

Электродвигатели переменного тока со значительными межвитковыми замыканиями в роторе часто не поддаются запуску. Под нагрузкой двигатель останавливается.

У коллекторных электродвигателей при межвитковых замыканиях наблюдается сильное искрение щеток.

Пожаропасный аварийный режим в двигателе обычно возникает и развивается постепенно. Поэтому эти и другие, описанные выше, факты искрения двигателя, плохого запуска, остановки, гудения, периодического срабатывания аппаратов защиты и т.д. могут быть замечены персоналом и сообщены при допросах (опросах).

Глава б. Особенности осмотра и изъятия на исследование отдельных объектов 140