§4. Работа синхронного генератора под нагрузкой (на примере явнополюсной машины).
4.1. Реакция якоря.
Рассмотрим работу трехфазного синхронного генератора в автономном режиме, когда к фазам обмотки статора подключены равные и однородные сопротивления. В этом случае при симметричной нагрузке по фазным обмоткам генератора проходят равные токи, сдвинутые по времени друг относительно друга на 120°. Эти токи создают магнитное поле якоря, вращающееся с частотой n1, равной частоте вращения ротораn2. Следовательно, магнитные потоки якоря Фаи возбуждения Фвбудут взаимно неподвижны и результирующий поток машины Фрезпри нагрузке будет создаваться суммарным действием м.д.с.Fвобмотки возбуждения и м.д.с.Fаобмотки якоря.
Однако, в синхронной машине (в отличие от асинхронной) м.д.с. обмотки ротора (возбуждения) не зависит от нагрузки, поэтому результирующий поток при работе генератора в рассматриваемом режиме будет существенно отличаться от потока при холостом ходе.
Воздействие м.д.с. якоря на магнитное поле синхронной машины называется реакцией якоря. Так как под действием реакции якоря изменяется результирующий поток в машине, напряжение генератора, работающего в автономном режиме, будет зависеть от величины и характера нагрузки, а также от индивидуальных особенностей машины: величины м.д.с. Fв, свойств магнитной системы.
4.2. Реакция якоря в явнополюсной машине.
Рассмотрим влияние реакции якоря на рабочие свойства синхронной машины при различных углах сдвига фаз ψ между э.д.с. Е0и токомIав обмотке якоря. Этот угол определяется характером нагрузки, т.е. величинами сопротивленийR,xLиxc.
4.2.1. Реакция якоря при чисто активной нагрузке.
Покажем трехфазный генератор, в котором каждая фаза представлена одной катушкой.
Расположим ротор таким образом, чтобы центр полюса находился под стороной одной из фаз (пусть это фаза А). Тогда, согласно закону наведения э.д.с. в этой фазе э.д.с. Е0от поля полюсов будет максимальной, т.к. проводники фазы находятся в точке пространства, где индукция поля полюсов наибольшая. Но по условию отсутствует сдвиг фаз между Е0иIа. Следовательно, ток в фазе А будет наибольшим.
Вращающаяся намагничивающаяся сила, созданная трехфазной обмоткой, в момент максимума тока в какой-либо фазе располагается своей осью по оси этой фазы. Следовательно, в нашем случае ось намагничивающей силы обмотки якоря Fарасположится по оси фазы А (на рисунке горизонтально). Направление вектора намагничивающей силыFавправо определяем, используя правило буравчика, проследив знаки э.д.с. и тока в фазе А. Поскольку намагничивающая сила обмотки возбуждениянаправлена по оси полюсов (на рис. вертикально вверх), видно что оси намагничивающих сил обмоток возбужденияи якорясдвинуты на 90° электрических. Направление по оси полюсов трактуется как продольное (индексd). Намагничивающая сила обмотки якоря, расположенная относительно намагничивающей силы обмотки возбуждения под углом 90° электрических, называется поперечной (индексq). Следовательно, при чисто активной нагрузке=. Поперечная намагничивающая сила обмотки якорябудет ослаблять поле на набегающем и усиливать на сбегающем крае полюса.
4.2.2. Реакция якоря при чисто индуктивной и емкостной нагрузках.
При чисто индуктивной нагрузке угол ψ=90° отстающий.
Теперь, когда центр полюса ротора расположен под стороной фазы и э.д.с. Е0будет равен нулю, ток в этой фазе (у нас фаза А) будет максимальным позднее, и за это время ротор успеет повернуться на 90° электрических в течение времени, разделяющее максимальное и минимальное значение тока. Как видно, намагничивающая сила обмоток возбуждения и якоря будут направлены противоположно. Намагничивающая сила обмотки якоряявляется продольной размагничивающей:=. Таким образом, реакция якоря при чисто индуктивной нагрузке влияет количественно, уменьшая поток по сравнению с его величиной при холостом ходе.
При чисто емкостной нагрузке угол ψ=90° опережающий. Теперь в момент максимального значения тока в фазе А, ось ротора отстает на 90° электрических по направлению вращения от стороны фазы А. Это означает, что оси намагничивающих сил обмоток возбуждения и якоря совпадают и реакция якоря будет продольной подмагничивающей, усиливающей магнитное поле полюсов. Результирующий поток при нагрузке увеличивается по сравнению с потоком при холостом ходе.
4.2.3. Общий случай нагрузки. Теория двух реакций.
В общем случае нагрузки угол ψ имеет промежуточное значение, т.е. 0<φ<90° электрических при отстающем токе, поскольку в составе нагрузки обычно имеются активная и индуктивная составляющие. В машинах с явно выраженными полюсами магнитная проводимость по окружности воздушного зазора не одинакова; она наибольшая по продольной оси и наименьшая по поперечной. Соответственно магнитное сопротивление по поперечной оси значительно больше магнитного сопротивления по продольной Rmq>Rmd.
=Facosφ
Характер нагрузки: токIотстает от э.д.с. Е0 на угол φ. На рисунке ротор дан в том положении в пространстве, при котором в определенной фазе токIимеет максимальное значение, намагничивающая сила обмотки якоряFанаправлена по оси фазы, следовательно вправо.
Действие реакции якоря следует рассматривать по продольной и поперечным осям в отдельности. Теория двух реакций синхронной машины основана на принципе раздельного рассмотрения продольного и поперечного полей и последующего их наложения без учета влияния изменения насыщения магнитной цепи.
Намагничивающая сила обмотки якоря раскладывается на продольную и поперечные составляющие:
Fd=Fasinψ,
Fq=Facosψ,
где Fa=.
Действие составляющей Fdсведено к случаю индуктивной нагрузки (составляющаяFd=Fasinψявляется продольной намагничивающей силой реакции якоря и, действуя размагничивающе, ослабляет поле). Действие составляющейFqсведено к случаю чисто активной нагрузки; составляющаяFq=Facosψявляется поперечной намагничивающей силой реакции якоря.
- Лекции по электрическим машинам л 1. Тема: «Общие вопросы теории машин переменного тока»
- §1. Синхронные машины.
- §2. Асинхронные машины.
- §3. Обмотки машин переменного тока.
- §4. Электродвижущие силы обмоток машин переменного тока.
- §4.3. Э.Д.С. Витка.
- §5. Намагничивающие силы обмоток переменного тока.
- Л 2. Тема: «Асинхронные машины. Основы теории асинхронных машин при неподвижном роторе»
- §1. Принцип действия асинхронной машины.
- §2. Двигатели асинхронные 3хфазные единой серии 4а.
- §3. Асинхронная машина пи заторможенном роторе.
- Л 3. Тема: «Основы теории асинхронных машин при вращающемся роторе»
- §1. Ориентировочные замечания.
- §2. Основные явления, происходящие в асинхронной машине при вращении.
- §3. Уравнение э.Д.С. Ротора и ток ротора i2.
- §4. Частота вращения намагничивающей силы ротора.
- §5. Уравнение намагничивающих сил асинхронной машины при её вращении.
- §6. Схема замещения ротора асинхронной машины.
- §7. Векторная диаграмма асинхронного двигателя.
- §8. Схема замещения асинхронного двигателя.
- §9. Потери и к.П.Д. Асинхронного двигателя.
- Л 4. Тема: «Синхронные машины. Работа под нагрузкой».
- §1. Основные понятия и устройство синхронной машины.
- §2. Принцип действия синхронной машины.
- §3. Работа синхронного генератора при холостом ходе.
- §4. Работа синхронного генератора под нагрузкой (на примере явнополюсной машины).
- Л 5. Тема: «Параллельная работа синхронных машин»
- §1. Предварительные замечания.
- §2. Условия параллельного включения синхронных генераторов по способу точной синхронизации.
- §3. Включение синхронных генераторов по методу самосинхронизации.
- Л 6. Тема: «Характеристики синхронных генераторов».
- §1. Система относительных единиц.
- §2. Характеристика холостого хода.
- §3. Характеристика короткого замыкания.
- §4. Опытное определение xd.
- §5. Опытное определение реактивного треугольника.
- §6. Нагрузочная характеристика.
- §7. Опытное определение индуктивного сопротивления рассеяния хδ.
- §8. Внешняя характеристика.
- §9. Регулировочная характеристика.
- §10. Отношение короткого замыкания.
- Л 7. Тема: «Физические основы рабочего процесса трансформатора»
- §1. Принцип работы трансформатора.
- §2. Схемы и группы соединения обмоток трехфазных трансформаторов.
- §3. Уравнение электродвижущих сил.
- §4. Уравнение намагничивающих сил.
- §5. Приведенный трансформатор.
- §6. Переходные процессы в трансформаторах.
- Л 8. Тема: «Рабочие свойства трансформаторов»
- §1. Режим холостого хода.
- §2. Опыт короткого замыкания.
- §3. Изменение напряжения трансформатора.
- §4. Включение трансформаторов на параллельную работу.
- §5. Энергетическая диаграмма трансформатора.
- §1. Устройство и принцип действия.
- §2. Энергетическая диаграмма.
- §3. Основные электромагнитные соотношения машины постоянного тока.
- §4. Общие сведения об обмотках машин постоянного тока (якорных обмотках).
- §5. Простая петлевая обмотка.
- §6. Простая волновая обмотка.
- Л 10. Тема: «Магнитная цепь машины постоянного тока».
- Значение индукции в машинах постоянного тока.
- Л 11. Тема: «Магнитное поле машины постоянного тока при нагрузке».
- §1. Реакция якоря.
- §2. Влияние реакции якоря на магнитный поток машины.
- Л 12. Тема: «Коммутация в машинах постоянного тока».
- §1. Причины, вызывающие искрение на коллекторе.
- §2. Физическая сущность коммутации и ее влияние на работу машины.
- §3. Способы улучшения коммутации.
- Л 13. Тема: «Генераторы постоянного тока и их характеристика».
- §1. Характеристики генераторов.
- Л 14. Тема: «Генераторы постоянного тока. Классификация».
- Л 15. Тема: «Двигатели постоянного тока, их характеристики».
- §1. Основные понятия.
- §2. Пуск двигателя постоянного тока.
- §3. Рабочие характеристики двигателя постоянного тока.
- §4. Механические характеристики двигателей постоянного тока.
- §5. Рабочие характеристики двигателя с последовательным возбуждением.