§4. Электродвижущие силы обмоток машин переменного тока.
4.1.Основные характеристики э.д.с. переменного тока.
Э.д.с. переменного тока характеризуется тремя основными параметрами:
а) величиной;
б) частотой;
в) формой кривой.
Получение э.д.с. необходимой величины и частоты сравнительно просто; труднее создать э.д.с. заданной формы. Обычно требуется, чтобы э.д.с. машины была практически синусоидальна. Даже если отклонение ординат не превышает 5%, то в этом случае считается, что кривая практически синусоидальна. Если кривая отличается от синусоиды, то это значит, что она содержит высшие гармоники э.д.с. (1,3,5). Высшие гармоники э.д.с. оказывают вредное влияние не только на генератор и большинство приемников, вызывая в них увеличение потерь, но также и на линии передачи, способствуя возникновению перенапряжений на различных их участках и оказывая индуктивное воздействие на близлежащие линии слабого тока. С ростом номера гармоники амплитуда уменьшается.
4.2. Э.д.с. проводника.
Расположим проводник на статоре, а полюсные наконечники полюсов на роторе параллельно оси машины. Возбудим машину и приведем ее во вращение со скоростью n=const. Тогда мгновенное значение индуктируемой в проводнике э.д.с. будет епр=Еmпрsinωt, амплитуда которой
Еmпр=Вδlυ,
где Вδ– максимальное значение магнитной индукции в зазоре,
l– длина проводника,
υ– окружная скорость.
υ=,
где ,.
Амплитудное значение э.д.с. после подстановки υ будет иметь вид:
Епр=2f∙Bδm∙l∙τ
и действующее значение
Епр==√2f∙Bδ∙l∙τ
Из формулы следует, что при постоянной длине проводника и частоте вращения график полностью повторять кривую изменения индукции в зазоре. На практике стремятся уменьшить высшие гармоники э.д.с. Для этого делают следующее:
1) неравномерный воздушный зазор под полюсом =1,5…2
2) коэффициент полюсного перекрытия α = bp/τ = 0,60…0,75
3) делают скос пазов ротора или статора относительно бегущего магнитного поля.
Последнее рассмотрим подробнее. При скосе пазов фазы э.д.с., индуцируемых в отдельных участках проводника синусоидально распределенным магнитным полем (см.рис.), беспрерывно изменяются вдоль проводника.
Элементарные э.д.с. ∆Е, индуцируемые на обоих концах проводника, сдвинуты по фазе на угол
,
где bc– величина скоса.
В этом случае для определения э.д.с. проводника Епрнеобходимо сложить векторы э.д.с. отдельных участков проводника ∆Е.
В пределе, если рассматривать бесконечно малые участки проводников, ∆Е→0 и геометрическая сумма Епрвекторов ∆Ė изобразится дугой и будет равна хорде окружности, опирающейся на центральный угол.
При отсутствии скоса ∆Ė складываются арифметически и их сумма равна длине дуги (см.рис.). Отношение длины хорды к ее дуге
определяет степень уменьшения э.д.с. Епр при наличии скоса и называется коэффициентом скоса пазов обмотки. Подставив, приведенное выше значение углаполучим
Очевидно, что при bc→0кс=1.
Таким образом
Епр=√2·fBδlτkc
Обычно скос относительно невелик и значение ксблизко к единице. Например, приbc/τ = 1/6,кс = 0,989, т.е. э.д.с. Епруменьшается на 1,1%.
- Лекции по электрическим машинам л 1. Тема: «Общие вопросы теории машин переменного тока»
- §1. Синхронные машины.
- §2. Асинхронные машины.
- §3. Обмотки машин переменного тока.
- §4. Электродвижущие силы обмоток машин переменного тока.
- §4.3. Э.Д.С. Витка.
- §5. Намагничивающие силы обмоток переменного тока.
- Л 2. Тема: «Асинхронные машины. Основы теории асинхронных машин при неподвижном роторе»
- §1. Принцип действия асинхронной машины.
- §2. Двигатели асинхронные 3хфазные единой серии 4а.
- §3. Асинхронная машина пи заторможенном роторе.
- Л 3. Тема: «Основы теории асинхронных машин при вращающемся роторе»
- §1. Ориентировочные замечания.
- §2. Основные явления, происходящие в асинхронной машине при вращении.
- §3. Уравнение э.Д.С. Ротора и ток ротора i2.
- §4. Частота вращения намагничивающей силы ротора.
- §5. Уравнение намагничивающих сил асинхронной машины при её вращении.
- §6. Схема замещения ротора асинхронной машины.
- §7. Векторная диаграмма асинхронного двигателя.
- §8. Схема замещения асинхронного двигателя.
- §9. Потери и к.П.Д. Асинхронного двигателя.
- Л 4. Тема: «Синхронные машины. Работа под нагрузкой».
- §1. Основные понятия и устройство синхронной машины.
- §2. Принцип действия синхронной машины.
- §3. Работа синхронного генератора при холостом ходе.
- §4. Работа синхронного генератора под нагрузкой (на примере явнополюсной машины).
- Л 5. Тема: «Параллельная работа синхронных машин»
- §1. Предварительные замечания.
- §2. Условия параллельного включения синхронных генераторов по способу точной синхронизации.
- §3. Включение синхронных генераторов по методу самосинхронизации.
- Л 6. Тема: «Характеристики синхронных генераторов».
- §1. Система относительных единиц.
- §2. Характеристика холостого хода.
- §3. Характеристика короткого замыкания.
- §4. Опытное определение xd.
- §5. Опытное определение реактивного треугольника.
- §6. Нагрузочная характеристика.
- §7. Опытное определение индуктивного сопротивления рассеяния хδ.
- §8. Внешняя характеристика.
- §9. Регулировочная характеристика.
- §10. Отношение короткого замыкания.
- Л 7. Тема: «Физические основы рабочего процесса трансформатора»
- §1. Принцип работы трансформатора.
- §2. Схемы и группы соединения обмоток трехфазных трансформаторов.
- §3. Уравнение электродвижущих сил.
- §4. Уравнение намагничивающих сил.
- §5. Приведенный трансформатор.
- §6. Переходные процессы в трансформаторах.
- Л 8. Тема: «Рабочие свойства трансформаторов»
- §1. Режим холостого хода.
- §2. Опыт короткого замыкания.
- §3. Изменение напряжения трансформатора.
- §4. Включение трансформаторов на параллельную работу.
- §5. Энергетическая диаграмма трансформатора.
- §1. Устройство и принцип действия.
- §2. Энергетическая диаграмма.
- §3. Основные электромагнитные соотношения машины постоянного тока.
- §4. Общие сведения об обмотках машин постоянного тока (якорных обмотках).
- §5. Простая петлевая обмотка.
- §6. Простая волновая обмотка.
- Л 10. Тема: «Магнитная цепь машины постоянного тока».
- Значение индукции в машинах постоянного тока.
- Л 11. Тема: «Магнитное поле машины постоянного тока при нагрузке».
- §1. Реакция якоря.
- §2. Влияние реакции якоря на магнитный поток машины.
- Л 12. Тема: «Коммутация в машинах постоянного тока».
- §1. Причины, вызывающие искрение на коллекторе.
- §2. Физическая сущность коммутации и ее влияние на работу машины.
- §3. Способы улучшения коммутации.
- Л 13. Тема: «Генераторы постоянного тока и их характеристика».
- §1. Характеристики генераторов.
- Л 14. Тема: «Генераторы постоянного тока. Классификация».
- Л 15. Тема: «Двигатели постоянного тока, их характеристики».
- §1. Основные понятия.
- §2. Пуск двигателя постоянного тока.
- §3. Рабочие характеристики двигателя постоянного тока.
- §4. Механические характеристики двигателей постоянного тока.
- §5. Рабочие характеристики двигателя с последовательным возбуждением.