5.2 Каталитические технологии сжигания топлив.
Традиционные энерготехнологические установки основаны на высокотемпературном (обычно около 1200°С) факельном сжигании топлив и являются одним из основных источников загрязнения атмосферы теплом и вредными веществами. Всем традиционным отопительным системам с факельным сжиганием топлива присущи общие недостатки:
1) большой выброс в атмосферу токсичных продуктов сгорания (оксидов азота и серы, монооксида углерода, бензпиренов), существенно превышающий санитарные нормы и поэтому затрудняющий использование таких установок в городской черте;
2) повышенные капитальные затраты за счет больших габаритов систем, обусловленных в основном низкими коэффициентами теплоотдачи от горячих дымовых газов к теплообменным поверхностям;
взрывопожароопасность систем;
высокие требования к конструкционным материалам, которые должны быть жаростойкими и долговечными.
В Институте катализа СО РАН была предложена нетрадиционная технология сжигания жидких, газообразных и твердых топлив в присутствии катализаторов, которая позволяет ликвидировать многие недостатки высокотемпературного сжигания топлив. В основу технологии заложено сочетание четырех принципов:
применение катализаторов полного окисления веществ;
сжигание топлив в псевдоожиженном (кипящем) слое частиц катализатора;
сжигание смесей топлива и воздуха в соотношении, близком к стехиометрическому;
совмещение тепловыделения и теплоотвода в едином псевдоожиженном слое.
Каталитическое сжигание принципиально отличается от горения в традиционном понимании, так как топливо окисляется на поверхности твердых катализаторов без образования пламени вообще. Действие катализаторов в процессе полного окисления (или гетерогенного «горения») топливно-воздушных смесей схематически можно представить как химическое взаимодействие компонентов топлива с поверхностным кислородом катализатора с последующей регенерацией восстановленной поверхности катализатора кислородом газовой фазы. В зависимости от активности катализатора, процесс полного окисления многих веществ может протекать при температурах 300-700°С. Таким образом, присутствие в реакционной системе катализатора снижает температуру сжигания органического топлива с 1000-1200°С до 300-700°С, сохраняя при этом высокие скорости горения и обеспечивая полное сгорание топливно-воздушных смесей даже без избытка воздуха.
В псевдоожиженном состоянии гранулы катализатора являются одновременно и твердым теплоносителем, обеспечивая высокие коэффициенты теплоотдачи к поверхности теплообменника. Наличие катализатора, в сравнении с традиционными способами сжигания, позволяет ослабить требования к термохимическим свойствам конструкционных материалов аппаратов, уменьшить потери теплоты через стенки аппаратов, облегчить запуск системы в работу и управление процессом, а также исключить протекание вторичных эндотермических реакций с образованием токсичных продуктов. Использование катализатора также позволяет снизить взрывоопасность устройств, так как топливо и воздух подаются в псевдоожиженный слой раздельно, и, кроме того, достичь высоких значений теплонапряженности объема топочного пространства и, следовательно, значительно снизить габариты, вес и металлоемкость конструкций. Новая каталитическая технология сжигания позволила создать эффективные и безопасные аппараты для нагрева и испарения жидкостей, в том числе теплофикационные установки, и, кроме того, аппараты для сушки и термообработки материалов, для обезвреживания промышленных выбросов (газовых, жидких и твердых) и многих других процессов.
Особенностью и преимуществом каталитических генераторов тепла (КГТ), разработанных в Институте катализа (мощностью от 200 кВт и выше), является наличие в слое горизонтальной секционирующей решетки, которая тормозит свободную циркуляцию катализатора и разделяет псевдоожиженныи слой на две зоны - нижнюю, с температурой 600 - 750°С, достаточной для полного окисления топлива, и верхнюю, температура которой может быть понижена до 200 - 300°С за счет отвода тепла. Это минимизирует потери теплоты с отходящими газами и позволяет проводить эффективно при контролируемой температуре различные технологические процессы, такие как нагрев, сушка и термообработка различных порошковых материалов.
- Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях
- Рецензент
- 1. Актуальность энергосбережения в России и мире
- 1.1 Теплота сгорания топлива. Понятие условного топлива. Энергоёмкость ввп.
- 1.2 Состояние с производством и потреблением топливно-энергетических ресурсов (тэр) в мире и в России.
- 2 Нормативно-правовая база энергосбережения
- 2.1. Закон “ Об энергосбережении”.
- 3 Энергосбережение и экология. Энергосбережение и уменьшение выбросов парниковых газов
- 4. Энергоаудит
- 4.1 Нормативно-правовые основания проведения энергетических обследований
- 4.2 Виды энергетических обследований.
- Увеличение эффективности генерации тепла
- 5.1 Использование биомассы в качестве топлива
- 5.2 Каталитические технологии сжигания топлив.
- 5.3 Расширение использования местных видов топлива
- 6. Энергосбережение при совместной выработке тепловой и электрической энергии
- 7 Пути экономии энергетических ресурсов в тепломассообменных процессах и установках
- Вторичные энергетические ресурсы (вэр)
- 8.1 Виды вэр
- 8.2. Способы и оборудование для использования низкотемпературных тепловых вэр
- 8.2.1 Контактный теплообменник с активной насадкой (ктан)
- 8.2.2 Вращающиеся регенеративные воздуховоздушные утилизаторы тепла (тепловые колеса)
- 8.2.4. Тепловая труба
- Энергосбережение в жилищно - коммунальном хозяйстве
- 9.1 Энергосбережение при генерации тепловой энергии в малых и средних по мощности котельных.
- 9. 2 Уменьшение потерь при транспортировке теплоносителя. Частотно регулируемый электропривод.
- 9.3. Уменьшение потерь у потребителя.
- 9.3.1. Уменьшение теплопотерь зданий.
- 9.3.2. Регулирование теплопотребления в тепловых пунктах.
- Литература
- Содержание
- Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях
- Муравьёв Александр Геннадиевич