Общие сведения
Современный карьер является полностью электрифицированным предприятием. Потребляемая мощность на карьерах средней производительности составляет 5-10 тыс. ква, а на крупных карьерах с электрифицированным транспортом достигает 25 тыс. ква и более. В числе электроприемников на карьере могут быть потребители первой категории (главная водоотливная установка, дренажная шахта, котельная и др.), перерыв в электроснабжении которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, повреждение оборудования, значительный ущерб, связанный с ликвидацией последствий аварии. Большинство электроприемников (основное горнотранспортное оборудование) относят к потребителям второй категории; перерыв в их электроснабжении связан с массовым недоотпуском продукции, простоем машин, рабочих и т. д. Вспомогательные цехи (ремонтный, строительный и др.), здания и механизмы, некоторые виды коммунальных нагрузок относят к потребителям третьей категории. Отнесение потребителей различных карьеров к той или иной категории по степени надежности электроснабжения регламентировано инструкциями соответствующих министерств.
Перечисленные факторы оказывают существенное влияние на схемы внешнего электроснабжения. Число линий, питающих карьер, их пропускную способность, а также число и мощность трансформаторов на приемных подстанциях выбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить длительное питание нагрузок первой и всех основных нагрузок второй категории при выходе из работы одной из питающих линий или одного из трансформаторов.
Выбор напряжения питающих линий производят на основании технико-экономических сравнений вариантов с разными напряжениями по приведенным затратам, расходу цветных металлов и др. В ряде случаев напряжение питающих линий предопределяется напряжением источника питания. Часто карьер входит в состав горно-обогатительного комбината, питаемого от энергосистемы напряжением 110 кВ и выше; при этом на карьер подводят линии среднего напряжения — 35 кВ или 6 кВ. В отдельных случаях к мощным карьерам, построенным на значительном расстоянии от крупных подстанций, подводят напряжение 110 кВ и выше отпайками от транзитных магистральных линий энергосистем.
Система электроснабжения карьера должна обеспечивать высокое качество электроэнергии у потребителей (стабильность напряжения и частоты), необходимое количество электроэнергии, надежность электроснабжения, экономичность и безопасность всех элементов, гибкость в эксплуатации, возможность расширения карьера в перспективе не менее чем на 10 лет и т. д.
Характерной особенностью электроустановок карьера является рассредоточенность по значительной площади (до 5 км2) и глубине (до 500 м.). Протяженность линий электропередачи на карьере достигает 50-60 км и более. Основные электроприемники (экскаваторы, отвалообразователи, буровые станки и др.) непрерывно или периодически перемещаются; необходимы специальные устройства, обеспечивающие при этом бесперебойность электроснабжения. Значительная часть электроустановок – открытые (находятся на открытом воздухе), эксплуатируются в тяжелых климатических условиях, в запыленной среде с высокой влажностью, могут подвергаться значительным механическим воздействиям при взрывах, оползнях, передвижке и т.д.
Для питания электроприемников переменного тока на карьере широко применяют напряжение 6000 В и 380 В. К наиболее мощному горнотранспортному оборудованию подводят напряжение 10 кВ или 35 кВ. Осветительные установки питаются напряжением 220 В, 127 В, 36 В, 12 В. Находит применение электрический ток и при других напряжениях (3000 В, 660 В, 500 В, 100 В, 60 В и др.). Максимально допустимая суммарная потеря напряжения от подстанций, питающих карьер, до наиболее удаленного электроприемника не должна превышать 10% от номинального напряжения сети (с учетом потерь напряжения в трансформаторах).
Перечисленные факторы определяют выбор системы внутреннего электроснабжения карьеров. Основными элементами этой системы являются одна или несколько главных понизительных подстанций (ГПП), один или несколько центральных распределительных пунктов (ЦРП), карьерные линии электропередачи (ЛЭП), передвижные комплектные трансформаторные подстанции (ПКТП), мачтовые трансформаторные подстанции, передвижные распределительные пункты (ПРП), приключательные пункты (ПП) и др.
Подстанцией называется электроустановка, служащая для преобразования и распределения электроэнергии и состоящая из трансформаторов или других преобразователей энергии, распределительных устройств напряжением до и выше 1000 В, устройств управления и вспомогательных сооружений. Распределительным устройством (РУ) называют электроустановку, служащую для приема и распределения электроэнергии и содержащую коммутационные аппараты, устройства защиты и автоматики, измерительные приборы, сборные и соединительные шины и вспомогательные устройства. Подстанции, как и РУ, могут быть открытыми (все или основное оборудование расположено на открытом воздухе) и закрытыми. В зависимости от преобладания той или иной функции подстанции называют трансформаторными (ТП), тяговыми и совмещенными. Комплектной трансформаторной подстанцией (КТП, КТПН) называется подстанция, состоящая из трансформаторов, комплектных распределительных устройств внутренней (КРУ) или наружной (КРУН) установки и других элементов, поставляемых, в собранном или полностью подготовленном для сборки виде. Мачтовой трансформаторной подстанцией называется открытая ТП, все оборудование которой установлено на высоких конструкциях или на опорах линии электропередачи.
Распределительным пунктом (РП) называют РУ, предназначенное для приема и распределения электроэнергии на одном напряжении без преобразования и трансформации. Распределительный пункт специального исполнения, предназначенный для открытой установки в карьере, называют карьерным распределительным пунктом (КРП). Приключательным пунктом (ПП) называют устройство для подключения гибких кабелей, питающих горнотранспортное оборудование (экскаватор, отвалообразователь и др.), к карьерной ЛЭП.
Питающей называется линия для питания PП или подстанции и от ГПП или ЦРП без распределения электроэнергии по ее длине. Распределительной называют линию, питающую ряд РП, ТП, ПП или вводы к электроустановкам потребителей. Внешнее электроснабжение ГПП или ЦПП, как правило, осуществляется двумя одноцепными или одной двухцепной воздушной линией электропередачи (ВЛ).
Для повышения безопасности эксплуатации распределительные сети карьеров напряжением до и выше 1000 В выполняют с изолированной нейтралью; в сетях напряжением до 10 кВ предусматривают защитное отключение при однофазном замыкании на землю. Сети напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью, связанные через трансформаторы с сетями напряжением выше 1000 В, защищают от опасности, возникающей при повреждении изоляции между обмотками высшего и низшего напряжений трансформатора, пробивным предохранителем, установленным в нейтрали или фазе на стороне низшего напряжения трансформатора. Электроустановки промплощадки, сельскохозяйственные и коммунальные нагрузки питают от понижающих трансформаторов с глухозаземленной нейтралью. Для заземления электроустановок различных назначений и напряжений применяют общее заземляющее устройство.
Местоположение ГПП или ЦРП выбирают на поверхности, у границы карьерного поля, возможно ближе к центру тяжести электрических нагрузок, но в зоне, безопасной при взрывных работах на карьере, нарушение которой горными работами исключено. Совмещенные подстанции обычно располагают на борту карьера в районе выездной траншеи. Если подстанцию или распределительный пункт используют для питания группы карьеров, то учитывают также удобство трассировки воздушных и кабельных линий.
Для повышения коэффициента мощности до директивной величины предусматривают синхронные двигатели и батареи статических конденсаторов. Установка последних предпочтительней в сетях напряжением до 1000 В, так как обеспечивается существенное уменьшение потерь в низковольтных ЛЭП и уменьшение расчетной мощности понизительных трансформаторов. Статические конденсаторы напряжением выше 1000 В устанавливают на электроприемниках (там, где это возможно по условиям работы, например на отвальных мостах) и подстанциях, а напряжением до 1000 В – максимально децентрализовывают.
Схемы распределительных сетей
Схемы распределительных сетей карьера подразделяют на радиальные (с питающими линиями), магистральные (с распределительными линиями), и смешанные. Последние имеют наибольшее применение.
Радиальные схемы выполняют одноступенчатыми (при непосредственном питании электроприемников от ГПП или ЦРП) или двухступенчатыми с применением промежуточных РП, ТП, KTП и т.п.; магистральные схемы выполняют: с одиночными магистралями, имеющими одностороннее и двустороннее питание; с кольцевыми магистралями, имеющими одностороннее или двустороннее питание; несколькими параллельными магистралями в различных вариантах.
В зависимости от расположения линий электропередачи относительно фронта горных работ (вдоль или поперек) ЛЭП подразделяют на продольные и поперечные. Продольную линию, построенную на поверхности, за пределами рабочих горизонтов (например, вдоль технической границы карьера), называют бортовой линией, а поперечные спуски от нее на рабочие горизонты - «поперечниками». Сечение проводов бортовой линии принимают до 150 мм2, а поперечных – до 70 мм2.
При использовании продольных линий приключательные пункты располагают вдоль линии через 200-300 м. По мере удаления от приключательных пунктов на расстояние, определяемое длиной гибкого кабеля, передвижные электроприемники присоединяют к следующему ближайшему приключательному пункту. Длина гибкого кабеля, питающего одноковшовые экскаваторы, составляет 100-250 м. по условиям удобства их подтягивания и переноски.
Рис.152. Классификация схем распределительных сетей карьера;
а — радиальная одноступенчатая; б — радиальная двухступенчатая с РП; в — радиальная двухступенчатая: с глубоким вводом и ТП; г — с двумя радиальными линиями; д — магистральная одиночная о односторонним питанием; е — магистральная одиночная с двусторонним питанием; ж — магистральная кольцевая; э — магистральная двойная с двусторонним питанием; и — магистральная с глубоким вводом; к — смешанная (радиальная с магистральным резервированием и магистральная)
Рис.153. Характерные схемы расположения линий электропередачи на карьере:
а – продольные линии с односторонним питанием; б – поперечные линии с односторонним питанием; в – бортовые линии двустороннего питания с поперечниками.
Продольное расположение воздушных линий не создает помех при перемещении экскаватора вдоль уступа и при работе; упрощается подключение прочих электроприемников на рабочих площадках. Недостатки продольных линий – необходимость частой передвижки и высокая повреждаемость при взрывных работах. Продольные линии получили наиболее широкое применение; выполняются преимущественно на передвижных опорах.
Поперечные воздушные или кабельные линии, отходящие от распределительного пункта или ГПП, подводят к борту карьера, откуда спускаются на уступы. На рабочей площадке уступа в месте пересечения поперечной линии размещают приключательный пункт или КРП, к которому присоединяют ближайшие электроприемники. Количество линий, пересекающих уступ, и число приключательных пунктов зависят от длины уступа, количества рабочих машин, длины разрабатываемых блоков.
Чтобы исключить при работе задевание стрелой экскаватора поперечной воздушной линии, питание осуществляют попеременно от двух ближайших приключательных пунктов, расположенных на границах блока. Достоинство поперечных линий – отсутствие передвижки. Применение поперечных линий, по сравнению с продольными, обычно приводит к увеличению капитальных затрат за счет большей суммарной протяженности. Однако в процессе эксплуатации сокращение или наращивание поперечных линий производится сравнительно просто, поэтому снижаются издержки на эксплуатацию и уменьшаются простои оборудования. Поперечные линии на рабочих уступах получили также широкое распространение.
Схемы распределительных сетей карьера выбирают в зависимости от требуемой надежности электроснабжения, территориального размещения и величины основных нагрузок, технологии горных работ (с учетом скорости подвигания забоев, наличия буровзрывных работ и т. п.) и других факторов. Стремятся к наименьшему числу промежуточных звеньев и ступеней системы электроснабжения и к минимальной протяженности линий электропередачи. Сравнение намеченных вариантов производят по технико-экономическим показателям, учитывающим не только факторы, относящиеся к системе электроснабжения, но и простои горнотранспортного оборудования при переключениях, передвижке ЛЭП и т.д.
Распределительные сети карьера выполняют преимущественно воздушными линиями электропередачи.
Устройство карьерных распределительных сетей
Электрическими сетями называют части электрической системы, состоящие из подстанций, кабельных и воздушных линий различных напряжений. Электрической воздушной линией (ВЛ) называют устройство для передачи и распределения электрической энергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов в арматуры к опорам или к кронштейнам инженерных сооружений. Кабельной линией (КЛ) называют устройство для передачи электроэнергии, состоящее из одного или нескольких кабелей (проложенных в земляной траншее, на поверхности, в инженерных сооружениях и т. д.), кабельных муфт, разделок и счалок (различного назначения и конструкции) и крепежных деталей.
Электрические сети карьера подразделяют на стационарные (переноска которых свявана с демонтажем опор и передвижные. Последние переносят вслед за электроприемпиками в карьере – горнотранспортным оборудованием и др. - по мере подвигания забоев и фронта горных работ (иногда непрерывно), демонтируют в опасной зоне перед взрывом, а затем восстанавливают, прокладывают для одноразового использования (например, для питания по трассе, перегона экскаватора) и т.д.
Конструктивные особенности воздушных и кабельных линий существенно зависят от величины линейного напряжения. Характерными являются линии напряжением до 1 кВ, 3-10 кВ и 35 кВ. Преимущественное по протяженности применение на карьерах получили воздушные линии, отличающиеся простотой устройства и эксплуатации. Кабельные линии обходятся значительно дороже воздушных линий того же напряжения.
Правилами устройства электроустановок в зависимости от напряжения и назначении ВЛ разделяют на три класса (табл. 27). Основными элементами воздушных ЛЭП являются: провода, тросы, изоляторы, арматура и опоры.
Таблица 27
- Общие сведения
- Классы воздушных линий
- Наименьшие допустимые сечения проводов
- Распределительные устройства. Главные понизительные подстанции
- Открытые распределительные устройства гпп напряжением 35 кВ и выше
- Стационарные подстанции напряжением 6/0,4 - 0,23 кВ
- Тяговые преобразовательные подстанции (тпп)
- 1.1. Основные требования к схемам электроснабжения. Категории потребителей электроэнергии
- 1.2. Источники электроснабжения открытых горных работ
- 1.3. Выбор рациональной системы электроснабжения
- 1.4. Схемы внешнего электроснабжения карьеров
- Карьерные передвижные подстанции, пункты питания и защиты
- Силовое оборудование подстанций. Трансформаторы и коммутационная аппаратура. Трансформаторы
- Условия параллельной работы трансформаторов
- Коммутационная аппаратура
- Методы определения расчетных электрических нагрузок.
- Метод удельного расхода электроэнергии на единицу продукции
- Метод коэффициента спроса
- Определение числа и мощности трансформаторов подстанций.
- Техническое обслуживание карьерных электроустановок.
- Техника безопасности при техническом обслуживании и эксплуатации карьерных электроустановок.
- Значение электрического освещения для открытых горных работ.
- Понятие о световых величинах и единицах.
- Электрические источники света
- Осветительные приборы. Типы и устройство светильников и прожекторов.
- Системы электрического освещения на открытых горных работах. Размещение осветительных приборов.
- Расчет освещения светильниками и прожекторами.
- Устройство и расчет осветительной сети.
- Устройство осветительной сети и подземных горных выработках и помещениях технологического комплекса
- Устройство осветительной сети на рабочих и нерабочих уступах в карьере и на отвалах
- Устройство осветительной сети в помещениях общего назначения
- Автоматическое управление освещением на карьерах.
- Требования правил техники безопасности
- Основные энергетические показатели электрохозяйства открытых горных работ. Основные положения.
- Общие сведения о потребителях реактивной мощности. Коэффициент мощности.
- Мероприятия по снижению потребления реактивной мощности.
- Способы компенсации реактивной мощности.
- Тарификация электроэнергии.
- Удельный расход электроэнергии и электровооруженность труда.
- Основные факторы, влияющие на удельный расход электроэнергии.
- Электровооруженность труда
- Связь и сигнализация на открытых горных работах. Роль и назначение электрической связи на открытых горных работах. Виды связи.